План-конспект урока по биологии 10 класс "Совместная жизнь организмов в биоценозе"
план-конспект занятия по биологии (10 класс)
Предмет: биология
Класс : 10
Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Тема урока: «Совместная жизнь организмов в биоценозе»
Деятельностная цель:
формировать познавательные универсальные учебные действия при изучении коэволюции, ее причин и следствий.
Предметно - дидактическая цель: дать представление о коэволюции, разнообразии связей в биоценозе, их причинах и последствиях.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Изучить приспособленность организмов к существованию в рамках одного биогеоценоза
.
Метапредметные
1.Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умениеанализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.
2.Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
4. Личностные: выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: словесные, наглядные
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Коадаптация, мимикрия, покровительственная окраска;
Обеспечение урока:
учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями
Литература
Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_vzaimoprisposobleniya_paragraf_17.docx | 303.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология
Класс : 10
Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Тема урока: «Совместная жизнь организмов в биоценозе»
Деятельностная цель:
формировать познавательные универсальные учебные действия при изучении коэволюции, ее причин и следствий.
Предметно - дидактическая цель: дать представление о коэволюции, разнообразии связей в биоценозе, их причинах и последствиях.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Изучить приспособленность организмов к существованию в рамках одного биогеоценоза
.
Метапредметные
1.Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умениеанализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.
2.Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
4. Личностные: выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: словесные, наглядные
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Коадаптация, мимикрия, покровительственная окраска;
Обеспечение урока:
учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями
Литература
Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные: Настрой на продуктивную деятельность на уроке |
Этап. Проверка домашнего задания (10-15 минут) Этап. Актуализация знаний (5 мин.) | Выдает карточки с задачами на пищевые цепи Задает вопрос: | Применяют знания для выполнения заданий. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. | Познавательные УУД: -развивают навык анализа информации, -учатся строить высказывания, Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Учитель организует подводящий диалог: Организмы влияют друг на друга по-разному. Исторически между ними формируются связи разного характера. Как вы думаете, насколько сильно это отражается на организмах? Выводит на проектор фотографии землеройки, мыши, полевки и крысы. Эти четыре животных похожи друг на друга, но в то же время отличаются. По мере ответов выводит на проектор подписи к фотографиям Почему эти животные похожи? (живут в схожих экосистемах, занимают схожие экологические ниши) Почему различны? (различные условия среды формируют разные жизненные формы) | Высказывают предположения Называют изображенных животных Высказывают предположения, строят ответ | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы. |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог : - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей. (Что формирует жизненные формы организмов? Какие связи на них влияют? и т.д.) Приспособление организмов друг к другу в одном биогеоценозе имеет особое название. Найдите этот термин в учебнике. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться. Находят термин «коадаптация», фиксируют его как тему урока | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности , устанавливать пути решения проблемы. |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем узнать о популяции? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания) - Составьте план нашей дальнейшей работы - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. | . Коммуникативные УУД:- учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие , - учатся выражать свои мысли. Регулятивные : Выдвигают версии решения проблемы, осознавая конечный результат, составляют план решения проблемы. |
Этап. «Открытие» нового знания (7-15 мин.) Этап. Подведение итогов, формулировка выводов, рефлексия (5 минут) | Формирует 4 учебных группы, выдает им карточки с изображениями животных и их названиями, план работы (см. выше) Каждой группе достанется одно из четырех животных, изображенных на слайде. Используя свои знания по биологии, дайте ответы – что привело к таким разным обликам этих животных? План выводится на доску 4. Экологическая ниша
Итак, вы проанализировали каждое животное. Сходства: мелкие грызуны и им подобные существа, занимают схожую экологическую нишу, смежные положения в цепях питания. Разные животные могут иметь схожий облик и схожие приспособления к среде обитания. Это вызвано схожими экологическими нишами и является причиной коадаптации – смежной эволюции разных видов. Домашнее задание, параграф 17. Найти и обосновать примеры коадаптации разных видов животных и растений | Выполняют самостоятельную работу на карточках Работают по плану, выполняют задание. После подготовки ответа, на каждый вопрос отвечает один участник группы.
Формулируют вывод, записывают определения Записывают ДЗ | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию,строят логические рассуждения. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План- конспект к уроку в 7 классе.Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве
План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации...
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"
План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
План – конспект открытого урока в 7а классе: «Школа и школьная жизнь»
Урок английского языка в 7а классе по теме "Школа и школьная жизнь" является уроком отработки умений и рефлексии раздела " Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отн...