Урок по биологии "Цветок и его строение".
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Шаронова Светлана Владимировна

Материал можно использовать на уроках биологии в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Цветок и его строение»

Ф.И.О. Шаронова С.В., учитель биологии высшей квалификационной категории

Предмет: биология                   Класс: 6

Тема

Цветок и его строение.

Цель

На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.

Задачи

Образовательные:  изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и разнополых, правильных и неправильных цветках, однодомных и двудомных растениях.
Развивающие:
 продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом  учебника, формировать  навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.

Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать  навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного. 

УУД

Личностные УДД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

Определять цели и задачи урока.

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Определяют критерии изучения цветка.

Коммуникативные УУД:

Работать в группах по обсуждению информации.

Слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Выражать свои мысли и идеи.

Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

Работать с моделями цветков, текстом учебника.

Находить отличия.

Работа с информационными текстами.

Объяснение значения новых слов.

Анализировать, сравнивать и выделять признаки.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать строение и функции цветка.

Уметь  объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;

Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, обоеполые и разнополые, правильные и неправильные цветки,  двудомные и однодомные растения.

Метапредметные:  учащиеся должны  уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.

Основные  понятия

Цветок; пестик; тычинка; лепестки;  венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; обоеполые и разнополые, правильные и неправильные цветки , растения однодомные и двудомные.

Ресурсы:

основные

дополнительные

ноутбук, проекционное оборудование,  презентация «Строение цветка», рабочий листок,  муляжи цветков «Модель цветка вишни», «Модель цветка капусты», «Модель цветка картофеля», консервированные цветки; лупы; таблица «Строение цветка», учебник  «Биология» 6 класс под редакцией В.В.Пасечник, выставка детских рисунков,  раздаточный материал «Строение цветка», цветущие комнатные растения.

Формы урока

Индивидуальная, парная, групповая, работа с текстом.

Методы изучения

Словесные, наглядные, практические

Технология

Личностно-деятельностное обучение; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; ИКТ.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Организационный момент
Время:

Приветствуют учителя

Самоконтроль (проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки)

Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

Настраиваю учащихся на серьезную работу.

Учитель:  Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали ровно, подтянулись, гостям  и друг другу улыбнулись.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.  Сегодня на уроке вы будете работать индивидуально, в парах и в группах. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи.

Актуализация знаний

Время:

Отвечают на вопросы

Проверяю наличие и качество знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала по вопросам:  (слайд 2)

1) Назовите органы растения.

2) Какие органы относят к вегетативным, а какие - к генеративным? Какую функцию они выполняют?

Мотивация урока 

(индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность учащихся)

Время:

Читают письмо-шифровку.

Формулируют тему урока

У вас на столах лежат рабочие листы с письмом-шифровкой, прочитайте его и мы с вами определим тему сегодняшнего нашего урока. (слайд 3)

И так тема урока: «Цветок и его строение».

Изучение нового материала
Время:

Учащиеся ставят цели с помощью учителя

Читают стихотворения

 Отвечают на вопросы

Ребята делают вывод о необходимости дополнения и расширения знаний о строении цветка

Ученик читает легенду.

Индивидуальная работа  с учебником. Проверяют правильность выполнения задания

Ребята отвечают на вопросы.

Работа в группах.

Получают карточки, готовятся работая с учебником, моделями цветков, выполняют  творческую работу, представляют результаты своей работы

Слушают объяснение учителя

Индивидуальная  работа Составляют формулу цветка

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Мы сегодня будем говорить о генеративном органе - цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке? (слайд 4).

Цель урока:

Изучить строение цветка

Изучить  виды цветков

Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь". Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.

Давайте послушаем  стихотворение о любимых цветах 2-3 чел. (опережающее задание)

Беседа по вопросам:

- У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей)

- Как называются растения имеющие цветки? (Ответы детей).

Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений.

Учитель: Посмотрите выставку рисунков цветов (задание  опережающее). Каждый из вас стремился раскрыть свои таланты. Молодцы! Сравните ваш рисунок с таблицей «Строение цветка». Позволили имеющиеся у вас знания правильно изобразить строение цветка с научной точки зрения? (ответы детей).

Но вначале легенда о том, как на Земле появились цветы. Во мраке и стуже когда-то лежала мать Земля. Не было ни тепла, ни света. И однажды бог солнца, весны и плодородия пронзил её своим взором. Сразу воссияло Солнце. Полились яркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля, жадно пила она щедрые солнечные лучи. И сказал тогда бог света "За любовь твою украшу я тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, зеленой травой-муравой, цветами алыми:" Вот так и появились на Земле цветы.(слайды №3,4,5,6 во время рассказа легенды)

Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. Тогда их было мало, только 15 млн. лет спустя они расселились по всей земле. 235 тыс. видов растений имеют цветы.

Учитель: Цветы вдохновляли художников, поэтов, архитекторов, композиторов на создание великих произведений. 

Учитель: "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок", - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты.

- Ребята, а кто из вас может сказать, что такое цветок? (отвечают). Хорошо.

Теперь давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник с.58, §11 внимательно прочитайте первый абзац. А теперь скажите  что  же такое цветок?

Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок  может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового.

- Из чего развивается цветок? (Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки).

-Что развивается из цветка? (Из цветка образуется плод с семенами).

-Каково значение цветка в жизни растений? (Семенное размножение).

Учитель: Во многих сказках  упоминаются  цветы. Назовите эти сказки  (Дюймовочка, Снежная королева, Цветик - семицветик, Аленький цветочек, Двенадцать месяцев, Незнайка и его друзья). Молодцы!

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ  И я тоже сейчас вам расскажу сказку «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»

На высоком холме стоит красивый  замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором –   большие  розово – сиреневые  стены. В центре замка стоит зеленый столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые желтые подушечки.

О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

Верно, речь идет о цветке. Можем ли мы ответить на ? что такое зубцы, стены? (нет) Почему? (Не хватает знаний). Возникла проблема?  Как решить возникшую проблему? (Поработать с учебником и найти информацию). Для этого я предлагаю вам  поработать в группах.

У каждой группы есть свое задание. Вы выполняете его по определенному алгоритму.  Вам дается 7 минут, после чего каждая группа поделится своей информацией. Ребята время пошло.

Обсуждение для каждой группы:

1 группа «Околоцветник»  (слайд № 8-10 ) 

1.Прочитайте текст  «Околоцветник двойной и простой» на с.60 и «Строение цветка яблони» на с.59 1 абзац §11,

Ответьте на вопросы:

2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник?

3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?

4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с  двойным околоцветником.

2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 11 )

1.Прочитайте текст  «Строение тычинки и пестика» на с. 60 - 61 § 11.

Ответьте на вопросы:

2.Опишите строение тычинки и пестика.

3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? Почему их называют главными частями цветка?

4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки.

3 группа  «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» (слайд № 12-13)

1.Прочитайте текст  «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на с. 60 - 61 § 11.

Ответьте на вопросы:

2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков?

3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых.

4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию  тычиночного цветка.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА — « Суперфизминутка» ( Videouroki.net)

Учитель: Молодцы. Вы хорошо поработали. «Растения однодомные и двудомные» Продолжаем разговор о строении цветка..  Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу  цветка. Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь.  Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (слайд № 16)

Ч— чашечка,
Л— лепестки,
Т— тычинка,
П— пестик,

↑ – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
♀- пестичные (женские) цветки,
♂- тычиночные (мужские) цветки,

- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
 ∞ - число частей цветка больше 12.

Давайте вместе составим Формула цветка вишни:*Ч5Л5Т∞ П1 

Самостоятельная работа в рабочем листке.

Функции частей цветка. Прочитайте текст и выполните задание на соответствие. К частям цветка из первого столбца подставьте номера  функций из второго столбца.

Цветок — довольно сложный и по природе своей уникальный орган  растений, это не что иное, как укороченный побег, при этом лепестки, пестики, тычинки и чашелистики представляют собой видоизмененные листья. Основная его функция — это половое размножение организма.  Цветок размещается на верхушке побега. Стебель побега плавно переходит в цветоножку. Она кверху расширяется, образуя так называемое цветоложе — именно к нему и крепятся все остальные части цветка. Чашечка с чашелистиками помогает защитить развивающийся цветок. Венчик  представляет собой совокупность лепестков. Как правило, именно они и являются самой заметной частью цветка. Они могут срастаться между собой или оставаться свободными. Основные функции венчика — это защита от высоких температур днем, предохранение от переохлаждения ночью, защита от солнечных лучей, а также привлечение насекомых–опылителей. Тычинки являются местом образования и созревания пыльцы растения, которая играет важную роль в размножении. Их количество может варьировать от одной до нескольких сотен. Пестик — один из основных органов цветка. Из завязи пестика образуется плод с семенами.

Название частей цветка

Цифра

Строение

Цветоножка

5

1.Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе

6

2.Из завязи пестика развивается плод.

Чашечка с чашелистиками

4

3.Образование и созревание пыльцы

Лепестки

1

4.Защита развивающихся частей цветка

Тычинки

3

5.Прикрепляет к стеблю.

Пестик

2

6.Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Закрепление  нового материала
Время:

Работа в парах, выполняют

Л/р «Строение цветка»,

самопроверка

Фронтальный опрос по слайду

Слушают и осознают вывод урока. Переводят знания в убеждения.

 Молодцы.  А сейчас немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА (слайд № 17)

Успех овладения темой урока мы подтвердим, выполнив правильно следующие задания:

Первичное закрепление:

- Лабораторная работа  «Строение цветка» (слайд № 18)

У вас на столах лежат маленькие цветы герани. Дайте характеристику цветка (работа в парах)

1 Тип цветка

а)однополый мужской    б)однополый женский             в)обоеполый

2.Тип околоцветника

А)простой                   Б) двойной

3.Число тычинок

А)тычинок нет   Б) 5   В)6   Г) неопределенное число

4) число пестиков

А) нет   Б) 1   в) много

Проверка выполнения практической работы (формулы цветка), самопроверка

Вторичное закрепление: (слайд № 19)

А) Дополните предложения: 

1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник).

2) Главные части цветка – (пестик и тычинки).
3) Пестик состоит из трех частей – (
рыльце, столбик и завязь).
4) Тычинка состоит из –
(пыльника и тычиночной нити).
5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (
из его образуется плод и семена).

В) Выполните № 97 на стр. 48 в тетради. Вставьте пропущенные слова.

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют ………………

Цветок, имеющий только тычинки, называют ………………, а цветок, имеющий только ………… , называют ……………

Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют ………………

Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то такие растения называют ………………..

Вывод урока: Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги:

1) Цветок – это видоизмененный укороченный побег, репродуктивный орган растения. 
2) Главные части цветка – пестик и тычинки.
3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.

Рефлексия
Время:

Учащиеся высказывают свои мнения, отвечают на вопросы.

Вернемся к вашим рисункам. Что не получилось на рисунках с изображением цветка с научной точки зрения?

Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?

Что вы для себя узнали нового на уроке?

Что вас удивило?

Вернемся к  нашей сказке

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»

На высоком холме стоит красивый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором –  большие  розово-фиолетовые стены. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.

О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

Учитель: У нас на столах еще остались нераскрыты конверты красного цвета. Давайте их раскроем. Почему я эти цветы поместила в красный конверт? Да ребята, эти цветы занесены в красную книгу. Давайте внимательно посмотрим и скажем есть ли среди них наши знакомые?

Бывает очень грустно наблюдать, когда растения рвут охапками, не обращая внимания, что они занесены даже в Красную книгу.

Не рвите эти цветы в огромные букеты. Сорванные цветы моментально вянут и оживить их невозможно. Пусть лучше   радуют они нас.

Звучит песня Антонова "Не рвите цветы, не рвите", видеоролик.

Рефлексия  

Ребята, у меня на доске клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите  сделать клумбу красивой. У каждого из вас лежат цветки.  

После звонка, когда вы будете уходить из класса, прикрепите цветок на клумбу.

РОЗОВЫЙ  – Узнал много нового! Было над чем подумать!

ОРАНЖЕВЫЙ – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута!

ЖЕЛТЫЙ - Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно!

СИНИЙ – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться!

КРАСНЫЙ   - Я не удовлетворен занятием! Сложно! Я ничего не понял.

Ребята, вы замечательно работали на уроке.

Задание на дом

Время:

Акцентируют внимание на домашнем задании.

  Записывают в дневник.

Обязательное для всех: §11, выучить термины  (слайд № 20)

По желанию:

Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение  «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран»

Подготовь сообщение  «Цветы из Красной книги»

Итог урока

Время

Самооценка  

своей работы на уроке

   

Подсчитайте итоговый балл

20-23 балла- «5»        10-15 баллов- «3»

16-19 баллов – «4»                 меньше 9 баллов – надо стараться 

Цветы - это удивительное творение природы. В цветах сама гармония и красота, надо ими любоваться и бережно к ним относиться.

Я хочу закончить урок замечательными стихами азербайджанского поэта Самеда Вургуна.

Давай пройдемся  (слайд № 21)

                медленно по лугу

И «здравствуй!»

                скажем каждому цветку,

Я должен над цветами

                наклониться

Не для того, чтоб рвать

                или срезать,

А чтоб увидеть

                добрые их лица

И доброе лицо им показать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цветок и его строение "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь".

Слайд 3

Цель урока: Изучить строение цветка. Изучить виды цветков. Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Слайд 9

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК» На высоком холме стоит красивый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором – большие розово – сиреневые стены. В центре замка стоит зеленый столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые желтые подушечки.

Слайд 10

1 группа «Околоцветник» 1.Прочитайте текст «Околоцветник двойной и простой» на с.60 и «Строение цветка яблони» на с.59 1 абзац §11, Ответьте на вопросы: 2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник? 3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? 4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с двойным околоцветником.

Слайд 11

Чашечка цветка Табак Слива

Слайд 12

Венчик цветка Цветы картофеля Цветы колокольчика персиколистного Цветок вишни Цветы яблони

Слайд 13

Околоцветник Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки Простой околоцветник состоит только из венчика Вишня Ландыш Тюльпан Лилия Одуванчик Слива

Слайд 14

2 группа «Тычинки и пестик» 1.Прочитайте текст «Строение т ычинки и пестика » на с. 60 - 61 § 11. Ответьте на вопросы: 2.Опишите строение тычинки и пестика. 3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? Почему их называют главными частями цветка? 4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки.

Слайд 15

Главные части цветка: Тычинки и Пестик Тычинки - это мужской орган цветка Пестик - это женский орган цветка Пыльник Тычиночная нить Рыльце Столбик Завязь

Слайд 16

3 группа «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» 1.Прочитайте текст «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на с. 60 - 61 § 11. Ответьте на вопросы: 2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков? 3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых. 4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию тычиночного цветка.

Слайд 17

ТИПЫ ЦВЕТКОВ обоеполые раздельнополые Пестичный цветок ♀ Тычиночный цветок ♂

Слайд 18

Виды цветков Неправильный Правильный

Слайд 19

1- цветоножка , 2 - цветоложе, 3 - чашечка, 4 - завязь, 5 - столбик, 6 - рыльце, 7- пестик, 8 - венчик, 9 - пыльник, 10 - тычиночная нить, 11 - тычинка

Слайд 20

Однодомные растения На одном растении находятся и тычиночные и пестичные цветки Огурец Кукуруза Тыква

Слайд 21

Двудомные растения На одних растениях находятся только пестичные цветки, а на других – только тычиночные. Женские цветки Мужские цветки Ива Тополь

Слайд 22

Формула цветка – краткая запись строения цветка. Ч— чашечка, Л— лепестки, Т— тычинка, П— пестик, ↑ – неправильный цветок, * - правильный цветок, ♀- пестичные (женские) цветки, ♂- тычиночные (мужские) цветки, - обоеполые цветки, ( ) – сросшиеся части цветка, цифры – количество частей цветка, ∞ - число частей цветка больше 12. Формула цветка вишни: *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1

Слайд 23

Самостоятельная работа в рабочем листке. Функции частей цветка . Прочитайте текст и выполните задание на соответствие. К частям цветка из первого столбца подставьте номера функций из второго столбца. Цветок — довольно сложный и по природе своей уникальный орган растений, это не что иное, как укороченный побег, при этом лепестки, пестики, тычинки и чашелистики представляют собой видоизмененные листья. Основная его функция — это половое размножение организма. Цветок размещается на верхушке побега. Стебель побега плавно переходит в цветоножку . Она кверху расширяется, образуя так называемое цветоложе — именно к нему и крепятся все остальные части цветка. Чашечка с чашелистиками помогает защитить развивающийся цветок. Венчик представляет собой совокупность лепестков. Как правило, именно они и являются самой заметной частью цветка. Они могут срастаться между собой или оставаться свободными. Основные функции венчика — это защита от высоких температур днем, предохранение от переохлаждения ночью, защита от солнечных лучей, а также привлечение насекомых–опылителей. Тычинки являются местом образования и созревания пыльцы растения, которая играет важную роль в размножении. Их количество может варьировать от одной до нескольких сотен. Пестик — один из основных органов цветка. Из завязи пестика образуется плод с семенами.

Слайд 24

Название частей цветка Цифра Строение Цветоножка 5 1.Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. Цветоложе 6 2.Из завязи пестика развивается плод. Чашечка с чашелистиками 4 3.Образование и созревание пыльцы Лепестки 1 4.Защита развивающихся частей цветка Тычинки 3 5.Прикрепляет к стеблю. Пестик 2 6.Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Слайд 25

Лабораторная работа «Строение цветка» У вас на столах стоят комнатные растения фиалки. Дайте характеристику цветка (работа в парах) 1.Тип цветка а) однополый мужской б) однополый женский в) обоеполый 2.Тип околоцветника а) простой б) двойной 3.Число тычинок а) тычинок нет б) 2 в) 6 г) неопределенное число 4.Число пестиков а) нет б) 1 в) много 1.в, 2.б, 3.б, 4.б.

Слайд 26

А) Дополните предложения: 1) Лепестки и чашелистики образуют – 2) Главные части цветка – 3) Пестик состоит из трех частей – 4) Тычинка состоит из – 5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что –

Слайд 27

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК» На высоком холме стоит красивый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором – большие розово-фиолетовые стены. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки. О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

Слайд 28

Рефлексия РОЗОВЫЙ – Узнал много нового! Было над чем подумать! ОРАНЖЕВЫЙ – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута! ЖЕЛТЫЙ - Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно! СИНИЙ – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться! КРАСНЫЙ - Я не удовлетворен занятием! Сложно! Я ничего не понял.

Слайд 29

Домашнее задание: Обязательное для всех: §11, выучить термины По желанию: - Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран» - Подготовь сообщение «Цветы из Красной книги»

Слайд 30

Давай пройдемся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме __________________________________________________

Дата 30.11.2018г  Фамилия, имя___________________________________________класс  6

Этапы урока

Задания

Критерии оценивания, самооценка

1.Определите тему урока

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597846/img2.jpg

3 балла – ошибок нет

2 балла –  1 ошибка

1 балл – 2 ошибки

0 баллов – более 2 ошибок

Самооценка:  

2. Определение «цветок»

1.Цветок это__________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

1 балл

3.Работа в группах

1 группа «Околоцветник»  (слайд № 8-10 ) 

1.Прочитайте текст  «Околоцветник двойной и простой» на с. 60  и «Строение цветка яблони» на с.59 1 абзац § 11.

Ответьте на вопросы:

2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник?

3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?

4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик, раскрасьте их. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с  двойным околоцветником.

2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 11 )

1.Прочитайте текст  «Строение тычинки и пестика» на с. 60 - 61 § 11.

Ответьте на вопросы:

2.Опишите строение тычинки и пестика.

3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? Почему их называют главными частями цветка?

4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки.

3 группа  «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» (слайд № 12-13) 

1.Прочитайте текст  «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на с. 60 - 61 § 11.

Ответьте на вопросы:

2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков?

3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых.

4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию  тычиночного цветка.

5 баллов – нет ошибок

4 балла – 1-2 ошибки

3 балла – 3 – 4 ошибки

0 баллов – более 4 ошибок

Самооценка:  

4.Части цветка

2.Прослушайте выступление групп  и подпишите части цветка, раскрасьте цветок

1.____________________________2.______________________

3.____________________________4.______________________

5.____________________________6.______________________

7.____________________________8.______________________

9.____________________________10._____________________

11.___________________________

Вывод:_Цветок состоит из ______________________________

5 баллов – нет ошибок

4 балла – 1-2 ошибки

3 балла – 3 – 4 ошибки

0 баллов – более 4 ошибок

Самооценка:  

5. Функции частей цветка

3.Прочитайте текст и выполните задание на соответствие. К частям цветка из первого столбца подставьте номера  функций из второго столбца.

Цветок — довольно сложный и по природе своей уникальный орган  растений, это не что иное, как укороченный побег, при этом лепестки, пестики, тычинки и чашелистики представляют собой видоизмененные листья. Основная его функция — это половое размножение организма.  Цветок размещается на верхушке побега. Стебель побега плавно переходит в цветоножку. Она кверху расширяется, образуя так называемое цветоложе — именно к нему и крепятся все остальные части цветка. Чашечка с чашелистиками помогает защитить развивающийся цветок. Венчик  представляет собой совокупность лепестков. Как правило, именно они и являются самой заметной частью цветка. Они могут срастаться между собой или оставаться свободными. Основные функции венчика — это защита от высоких температур днем, предохранение от переохлаждения ночью, защита от солнечных лучей, а также привлечение насекомых–опылителей. Тычинки являются местом образования и созревания пыльцы растения, которая играет важную роль в размножении. Их количество может варьировать от одной до нескольких сотен. Пестик — один из основных органов цветка. Из завязи пестика образуется плод с семенами.

Название частей цветка

Цифра

Строение

Цветоножка

Имеют яркую окраску.

Привлекают насекомых для

опыления.

Цветоложе

2.Из завязи пестика развивается

 плод.

Чашечка с чашелистиками

3.Образование и созревание

Пыльцы.

Лепестки

4.Защита развивающихся

частей цветка.

Тычинки

5.Прикрепляет к стеблю.

Пестик

6.Располагаются чашелистики,

 лепестки, тычинки и пестик.

5 баллов – нет ошибок

4 балла – 1-2 ошибки

3 балла – 3 – 4 ошибки

0 баллов – более 4 ошибок

Самооценка:  

6. Лабораторная работа

У вас на столах лежат маленькие цветы герани. Дайте характеристику цветка (работа) в парах)

1.Тип цветка

а) однополый мужской    б) однополый женский             в) обоеполый

2.Тип околоцветника

А) простой                   Б) двойной

3.Число тычинок

А) тычинок нет   Б) 2   В) 6   Г)  неопределенное число

4).Число пестиков

А) нет   Б) 1   в) много

4  балла

Самооценка:  

7. Рефлексия

РОЗОВЫЙ  – Узнал много нового! Было над чем подумать!

ОРАНЖЕВЫЙ – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута!

ЖЕЛТЫЙ - Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно!

СИНИЙ – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться!

КРАСНЫЙ   - Я не удовлетворен занятием! Сложно! Я ничего не понял.

8. Оцените свою работу

Подсчитайте итоговый балл

20-23 балла- «5»                     10-15 баллов- «3»

16-19 баллов – «4»                   меньше 9 баллов – надо стараться

Самооценка:  

9. Д/з

§11; выучить термины  

Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение  «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран»

Подготовь сообщение  «Цветы из Красной книги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Презентация "Самое прекрасное создание природы!"к уроку биологии в 6 классе "Строение цветка"

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.

Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...