Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)

Шаронова Светлана Владимировна

Рабочая программа по биологии 11 класс автор учебника И.Н.Пономарева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_11_klassa.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами, а так же в соответствии с программой  (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с.84-96)

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы);

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Программа 10-11 класса (базовый уровень) 

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

В зависимости от подготовленности учащихся,  количество часов, взятое на изучение определённых тем, изменено. Тема 1 «Введение в курс общебиологических явлений» вместо 6 часов на изучение данной темы берётся 5 часов, освободившийся час используется при проведении темы 4. «Популяционно-видовой уровень жизни».  Тема 2 «Биосферный уровень организации жизни» изучается в течение 8 часов вместо 9 часов. Освободившийся  час,  использован для изучения темы 3: «Биогеоценотический уровень организации жизни».

Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10-11 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса  используются новые учебные пособия: Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с. 

В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам  биологии -  «Животные», «Человек», общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ (линия Пономаревой И.Н. – является концентрической), обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.

Кроме того, при ведении курса в 10-11 классе используется серия мультимедийных уроков и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)

                                Учебно-методический комплект.

Перечень учебников, по завершённой линии Пономаревой И.Н. издательства Москва, «ВЕНТАНА-ГРАФ»:

6 класс: «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под редакцией И.Н. Пономаревой. Авторы: И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, 2009.

КТП составлено в соответствии с рекомендациями для базового уровня изучения биологии в 6 классе и рассчитано на 1 час в неделю в связи с введением регионального компонента и выделением для этого отдельно 1 часа в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год.  В тематическом плане соблюдены все рекомендации  в соответствии с Федеральным компонентом образования.

7 класс: «Биология. Животные». Авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко  под редакцией  И.Н. Пономаревой, 2009.

8 класс: «Биология. Человек». Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва, 2007.

9 класс: «Основы общей биологии».Авторский коллектив: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, 2009.

10 класс:  «Биология. Общая биология». Авторы: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, 2-е издание, переработанное.

                                             

                                                              Содержание учебного предмета.

  1. Введение в курс общебиологических явлений (5ч)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура.  Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

  1. Биосферный уровень организации жизни (8ч)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Лабораторная работа:

1.Определение пылевого загрязнения воздуха

2.Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов. 

  1. Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:

3. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

  1. Популяционно-видовой уровень (13 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.  Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторные работы:

4. Выявление морфологических признаков при описании разных видов рода бегония.

5. Выявление ароморфозов на примере комнатных растений и идиоадаптаций у насекомых.

                                                            Календарно-тематическое  планирование

Дата

10 класс

Тема урока

Л/р

Тип урока, форма проведения

оборудование

Д/з

1. Введение в курс общебиологических явлений.  (5ч.)

1

1. Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П.1,2, тетрадь

2

2. Уровни организации живой природы.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П.3, тетрадь

3

3. Значение практической биологии

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма

П.4. приготовить презентации, достижения современной биологии

4

4 . Методы биологических исследований

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П.5. сообщения по методам, тетрадь, задания по группам

5

5. Семинар: «Живой мир и культура. Культура и цивилизация. Творчество в истории цивилизации. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой».

семинар

Фрагменты фильма, Презентации, ЦОР, таблицы

П. 6.,рабочая тетрадь, задания по группам

2. Биосферный уровень организации жизни.  (8ч.)

6

1. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Л\р №1 «Определение загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов»

Л\р 1

практикум

Презентации, ЦОР, таблицы

П.10., приготовить сообщения, в 2 слайдах презентации, по темам

7

2. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

семинар

Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма

П.12.,выступления

по теме. Приготовить рефераты

8

3. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П.14.,Выступления, презентации, тетрадь

9

4. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П.16, тетрадь схема. Приготовить опорные конспекты по круговоротам

10

5. Человек как житель биосферы. Роль взаимоотношение человека и природы в развитии биосферы.

семинар

Презентации, ЦОР, таблицы

П.18, тетрадь, презентация, выступления, реферат

11

6. Особенности биосферного уровня жизни материи. Экологические факторы. Их значение.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма

П.19,20, тетрадь, опорный конспект, таблица, приготовить выступления к следующему уроку

( индивидуальные задания)

12

7. Семинар: «Мир живой биосферы в литературе. Естественное и духовное. Значимость живого мира и ценностное, гуманистическое отношение ко всему живому. Явления живой природы в древних памятниках культуры».

семинар

Презентации, ЦОР, таблицы

Стр.79-84

Пов.п. 10-20

13

8. Зачет: «Биосфера – оболочка Земли.»

Обобщение и систематизация знаний

Презентации, ЦОР, таблицы, КИМы

 Фоторолики  «Биосфера – оболочка Земли.»

Составить самостоятельно5 вопросов тестов по теме

3. Биогеоценотический уровень организации жизни.  (9ч.)

14

1. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.

Презентации, ЦОР, таблицы

П.22,23., тетрадь, презентации

15

2. Пространственная и внутривидовая структура биогеоценоза. Строение и свойства экосистем.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы, Виртуальня эксурсия ( Диск Экология)

П.24, тетрадь, схемы, опорные конспекты, задания по группам

16

3. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов.

Урок - проект

Презентации, ЦОР, таблицы

П.28, тетрадь, презентация

17-18

4-5. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема.

Л/р №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».

Л/р 2

практикум

Презентации, ЦОР, таблицы

П.30-31, тетрадь, приготовить выступления по группам , презентации в индивидуальном порядке

19

6. Сохранение разнообразия биогеоценозов.

Урок- конференция

Презентации, ЦОР, таблицы

П.33., тетрадь, Сотавить резолюцию конференции

20

7. Экологические законы природопользования.

Урок- проект

Презентации, ЦОР, таблицы

П.34, составление опорных конспектов , правил по охране природы, законов природопользования

21

8. Семинар: «Образ леса в художественных произведениях и народном творчестве. Лес как основа формирования мировоззрения. Лес как достояние страны и всего народа; проблемы гибели леса, сохранение и восстановление леса».

семинар

Презентации, ЦОР, таблицы

П.35

Пов.22-35, тетрадь, презентации по группам

22

9. Зачет: «Биогеоценоз. Свойства экосистемы».

Обобщение и сис тематизация знаний

Презентации, ЦОР, таблицы, КИМы

Тетрадь по теме

4.Популяционно-видовой уровень организации жизни. (12ч.)

23

1. Вид, его характеристика и структура.

Л/р№ 3 «Выявление морфологических признаков при описании разных видов рода бегония».

Л/р 3

 практикум

   

Презентации, ЦОР, таблицы

П.36, тетрадь, таблица

24

2. Популяция как форма существования вида. История популяционных идей

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П. 37, презентации, сообщения, Тетрадь

25

3. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П.39., тетрадь

26

4. Видообразование, как процесс увеличение видов на Земле. Современное учение об эволюции.

лекция

Презентации, ЦОР, таблицы

П.40, тетрадь, записи

27

5. Человек как уникальный вид живой природы.

лекция

Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма

П.43, тетрадь

28

6. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

комбинированный

Презентации, ЦОР, таблицы

П.44, тетрадь

29

7. Основные закономерности эволюции

семинар

Презентации, ЦОР, таблицы

П.45, записи, тетрадь

30

8. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

Л/р №4 «Выявление ароморфозов на примере комнатных растений и идиоадаптаций у насекомых».

Л/р4,5

практикум

Презентации, ЦОР, таблицы

П.49,50, оформление в тетради, приготовить выс тупления ,ролики- Охрана редких и исчезающих видов

31

9. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Охрана редких и исчезающих видов.

конференция

Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильмов, ролики, Красная книга природы

П.55,тетрадь

32

10. Понятие «редкие», «исчезающие» и  «охраняемые» виды. Проблема сохранения биологических видов на Земле в международных программах 21 века.

конференция

Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильмов, ролики, Красная книга природы

П.54, тетрадь

33

11. Идеи сохранения видов в естественно-научных и философских дискуссиях. Значение культуры личности и общества в целом в защите разнообразия видов на Земле.

лекция

Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильмов

Повт. П.36-54

34

12. Зачет: «Основные закономерности эволюции видов».

Обобщение и сис тематизация знаний

Презентации, ЦОР, таблицы, КИМы

Составить самостоятельно 5 вопросов тестов по теме

Формы контроля и оценки знаний обучающихся.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;

«4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта;

2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы  неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Контрольные работы в 10 классе.

Номер П/П

Четверть

Тема

1

1

Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи.

2

2

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

3

3

Особенности популяционно-видового уровня жизни

4

4

Основные закономерности и направления эволюции.

Литература и другие средства обучения.

Список рекомендуемой литературы 10-11 класс

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
  7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
  8. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
  10. Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.
  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
  12. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
  13. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
  14. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
  15. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...