Конспект урока по биологии в 6 классе. Организм - единое целое
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Кузнецова Наталья Николаевна

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах.

Задачи: образовательные: повторить понятия «КЛЕТКА», «ТКАНЬ», сформировать понятия «ОРГАН», «СИСТЕМА ОРГАНОВ», сформировать представление о регуляции деятельности живых организмов;

                 развивающие: уметь аргументировано доказать взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме, привести примеры нервной и гуморальной регуляции функций организма, а также последствия нарушения работы органов в организме;

                воспитательные: формирование целостной картины мира и научного мировоззрения, умения слушать и корректно вести дискуссию в коллективе, экологическое воспитание.

Планируемые результаты:

  • предметные:
    • обучащиеся дают определение терминам «клетка, ткань, орган, система органов, организм»;
    • устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами, системами органов;
    • называют некоторые органы и системы органов;
    • высказывают предположения о последствиях нарушения целостности организма;
  • метапредметные:
    • регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий;
    • познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой;
    • коммуникативные: обучающиеся слушают одноклассников, обосновывают свою точку зрения, строя монологическое высказывание, сравнивают разные точки зрения, эффективно общаются в группе при выполнении задания;
  • личностные:
    • формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
    • формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах;
    • формирование личностных представлений о целостности природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_organizm_-_edinoe_tseloe.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 6 класс 1 час в неделю, учебник Сухоруковой Л.Н.

Урок 1. Тема: Организм – единое целое.

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах.

Задачи: образовательные: повторить понятия «КЛЕТКА», «ТКАНЬ», сформировать понятия «ОРГАН», «СИСТЕМА ОРГАНОВ», сформировать представление о регуляции деятельности живых организмов;

                   развивающие: уметь аргументировано доказать взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме, привести примеры нервной и гуморальной регуляции функций организма, а также последствия нарушения работы органов в организме;

                  воспитательные: формирование целостной картины мира и научного мировоззрения, умения слушать и корректно вести дискуссию в коллективе, экологическое воспитание.

Планируемые результаты:

  • предметные:
  • обучащиеся дают определение терминам «клетка, ткань, орган, система органов, организм»;
  • устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами, системами органов;
  • называют некоторые органы и системы органов;
  • высказывают предположения о последствиях нарушения целостности организма;
  • метапредметные:
  • регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий;
  • познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой;
  • коммуникативные: обучающиеся слушают одноклассников, обосновывают свою точку зрения, строя монологическое высказывание, сравнивают разные точки зрения, эффективно общаются в группе при выполнении задания;
  • личностные:
  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах;
  • формирование личностных представлений о целостности природы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма проведения урока: академический урок.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, эвристический.

Технологии обучения: критического мышления, здоровьесберегающие, уровневой дифференциации, интерактивные.

Средства обучения: иллюстрации на доске, таблицы по внутреннему строению животных, комнатные растения кабинета, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями _______________________________________________________________________


этап урока

содержание этапа

деятельность учителя

деятельность учащихся

организационный момент – 4мин

взаимное приветствие, поздравление с началом учебного года

Поздравляю с новым этапом вашей школьно жизни и желаю удачи и успехов в учебе, интересных событий и незабываемых впечатлений

Подписываем тетради

эмоциональный настрой и организация класса

приветствие учителя, подготовка к работе на уроке

общее целеполагание

откройте содержание учебника по биологии, ознакомитесь с названиями параграфов и дайте краткий ответ на вопрос: что мы будем изучать на уроках в 6 классе

подводит учащихся к целеполаганию курса биологии 6 класса

анализируют и обобщают информацию содержания учебника

актуализация опорных знаний

я хочу узнать насколько хорошо вы запомнили материал 5 класса, ответьте на следующие вопросы:

- как называется наименьшая структурная единица организма?

- из чего она состоит?

- как называется совокупность сходных по строению и функциям клеток?

- какие типы тканей растений и животных вы знаете?

- почему клетки одного организма имеют разный внешний вид, размеры и строение???

- разные типы тканей  образуют непохожие между собой части организма; как называются эти части???

- могут ли органы в организме объединяться в группы??? Ответ аргументируйте

фронтальный разноуровневый опрос

отвечают на вопросы репродуктивного характера

отвечают на вопросы опережающего проблемного хар-ра, строя умозаключения и логическое монологические высказывания

целеполагание урока

сегодня на уроке мы должны уяснить, что не смотря на разнообразие клеток, тканей, органов, организм представляет собой единое целое. Как это осуществляется мы узнаем сейчас.

Предложите тему и задачи урока

Организм – единое целое

делает целевую установку, подводит учащихся к формулировке темы и задач урока

на основании цели урока формулируют тему и задачи

изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний

На основе материала, который мы вспомнили во время опроса, составьте в тетради схему организации организма

Уровни организации живого:

клетка        ткани      органы     система органов      организм      …..

Почему я в конце схемы поставила стрелку и многоточие?

Словарная работа: дайте определение терминам орган, система органов, организм.

Орган – это часть организма, выполняющая определенную функцию, имеющая определенное строение, форму и расположение (сердце, лист).

Система органов – это совокупность органов участвующих в выполнении одной общей функции (кровеносная, дыхательная).

Организм – это живое тело, обладающее признаками, отличающими его от неживой материи.

Назовите эти признаки.

На основе предложений обучающихся на доске создает схему с помощью изображений.

Проблемный вопрос.

побуждает самостоятельно составить определение

преобразуют информацию в схему

высказывают мнение

формулируют определения

физкультминута

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места. Молодцы!

участвую в упражнении

выполняют действия, которые я называю, а не показываю

изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний

Переходим к следующему этапу – узнаем, как же части организма связаны между собой. Даю 5 минут для выполнения заданий.

Проанализируйте информацию на рис. 4.1 и расскажите, что вы узнали о взаимосвязи тканей и органов растений в процессе питания???

Как клетки связаны между собой у растений и животных?

С помощью чего регулируется деятельность органов в организме?

какие последствия могут возникнуть при нарушении работы органов и их систем?

Выслушать ответы, сделать запись в тетрадь

Регуляция деятельности организма

нервная                        гуморальная

нервный импульс           гормоны,

толькоу животных         фитогормоны (у растений)

организует работу с учебником с. 70-71,

индивидуальную работу

работа в группах

анализируют, преобразуют и обобщают информацию самостоятельно или в группе

домашнее задание

п. 26, принести веточки растений с крупными почками

Представьте, что наноробот, введенный через ротовую полость, должен попасть в сердце, легкие и почки для исследования. Постройте маршрут продвижения наноробота.

контроль усвоения знаний

Найди лишнее:

-скелет, пищевод, мышцы

- желудок, кишечник, гормон, рот

- легкие, сердце, трахеи, жабры

- нервная, выделительная, эндокринная системы

индивидуальные карточки

фронтальный опрос:

- у животных контакт и взаимодействие клеток осуществляется с омощью…

- ткань – это…

- орган – это…

- система органов – это…

- регуляцию деятельности организма с помощью гормонов называют…

РАЗДАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

фронтальное задание на доске (НАЙДИ ЛИШНЕЕ)

выполняют задания учителя, применяя материал урока

обобщение и рефлексия

найдите и зачитайте абзац параграфа, который подытожит материал, изученный на уроке: «любой организм – единое целое. клетки, ткани, органы и системы органов тесно взаимосвязаны»

ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

рефлексия:

- у меня вызвал затруднение вопрос…

-я узнал, что…

Составьте синквейн (короткое стихотворение, состоящее из 5 нерифмованных строк) на тему ОРГАНИЗМ

Правила составления  синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

организует проведение обучающими обобщения, оценивания знаний и рефлексии

осуществляют подведение итога урока, само- и взаимооценку, составляют синквейн в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс

Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем....

Конспект урока по биологии 8 класс "Обменные процессы в организме"

развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция»,   сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмен...

План-конспект урока по биологии 10 класс "Совместная жизнь организмов в биоценозе"

Предмет: биологияКласс :  10Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 годТема урока: «Совместная жи...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...

План-конспект урока по биологии, 8 класс, тема: Терморегуляция, закаливание организма

Класс: 8Тема: Терморегуляция. Закаливание организмаЦель: Изучить способы терморегуляции организма человекаЗадачи:Проинформировать обучающихся об основных понятиях механизма теплорегуляции, «тепл...