Конспект урока по биологии 8 класс "Обменные процессы в организме"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

МАКСИМОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция»,   сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_obmennye_protsessy_v_organizme.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тема урока: Обменные процессы в организме

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма.

Задачи:

1) развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция»,   сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ;

2) совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

3) осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

Оборудование: электронная презентация, мультимедиа-проектор, экран,

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Обмен веществ – основное свойство живых организмов. Пластический обмен и энергетический обмен – две стороны единого процесса. За счет пластического обмена происходит рост, деление и развитие каждой клетки и всего организма в целом. За счет энергетического обмена добывается энергия, необходимая для создания новых веществ путем распада и окисления части органических веществ, поступающих в клетку. (Беседа, заполнение в тетрадях схемы по слайдам презентации «Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ»).

Схема 1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ

  1. Превращение органических веществ в организме. При нехватке жиров и углеводов белки могут пополнить дефицит организма в этих веществах, жиры и углеводы могут заменять друг друга, а белки они заменить не могут. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение органических веществ в организме»).

Схема 5. Превращение органических веществ в организме

  1. Превращение энергии в организме. Химическая энергия превращается в электрическую, механическую и энергию химических связей новых органических соединений, которая превращается в тепловую энергию. Тепловая энергия превращается в электрическую и механическую. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение энергии в организме»).

Схема 6. Превращение энергии в организме

  1. Обмен неорганических веществ и его значение для организма. Углекислый газ выводится из организма легкими, вода – через кожу, почки и легкие, аммиак и мочевина – почками. (Беседа).
  2. Нейрогуморальная регуляция обмена веществ в организме. Нервную регуляцию обмена веществ в организме осуществляет промежуточный мозг. Гуморальная регуляция обмена веществ осуществляется с помощью гормонов щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схемы  «Регуляция обмена веществ»).

Схема 7. Регуляция обмена веществ

  1. Закрепление знаний.
  1. Работа с биологическими терминами.
  2. Фронтальная беседа по вопросам:
  1. Почему обмен веществ называют основой жизни?
  2. В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом?
  3. Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии?
  4. Каковы механизмы регуляции обмена веществ?
  5. Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе?
  6. Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения?
  7. Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется.
  1. Задание на дом: п. 36.

Подготовить сообщение об истории открытия витаминов (по желанию учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс

Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-1...

Конспект урока по биологии в 6 классе. Организм - единое целое

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах.Задачи: образовательные: повторить понятия «КЛЕТКА», «ТКАНЬ», сформировать понятия «ОРГАН», «СИСТЕМА ОРГАНОВ», ...