Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
презентация урока для интерактивной доски по биологии (8 класс)

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon somatich._i_vegetativn._otdely_ns.ppt980.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Слайд 2

Задачи урока: Повторить материал об основных функциях нервной системы; Дифференцировать понятия «части нервной системы» и «отделы нервной системы»; Выяснить значение соматического и вегетативного отделов; Рассмотреть строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов вегетативного отдела нервной системы.

Слайд 3

Строение и функция нервной системы Актуализация знаний: Из каких двух частей состоит ЦНС? Из каких два отделов состоит головной мозг? Какие отделы различают в переднем мозге? Каковы функции таламуса и гипотоломуса? Как распределяется серое и белое вещество в полушариях головного мозга?

Слайд 4

Ответьте на вопросы: 1.Головной мозг человека состоит из: А) ствола Б) мозжечка В) переднего мозга Г) моста

Слайд 5

Ответьте на вопросы: 2.Отделы ствола: А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг

Слайд 6

Ответьте на вопросы: 3.Важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов лежат в: А) продолговатом мозге Б) промежуточном мозге В) мосте Г) среднем мозге

Слайд 7

Ответьте на вопросы: 4.Где находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями : А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

Слайд 8

Ответьте на вопросы: 5.Обеспечивает изменение величины зрачка: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

Слайд 9

Ответьте на вопросы: 6.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

Слайд 10

Ответьте на вопросы: 7.Принимает участие в координации движений: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг

Слайд 11

Ответьте на вопросы: 8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет: А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.

Слайд 12

Ответьте на вопросы: 9.Продолговатый мозг является продолжением: А)среднего мозга Б) спинного мозга В) промежуточного мозга

Слайд 13

Ответьте на вопросы: 10.Самый маленький отдел головного мозга: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг

Слайд 14

Ответы: 1- А,Б,В 2 – А,В,Г 3 – А 4 – В 5 - Г 6 – Б 7 – В 8 – В 9 – Б 10 - Г

Слайд 15

Постановка проблемного вопроса. Почему скелетные мышцы подвластны нашей воле, а сердце, сосуды и другие внутренние органы — нет?

Слайд 16

Разделение функций нервной системы. В процессе эволюции позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы. Ее соматический отдел специализируется на восприятии информации , поступающей из окружающей среды, и управлении движениями тела в пространстве . Автономный (вегетативный) отдел управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ.

Слайд 17

Автономная нервная система. слабо подчиняется волевому контролю, и в этом определенное ее преимущество, поскольку она не дает нам возможности вмешиваться в веками отлаженную программу работы внутренних органов.

Слайд 18

Автономная (вегетативная) нервная система имеет центральную и периферическую части. Высшим органом автономной нервной системы считается гипоталамус . Он регулирует не только автономную нервную систему, но и эндокринные железы через гипофиз. Автономная нервная система подразделяется на два подотдела – симпатический и парасимпатический .

Слайд 19

Симпатический подотдел Его называют системой аварийных ситуаций, т.к. он активизируется всякий раз, когда организм находится в напряжении. Его высшие центры расположены в боковых столбах верхней и средней частей спинного мозга. От них идут нервы к нервным узлам, расположенным вдоль позвоночника. Это парные узлы нервного ствола . Кроме того, имеются и дополнительные узлы, например в области живота — солнечное сплетение, а также в некоторых других местах.

Слайд 20

Симпатический подотдел Под влиянием симпатической иннервации сердце усиливает свою работу, повышается кровяное давление, увеличивается содержание сахара в крови, сосуды кожи сужаются, человек бледнеет . Органы пищеварения под действием симпатических нервов затормаживают свою деятельность.

Слайд 21

Парасимпатический подотдел автономной нервной системы. Высшие парасимпатические центры находятся в стволе головного мозга и в крестцовой части спинного мозга. Самый крупный из них — центр блуждающего нерва — находится в продолговатом мозге на дне IV желудочка. Блуждающий нерв идет параллельно нервному стволу и дает ответвления ко многим внутренним органам. Нервные узлы парасимпатической системы располагаются либо в самих органах, либо недалеко от них.

Слайд 22

Парасимпатический подотдел автономной нервной системы. Система сбоя. Она возвращает деятельность сердца в состояние покоя, уменьшает давление и содержание сахара в крови. Под ее влиянием дыхание становится более редким, но более глубоким, что позволяет избавиться от продуктов неполного окисления, оставшихся после напряженной работы. Блуждающий нерв расширяет кожные сосуды и активизирует органы пищеварения.

Слайд 23

Взаимодействие симпатического и парасимпатического подотделов. Симпатическая и парасимпатическая системы- антагонисты . Например, ЧСС и ударный объем сердца: Симпатическая – увеличение, Парасимпатическая – уменьшение.

Слайд 24

Органы Возбуждение симпатической НС Возбуждение парасимпатической НС Сердце "Ты испугался…" "Ты отдыхаешь…" ЧСС ЧСС Артерии Диаметр, АД Диаметр, АД Кишечник Перистальтика Перистальтика Печень Расслабление желчных протоков Сокращение желчных протоков Потовые железы Секрецию Не влияет Слюнные, слезные железы Секрецию Секрецию Зрачок Диаметр Диаметр Бронхи Диаметр, облегчается дыхание Диаметр Мышцы, поднимающие волосы Сокращаются, волосы "встают дыбом" Расслабляются Количество сахара в крови Потребление кислорода

Слайд 25

Домашнее задание. § 47, стр.235-изучить, повторить главу 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сопровождение урока Вегетативная нервная система

Данную призентацию можно использовать как сопровождение урока "Вегетативная нервная система"...

конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"

Цель:  сформировать новые анатомо-физиологические понятия о  строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:·         повторить материал об...

Заболевания вегетативной нервной системы. Мигрень.

Мигрень- хроническое заболевание, проявляющееся периодически возникающими приступами пульсирующей головной боли....

Соматический и вегетативный отделы нервная системы.

Разработка урока по учебнику 8 кл. Колесов, Маш...

Методическая разработка урока по теме "Соматический и вегетативный отделы нервной системы". 8 класс

Данная тема изучается в курсе "Биология. Человек. 8 класс" в разделе"Нервная система". Целью данного урока является знакомство учащихся с отделами нервной системы по функциональном...

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы....

Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"

Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в  себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы ....