План-конспект урока по биологии 10 класс "Совместная жизнь организмов в биоценозе"
план-конспект занятия по биологии (10 класс)

Кроо Ксения Сергеевна

Предмет: биология

Класс :  10

Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

Тема урока: «Совместная жизнь организмов в биоценозе»

Деятельностная цель:

 формировать познавательные универсальные учебные действия при изучении коэволюции, ее причин и следствий.

Предметно - дидактическая  цель: дать представление о коэволюции, разнообразии связей в биоценозе, их причинах и последствиях.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

    Изучить приспособленность организмов к существованию в рамках одного биогеоценоза

.

Метапредметные

 1.Познавательные:

       Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умениеанализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.

 2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать  свою точку зрения.

 3.Регулятивные:

  Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности,  способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные:  выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: словесные, наглядные

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Коадаптация, мимикрия, покровительственная окраска;

Обеспечение урока:

 учебники,  рабочие тетради,   компьютер, проектор,  таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями

 Литература

Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_vzaimoprisposobleniya_paragraf_17.docx303.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс :  10

Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

Тема урока: «Совместная жизнь организмов в биоценозе»

Деятельностная цель:

 формировать познавательные универсальные учебные действия при изучении коэволюции, ее причин и следствий.

Предметно - дидактическая  цель: дать представление о коэволюции, разнообразии связей в биоценозе, их причинах и последствиях.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

    Изучить приспособленность организмов к существованию в рамках одного биогеоценоза

.

Метапредметные

 1.Познавательные:

       Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умениеанализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.

 2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать  свою точку зрения.

 3.Регулятивные:

  Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности,  способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные:  выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: словесные, наглядные

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Коадаптация, мимикрия, покровительственная окраска;

Обеспечение урока:

 учебники,  рабочие тетради,   компьютер, проектор,  таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями

 Литература

Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Личностные:

Настрой на продуктивную деятельность на уроке

Этап. Проверка домашнего задания

(10-15 минут)

Этап.  Актуализация знаний (5 мин.)

 Выдает карточки с задачами на пищевые цепи

(приложение)

Задает вопрос:
Что такое жизненная форма? ( Внешний  облик живых  организмов,  отражающий  их  приспособленность к абиотическим и биотическим условиям окружающей среды)
Что формирует ее? (влияние окружающей среды и организмов)

Применяют знания для выполнения заданий.

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

Познавательные УУД: 

-развивают навык

анализа информации,

-учатся строить высказывания,

Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное.

Коммуникативные УУД: -

выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга.

Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Учитель организует подводящий диалог:

Организмы влияют друг на друга по-разному. Исторически между ними формируются связи разного характера. Как вы думаете, насколько сильно это отражается на организмах?

Выслушивает предположения детей

Выводит на проектор фотографии землеройки, мыши, полевки и крысы.

Картинки по запросу землеройка фото

Картинки по запросу полевая мышь

Картинки по запросу полевка обыкновенная

Картинки по запросу серая крыса

Эти четыре животных похожи друг на друга, но в то же время отличаются.
Кто изображен на фотографиях?

По мере ответов выводит на проектор подписи к фотографиям

Почему эти животные похожи? (живут в схожих экосистемах, занимают схожие экологические ниши)

Почему различны? (различные условия среды формируют разные жизненные формы)

Высказывают предположения

Называют изображенных животных

Высказывают предположения, строят ответ

 Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

 Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

    Организует подводящий диалог :

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей. (Что формирует жизненные формы организмов? Какие связи на них влияют? и т.д.)
3-4 вопроса фиксируются на доске  

Приспособление организмов друг к другу в одном биогеоценозе имеет особое название. Найдите этот термин в учебнике.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться.

Находят термин «коадаптация», фиксируют его как тему урока

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности , устанавливать пути решения проблемы.

Этап Планирование.(5-6 мин.)

 Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели.

- Каким образом мы можем узнать о популяции? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания)

- Составьте план нашей дальнейшей работы

 -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

 Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.).

 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием.

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                              

. Коммуникативные УУД:- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ,

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные :

Выдвигают версии решения проблемы, осознавая конечный результат,  составляют план решения проблемы.

Этап. «Открытие» нового знания (7-15  мин.)

Этап. Подведение итогов, формулировка выводов, рефлексия (5 минут)

Формирует 4 учебных группы, выдает им карточки с изображениями животных и их названиями, план работы (см. выше)

Каждой группе достанется одно из четырех животных, изображенных на слайде. Используя свои знания по биологии, дайте ответы – что привело к таким разным обликам этих животных?
Для этого можно воспользоваться планом:

План выводится на доску

1. Название животного, его систематическое положение
2. Местообитание.
3. В каких биогеоценозах встречается?

4. Экологическая ниша
5. Составьте цепь питания с участием данного животного.

 

Итак, вы проанализировали каждое животное.
Давайте попробуем выявить их сходства и различия

Фиксирует на доске (слайде) названные ответы

Сходства: мелкие грызуны и им подобные существа, занимают схожую экологическую нишу, смежные положения в цепях питания.
Различия: живут в разных биогеоценозах, имеют разное поведение, питаются разной пищей.

Разные животные могут иметь схожий облик и схожие приспособления к среде обитания. Это вызвано схожими экологическими нишами и является причиной коадаптации – смежной эволюции разных видов.
Найдите определение коадаптации в учебнике, а так же ее самые распостраненные формы – мимикрию и покровительственную окраску

Домашнее задание, параграф 17. Найти и обосновать примеры коадаптации разных видов животных и растений

Выполняют самостоятельную работу на карточках

Работают по плану, выполняют задание. После подготовки ответа, на каждый вопрос отвечает один участник группы.







Устно отвечают на вопросы, сравнивают названные объекты

Формулируют вывод, записывают определения




Записывают ДЗ

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,   делать выводы,  преобразуют информацию,строят логические рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности  в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План- конспект к уроку в 7 классе.Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве

План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План – конспект открытого урока в 7а классе: «Школа и школьная жизнь»

Урок английского языка в 7а классе по теме "Школа и школьная жизнь" является уроком отработки умений и рефлексии раздела " Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отн...