Доклад по теме: «Особенности организации деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии»
статья по биологии на тему

Грехнёва Любовь Ивановна

Успешная деятельность  любого учителя с инклюзивными детьми зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию   недостатков психического развития ученика в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: Особенности организации деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии

МКОУ Ташаринская СОШ в 2014 году вступила проект «Обучение и социализация детей в инклюзивном пространстве в Новосибирской области» , потому что статистические данные  последних лет показывают, что в школах России постоянно увеличивается число детей с задержкой психического развития. И этому есть объяснение: во-первых, появилось огромное количество вредных факторов (экологическое состояние территорий Российской Федерации, продукты питания, социальный образ жизни родителей и др.), усиливающих проявление различных заболеваний у детей; во-вторых, школьные образовательные программы из года в год  все усложняются и становятся непосильными для ряда школьников. 
С увеличением количества детей, с различной степенью проявления задержки психического развития, острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной педагогической  помощи для данной категории детей. Мы имеем большой опыт работы с детьми с ЗПР в условиях общеобразовательного класса, где дети с ЗПР имеют равные возможности со сверстниками в получении качественных образовательных услуг.

Успешная деятельность  любого учителя с инклюзивными детьми зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию   недостатков психического развития ученика в целом.

Наиболее адекватными для данной категории детей по нашему мнению являются: применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они направлены на повышение:

1) Уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

2) Уровня развития логического мышления.

3)Развития наглядно-образного мышления.

4)Развития речи.

5)Развития  приемов учебной деятельности.

6)Развития личностно-мотивационной сферы.

7)Развития  восприятия и ориентировки в пространстве.


Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках биологии:
1)Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.

2)Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.

3)Предложение учащимся посильного учебного материала.

4)Использование многообразия  форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.

5)Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.

6)Акцентирование внимания  школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии.

7)Обсуждение на уроках биологии интересных  фактов из жизни животных  и растений.

8)Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.

Наибольший эффект на уроках дают специальные  коррекционно-развивающие упражнения, такие, как:
1. Карточки – таблицы, особенно частично заполненные.
2. Карточки – схемы (законченные и незаконченные)
3. Карточки для устного опроса.
4. Карточки - биологические диктанты.
5.Упражнения, связанные с тактильно двигательным восприятием.
6. Карточки с рисунками.
7. Карточки - тесты.
Цели применения коррекционно-развивающих упражнений на уроках:

1.Снятие эмоционального напряжения.
2.Создание ситуации успеха.
3. Возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
4.Коррекция аффективных форм поведения


Виды коррекционно-развивающих упражнений:

Упражнения, связанные с тактильным восприятием:
1. Цветная аппликация.
2. Штриховка.
3. Копирование изображения по образцу.
4. «Узнай по контуру»
5. «Кусочки целого»

Упражнения,  направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия,  образного мышления:
1. «Запомни и нарисуй»
2. «Составь слово»
3. «Найди смысловые связи»
4. «Бессмысленные слова»                          
5. «Буквенные шифры»                        
6. «Один лишний»                             
7. «Память на слова»
8. «Мысленные образы»
9. «Ассоциации»
10. «Раздели на группы»   

  Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:

1.«Найди по алфавиту или слова-загадки»
2. «Номер буквы по алфавиту»
3.« Высокий, средний, низкий»

Спектр применения упражнений:
1.Повторение изученного материала.
2.Закрепление.
3.Обобщение и систематизация знаний.
4.Контроль знаний.
5.Активизации имеющегося у учащихся опыта.
6.Домашние задания. 

Результат:
1.Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2.Обогащение содержания личностных контактов.
3.Повышение уровня всех сфер познавательной деятельности: речевой инициативы, интереса к предмету. 
4. Положительный эмоциональный настрой на урок

Примерные виды заданий 

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ»

Цель:  развитие пространственно- аналитической деятельности, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышение уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и  прочное закрепление ранее пройденного.

Задание:  Запомни и нарисуй растительную клетку и ее части, подпиши их ( 5 класс,тема «Клетка»)


2. УПРАЖНЕНИЕ « КОПИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ОБРАЗЦУ»  

Цель: Развитие и коррекция произвольной сферы ребенка, а так же умения ориентироваться на образец.

Задание: Срисуй с учебника диаграмму, отражающую количество химических элементов на земном шаре. После окончания работы предлагается : проверь, все ли верно. Можно исправить ,если заметил неточности.

Ошибками  являются:
неправильно изображенный элемент, замена одного элемента другим, отсутствие элемента, разрывы между линиями, в тех местах где, они должны быть соединены, сильный перекос рисунка.
Упражнение можно проводить ,как фронтально так и индивидуально
.

3.   УПРАЖНЕНИЕ « АЛФАВИТ»

Цель: Развитие и коррекция   уровня  произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности ( умения действовать по правилу) , Развитие фонематического слуха и  уровня речевого развития.

Задание:  Перечислить части клетки в алфавитном порядке
.

Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени.
 

                                       ТЕРМИНЫ                  

 № по алфавиту

 Оболочка

4

 Цитоплазма

7

 Ядро

8

 Хлоропласт

6

 лизосома

3

 Клеточный сок

2

 Вакуоль

1

 Поры

5


 4. УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ  СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ» 

Цель: Развитие и коррекция  уровня произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие воображения и общего интеллекта.

Задание №1 :  Даны термины и к ним ответы в неправильном соответствии. Задача ученика , найти смысловые связи между термином и определением и расставить их в правильном порядке пример: В каких агрегатных состояниях находится вода в природе?

Ответы учащихся

Лед

твердая

Пар

газообразная

Дождь

жидкая

Снег

твердая

Снежинки

твердая

 Айсберг

твердая

 
Задание №2:

В задании дан один термин и несколько определений. Задача ученика соединить стрелками термин и соответствующие ему определения (функции).

ТЕМА « КЛЕТКА: СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ   СОСТАВ  И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Карточка-задание в виде таблицы.

        ЯДРО
и   ядрышко.

Синтез белка

Хранение наследственной информации

Придает форму клетке

Размножение клетки

Передача наследственных признаков

Создание рибосом

 

7.    УПРАЖНЕНИЕ «БЕССМЫСЛЕННЫЕ СЛОВА».

Цель: Коррекция и развитие  основных свойств внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
Задание: Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, нужно составить определенное слово или словосочетание , относящееся к данной теме.
Задание проводится коллективно  и включает в себя элемент соревнования.

 5 .УПРАЖНЕНИЕ « КАКИЕ БЫВАЮТ
вещества»

Цель: Развитие и коррекция моторики руки, развивать движение руки и уверенность в себе. Формирование всех видов внимания, умения планировать свои действия, развитие общего интеллекта. Снятие общего эмоционального  напряжения.
Задание: На предложенных карточках изображены вещества, нужно разделить карточки на группы
6. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( ПЯТЫЙ…, ШЕСТОЙ….)

Цель:  Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).

Задание: Из предложенного  перечня объектов, выбери тот , который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Задания можно использовать при изучении разных курсов биологии.(5-8 класс.) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них.
Пример №1. В предложенном перечне  1 объект лишний.
береза

яблоко

кошка

зерно

камень

собака

7.Карточки – анаграммы.

(тема « Типы червей» в 7 классе )

Задание:

Восстановить правильный порядок букв так, чтобы получилось название червя:

  1. адиракса – а…2) якивпа –п… 3)яираналп – п…

Возможности использования разных заданий на уроках биологии для инклюзивных детей огромны. Хорошо зарекомендавали себя  и привлечение особых детей в инсценировках стихов или загадок по теме урока.Мною приведено лишь несколько примеров. Материальная база кабинета биологии позволяет работать практически при изучении каждой темы с наглядным дидактическим практическим материалом. Результат усвоения детьми изучаемого материала напрямую зависит от нестандартного подхода учителя к планированию урока для детей с ЗПР и его внутренней позиции по отношению к особым детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".

Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....

Доклад на тему «Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в основной школе»

   Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, соци...

Опыт работы "Восхождение к индивидуальности /особенности организации индивидуального и дифференцированного обучения на уроках биологии/"

Переход российского образования на личностно-ориентированное обучение и воспитание берет свое начало в 90-х годах ХХ столетия, но введение технологии индивидуального  и дифференцированного подход...

Доклад на тему: "Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу и их судейства"

Доклад на тему: "Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу и их судейства" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа ...

Доклад на тему «Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку»

Доклад представляет собой опыт работы учителя русского языка при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе...

Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"

Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"...

Доклад на тему: "«Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС».

     Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школ...