Педагогические технологии, используемые в моей работе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В данной статье кратко описаны современные образовательные технологии, методы и приемы, используемые на уроках биолгии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii_v_moey_rabote_.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ

Гомбоева Людмила Михайловна

учитель биологии

Педагогические технологии в моей работе

Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом. Важно, чтобы обозначенная проблема действительно была решена, а не завуалирована. Для этого необходимо найти корни ее возникновения или причины появления. Только устранив эти причины, можно говорить о решении проблемы.

 Одной из проблем выделила бы проблему развития связной речи учащихся, которую рассматриваю через активизацию мыслительной деятельности учеников.       Индивидуальная лексика каждого человека примерно соответствует его запасу знаний. Развивая  речь ребенка, мы развиваем его мышление. А это в свою очередь ведет к ситуации успеха ученика, положительной адаптации ребенка. Особенно показательна для оценки уровня общего интеллектуального развития  его устная и письменная  монологическая  речь.  Д.С. Лихачев писал: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»».

  В последнее время мы все, по-моему, злоупотребляем использованием тестов, безусловно, тест легче обработать, несложно составить, дети уже привыкли к выполнению тестовых заданий, но особого развития речи при этом виде работы не наблюдается. Не отказываюсь от тестов в своей работе, более того - тестовые задания составляют сами ученики либо во время урока, либо дома, но при взаимопроверке прошу детей обосновывать выбор своего ответа, таким образом, ребенку приходится говорить, аргументировать свой ответ.

  Технология проблемно-диалогического  обучения – дает очень широкие возможности в развитии и формировании устной монологической и диалогической речи детей, позволяет активизировать творческую деятельность учащихся через различные пути решения выдвинутой проблемной ситуации, где учитель либо сам заостряет противоречие, либо подталкивает сделать это самого ученика, а затем, в процессе диалога ребенок находит выход из проблемной ситуации. При таком обучении ребенок учится и находить противоречие, и выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать их, ребенок сам «открывает» знание- и это значительно эффективнее, чем если бы учитель дал эти знания в готовом виде. Большинство учителей применяет эту технологию. Я практически на каждом уроке ставлю проблемные вопросы и постоянно задаю проблемные задачи. Наиболее эффективно их применять при выводе учащимися темы и цели урока, при изучении нового материала. Так, при изучении темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» в 6 классе я задаю проблемные вопросы: 

  1. Что бы произошло с клёном, если бы он на зиму остался с зелёными листьями? 
  1. Вспомните сказку К.Чуковского «Как крокодил солнце проглотил». А на самом деле, если бы это случилось, что бы произошло с животными? Правда ли, что зайчишку, да и медведя солнце согревало и изнутри? 

 Еще одна очень важная проблема (и не только у биологов)  - низкая мотивация учеников, все мы сознаем, что дети не хотят учиться. Возможно, сказываются многочисленные и незаконченные эксперименты в системе образования, необоснованно сложная программа при том, что все больше в классах появляется детей с проблемами усвоения  и просто педагогически запущенных.  Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы решать эту проблему учителю нужно:

· знать  психологические особенности ученика

· знать его потребности и интересы

· осуществлять личностный подход в обучении (что в реальности совсем не просто)

· самому постоянно учиться, использовать различные технологии в образовательном процессе, отдавая предпочтение деятельностным методам (в биологии это и лабораторные и практические работы, постановка домашнего опыта, проектная деятельность)

· использовать игровые, коллективные способы обучения – при этом снижается уровень тревожности у детей, возникает сотрудничество и взаимопомощь между учениками

· использовать на уроках не просто интересную информацию, но и преподносить ее  более современными способами-интернет, электронные пособия, видеофильмы и т.д.

    Использование ИКТ на уроках биологии помогает учителю успешно решать эту проблему.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуально, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

Обучение  с использованием ИКТ  является не только сообщением определённой суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:

 работа с ЦОР и ЭОР;

 лекции с мультимедийным сопровождением;

 создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;

 организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;

 поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;

 тренинги навыков с использованием компьютеров;

 контроль обученности средствами интерактивного тестирования.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету учащимся предлагаются домашние творческие задания, которые могут выражаться:

1) в составлении опорных схем и конспектов;

2) в подготовке различных сообщений и докладов;

3) в подготовке презентаций.

В соавторстве мною создан электронный учебник «Молекулярная генетика», для углубленного изучения и проверки знаний по теме «Молекулярная биология» в курсе 10 класса. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету,

- систематизировать усвоенные знания,

- психологически настроить на атмосферу экзамена,

- натренировать учащихся отвечать на наиболее распространенные и сложные вопросы,

- сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом

- сформировать навыки самоконтроля,

- сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

- обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки.

В своей работе я использую различные электронные образовательные ресурсы:

 Молекулярная генетика. Электронное пособие для профильных медицинских классов. (Автор и составитель Гомбоева Л.М.)

 ЭОР «Биология 5 – 9 класс» в 5 частях «Дрофа», с сайта издательства, полностью соответствующие учебникам биологии под редакцией Н.И. Сонина. Презентации объединены по темам.

 Использую ЭОР расположенные на сайтах

• Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР

http://www.school.edu.ru;

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.scool-collection.edu.ru

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.fcior.edu.ru

• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

www.window.edu.ru

• Федеральный портал.Российское образование

• http://eor.edu.ru.

 В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными компонентами.           В учебном процессе необходимо создать педагогические условия, в которых школьники  будут овладевать такими умениями, как: выявлять и объяснять причинно-следственные связи человека и природы, прогностические умения, практические умения по уходу и улучшению состояния своего природного окружения.

Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают исследовательская и проектная технология обучения.  Учебный  курс биологии  является одним из наиболее подходящих разделов для изучения его в рамках исследовательской деятельности. В процессе изучения этого раздела учащиеся привлекаются к наблюдениям за местными, локальными изменениями в окружающих их экосистемах, учатся выявлять причины этих изменений.

Самостоятельные исследования школьниками вполне доступны. В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся. С учениками, имеющими низкие учебные возможности, проводятся простые наблюдения за природными объектами. С более сильными учениками – работы исследовательского характера, постановка несложных экспериментов. В результате учащиеся занимаются творческой работой, в ходе которой становятся в ситуацию «первооткрывателя», добывающего «новые» знания. В результате групповой формы организации познавательной деятельности, ученики переходят от пассивного объекта обучения к активной творческой деятельности, каждый ученик опирается на свои способности, склонности, интересы.

Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей.           Исследовательская деятельность основывается на жизненном опыте учащихся, наглядности, ситуации «успеха», её реализация в рамках некоторых разделов может быть осуществлена посредством лабораторных работ. Исследовательский подход способствует лучшему усвоению достаточно сложных экологических понятий, совершенствованию практических умений и навыков. Темы исследовательских проектов: 6 класс «Гиганты мелового периода в Бурятии», «Животные Красной книги Бурятии», «Влияние фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий», «Созвездия в моей жизни»; 8 класс: «Исследование свойств воды», «Школьный атлас растений», 10-11 классы «Изменение остроты зрения у старшеклассников», «Группа крови как маркёр здоровья», «Биоритмы человека», «Витамины в жизни школьников», «Адаптационный потенциал старшеклассников» и другие.

Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные  работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на городском и республиканском уровнях. Неоднократно школьники становились призерами как городских, так и республиканских научно-практических конференций и конкурсов исследовательских работ: «Шаг в будущее». «Серебряная альфа», «Созвездие», Конкурс исследовательских проектов им. Вернадского и др.

Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения поставленной цели. Алгоритм деятельности учителя по организации проектной деятельности обучающихся заключается в следующем:

- Создание положительной мотивации к работе через постановку интересной проблемы, создание проблемной ситуации.

- Совместное участие учителя и учеников в анализе проблемы.

- Выдвижение гипотез, подвергающихся проверке, и отсев бесполезных гипотез.

- Ознакомление учащихся с методами исследования проблемы и данными науки.

- Составление плана работы.

- Выявление связей темы исследования с другими темами.

- Поиск противоречий.

- Выдвижение новых гипотез и их обсуждение.

- Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

- Предзащита работы.

- Окончательное оформление и защита работы.

Необходимо предлагать детям интересные и посильные для них проектные работы. Например, в рамках коллективного проекта «Здоровые дети – сильная Россия» учащиеся выполняли индивидуальные проекты на темы: «Влияние алкоголя на организм человека», «Гигиена человека», «Правильное питание», «Закаливание организма». Могут быть и специальные, достаточно значимые проекты, такие как: «Мой любимый школьный двор», «Зимний сад в школе», «Модель экологического отряда», которые охватили учащихся 6-11 классов нашей школы. Прежде чем учащиеся приступят к разработке проекта, учителю необходимо определить для себя следующее: цели учащихся и учителя; место данного проекта в учебном процессе; интегрируемые школьные предметы в соответствии с выбранной темой; тип проекта; продолжительность проекта (краткосрочный проект, среднесрочный, долгосрочный),  

Ещё одна проблема, с которой часто сталкиваются педагоги: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с детьми будет их осуществлять, но… Урок начался, урок закончился, а учащиеся остались равнодушными, вяло реагировали на всё то, что предлагал учитель.

На современном этапе развития школьного образования необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся – заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлечённости – опираясь  на субъект - субъектную основу взаимодействия, когда ребёнок не объект, которому взрослые (учителя и родители) передают «багаж знаний», а субъект, активно познающий мир и преобразующий его.

Помощь в решении этой проблем может оказать применение в практике работы учителя технологии развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода.

«Критическое мышление»  - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового.

«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р). Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.
Есть четкий  технологический  алгоритм  урока.  А    приемы, которые  можно использовать, для того чтобы  реализовать данную  технологию различны.
Технологическая карта урока по технологии  РКМ 

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

  •   Интрига
  •   Корзина  идей

        Составление списка “известной информации”.

        Рассказ-предположение по ключевым словам.

        Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

        Верные и неверные утверждения.

        Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

        Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

        Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

        Ответы на поставленные вопросы.

       Организация круглых столов и дискуссий.

        Написание творческих работ.

        Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

Решению проблемы развития самостоятельной деятельности ученика способствует блочно-модульная технология

   Модульная технология, используемая на уроках, позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроках,  развивает навыки самооценки. Технологию модульного обучения я начала применять в старших классах, где учащиеся приучены к самостоятельной работе, а сейчас и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала.

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

 Модульный урок отличается от обычного тем, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. Разработаны учебные модули по темам «Эволюционное учение» в 9, 11 классах; «Основы генетики» в 10 классе.

Свою статью хочу завершить словами Конфуция:

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний,  обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».    

Использованная литература:

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005
  4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., НИИ                             школьных технологий. 2005.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогика // Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
  6. http://bio.1september.ru
  7. http://school.covcheg.org/tom_sawyer_school/dont_speak/1839-rabota-v-gruppax-na-urokax-biologii.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии используемые в работе

В своей педагогической работе я применяю различные образовательные технологии....

Современные педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе

О сущности основных характеристиках и закономерностях учебного процесса...

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Педагогические технологии используемые при формировании УУД

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного проце...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Современные педагогические технологии, используемые в работе со школьниками при обучении гимнастическим упражнениям.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога[1]. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор опр...

Педагогические технологии, используемые в работе.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагог...