Биология, 8 класс, "Введение в анатомию"
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Киселева Мария Александровна

Тема урока: «Науки об организме человека».

 

Цель урока:  ознакомить с наукой – анатомией, рассмотреть методы анатомии, физиологии, а так же ознакомить с разделом медицины – гигиеной и ее методами. Ввести понятие ПДК (предельно допустимая концентрация веществ). Способствовать пониманию роли этих наук в мире. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока:

Тема урока: «Науки об организме человека».

Цель урока:  ознакомить с наукой – анатомией, рассмотреть методы анатомии, физиологии, а так же ознакомить с разделом медицины – гигиеной и ее методами. Ввести понятие ПДК (предельно допустимая концентрация веществ). Способствовать пониманию роли этих наук в мире.  

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с наукой анатомией, сформировать представление о методах анатомии и физиологии, выделить особенности гигиены, как раздела медицины и ее основных методов.  

Развивающие: продолжить развитие основных приемов мышления (анализ материала, сравнение групп, процессов), совершенствовать умение учащихся  работать с материалом, взаимодействовать между собой, развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие:  воспитание самостоятельности, ответственности, бережного отношения к организму человека и собственному здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный).

Оборудование: презентация, учебник, видеофильм.  

Планируемые результаты:

Предметные:

Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Знать особенности гигиены, как раздела медицины.

Метапредметные:

Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, видеть учебную проблему, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Планировать результат учебной деятельности.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в группах, парах, умение строить диалог, вести беседу, дискуссию.

Личностные:

Развитие познавательного интереса к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки. Формирование навыков исследовательской деятельности.

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты) 
  2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (5 минут)
  3. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 
  4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (22 минуты) 
  5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (3 минуты)
  6. Подведение итогов урока. (2 минуты) 
  7. Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) 

Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент
(2 минуты)

Беседа

Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя.

Проверка посещаемости.

Добрый день! Присаживайтесь!

Из всех приключений, уготовленных нам жизнью,

самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя,

исследовать неведомую часть себя самого.

Поэтому давайте начнем изучение себя самого и изучение интересного раздела биологии – анатомии.

Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (5 минуты)

Беседа с учащимися

Прежде чем перейти к обсуждению темы сегодняшнего урока, давайте подумаем над следующими вопросами:

  • Почему в курсе биологии
    организм человека мы изучаем после зоологии?

  • Что такое здоровье?

  • Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

На самом деле, все очень просто. Но для того, чтобы быстро и без проблем дать ответы на эти вопросы, необходимо изучать анатомию и понимать процессы и закономерности, по которым работает наш организм.

Учащиеся отвечают на вопросы, используя уже имеющиеся знания.

При ответе на некоторые вопросы испытывают затруднения.

Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 

Беседа

Давайте определимся с целью сегодняшнего урока: на доске записаны ключевые слова, которые помогут определить цель:

Познакомиться с …..

Изучить…..

Рассмотреть….

Закрепить….

Учащиеся предлагают формулировку цели, с помощью учителя.

Формулируют цель и переходят к изучению материала урока. 

Познакомиться с анатомией, физиологией  как науками, изучающих строение и особенности живых организмов.

Изучить методы, используемые в анатомии и физиологии, а так же, методы гигиены.

Рассмотреть особенности наук и применение.

Закрепить полученные знания.

Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. (22 минуты) 

Рассказ учителя, сопровождение презентацией.

В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах.

Какие науки, изучающие организм человека вам знакомы? Может быть названия вы уже встречали ранее?

(Перечисляют известные науки)

На самом деле, в настоящее время существует множество наук, изучающих организм человека.

Для того, чтобы познакомиться с этими науками, давайте запишем тему урока:

«Науки об организме человека».

И первая наука, которую мы рассмотрим – анатомия.

 Давайте запишем определение

Анатомия человека (гр. анатоме  - рассечение) -  наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Давайте обратимся к учебнику на стр. 7, найдите рисунок 1.

Рембрандт изобразил урок анатомии.

Как вы думаете, почему художник решил запечатлеть такой момент?

Дело в том, что в древности было запрещено вскрывать и изучать человека. Поэтому такую возможность  ученые получили только в эпоху Возрождения.

И на изображении доктор показывает работу мышц, сгибающих пальцы рук.

В наше время существует множество способов изучить человеческих организм без вмешательства во внутреннюю среду.

Знаете ли вы такие способы?

(Перечисляют способы).

Помимо анатомии существует не менее нужная человеку наука – физиология.

Давайте так же, запишем определение.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Строение и функции органов находятся в тесной взаимосвязи.

Обратите внимание на руку.

Напротив каждого сустава пальцев, на тыльной стороне находится складка кожи.

Сожмите руку в кулак и обратите внимание, что складки кожи расправляются.

Для чего это нужно и с чем связано?

Если бы не было складок кожи, мы бы не смогли сжать пальцы в кулак.

Вот простой пример взаимодействия строения органа и его функций.

В настоящее время известно много фактов о работе сердца, печени, почек, и других органов.

Но не всегда человек имел эти знания.

Все что имеет сейчас современная наука было открыто методом эксперимента. 

Найдите в учебнике на стр. 8 определение эксперимента и прочтите его.

Запишите данное определение.  

Достаточно давно ученые сделали вывод о том, что устройство многих органов человека и животных – схоже.

Поэтому эксперименты, по большей части, проводились на животных.

Благодаря лягушкам, собакам, обезьянам, наука получила колоссальные знания в области анатомии и физиологии.

Во многих городах и даже странах устанавливают памятники животным, пострадавшим во имя медицины.

Эксперименты, изначально, проводились на выделенных из тела органах.

Но позже, эксперименты стали называться хроническими. 

При этом животное не умерщвлялось.

Например: в желудке и коже животного делались отверстия для получения содержимого желудка.

В настоящее время изобретены методы, которые совершенно безвредно для животного помогают исследовать организм.

Например для проверки работы сердца человека используют ЭКГ, или УЗИ работы сердца.

Здоровье человека иногда требует помощи и поддержки. Для того, что бы укрепить и сохранить здоровье существует раздел медицины – гигиена. 

Запишите определение.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Методы исследования, которые использует гигиена это:

  • Клинические (выяснение причин заболевания)
  • Физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям  природной среды)
  • Лабораторные (анализ проб воздуха и воды).

Оформите в тетрадях схему методов гигиены. Можете подойти к выполнению задания творчески.

Гигиенисты устанавливают понятие ПДК. ПДК – предельно допустимая концентрация веществ в воздухе, воде, продуктах, почве.

Пример ПДК для организмов можно увидеть на слайде.

Для проверки ПДК и других показателей в городах создаются санитарные службы, которые контролируют показатели.

При нарушении санитарных норм назначается административная ответственность.

Анатомия, генетика, психология.

Учащиеся записывают тему урока.

Записывают определение.  

Учащиеся выдвигают предположения.

Рентген, ультразвуковое исследование, методы томографии.

Записывают определение.

Записывают определение эксперимента.

Записывают определение гигиены.

Записывают схему в тетрадь.

 

 

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (3 минут)

Беседа, опрос

  1. Какие науки мы с вами сегодня рассмотрели?  
  2. Какие методы физиологии вам известны?
  3. Для чего нужна гигиена?
  4. Что значит ПДК?

 Учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока.

  1. Рассмотрели: анатомию, физиологию, гигиену.
  2. Метод эксперимента, рентгена, узи.
  3. Что бы знать о создании  условий для жизни и здоровья людей.  
  4. Предельно допустимая концентрация веществ.

 

Подведение итогов урока. (2 минуты) 

Сегодня мы узнали много нового.

Достигли мы цели сегодняшнего урока?

Ответили на возникшие вопросы?

Молодцы!  

Учащиеся подводят итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) 

Записи на доске

С. 7- 10 § 1.

Выпишите в тетрадь науки, изучающие организм человека, которые покажутся вам наиболее интересными.

Учащиеся записывают задание учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии"Знаешь ли ты анатомию?"

Данное мероприятие по биологии направлено на проверку знаний учащихся по самым важным темам курса анатомии. Форма проведения в виде игры позволяет проводить его как на уроке, так и как полноценное вне...

Пропедевтический курс в 5 классе "Введение в биологию и экологию"

Рабочая программа пропедевтического курса  «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 кла...

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Презентация к уроку в 9 классе "Введение в биологию"

Презентация используется для объяснения материала на первом уроке биологии в 9 классе....

Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"

Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные  и практические работ...

технологическая карта урока биологии в 5 классе. Введение в биологию.

Технологическая карта содержит все разделы урока по обновленным ФГОС....