Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Маметьева Светлана Анатольевна

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx390.18 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 13

Дата проведения:____________________

Тема урока: Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.

Количество часов: 1

Тип урока: Освоения новых знаний и видов учебных действий

Целевая установка: Формирование представлений о значении нервной системы и общих принципах её организации

Понятия и персоналии: Нервная система: центральная, периферическая. Кора. Ядра. Нервные волокна. Нервные узлы. Возбуждение. Торможение. Нейроны: чувствительные, исполнительные, вставочные

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные: Умение объяснять значение нервной системы для организма человека, характеризовать строение нервной системы человека, различать центральную и периферическую

нервную системы, классифицировать нейроны в зависимости от выполняемых ими функций, описывать и сравнивать процессы возбуждения и торможения

Метапредметные: Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать

с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений.

Регулятивные УУД: определение задач урока, необходимых для достижения его цели, выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение способа и результата действия.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Личностные: Познавательный интерес к биологии. Представление о центральной роли нервной

системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма. Осознание истинных причин успехов и неудач в деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

• Приветствие.

• Подготовка класса к работе.

• Наличие учащихся.

  1. Проверка домашнего задания. Тест по теме «Эндокринная система»

  1. Актуализация знаний. Подведение к теме урока

  1. Изучение нового материала.

Значение нервной системы.

Для функционирования организма необходимо:

·         Способность воспринимать информацию из окружающей и внутренней среды, обрабатывать её и по возможности, адекватно на неё реагировать.

·         Организм, состоящий из нескольких триллионов клеток, должен функционировать, как единое целое.

Нервная система

По анатомическому принципу нервную систему человека делят на центральную и периферическую.

Центральная нервная система (ЦНС) образована головным и спинным мозгом.

Периферическая нервная система включает 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пару спинномозговых нервов, нервные сплетения и узлы, находящиеся во всех частях тела.

C:\Users\А\Desktop\входная русский 2019 9 класс\597-img_7.jpg

По анатомо-функциональному принципу нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Каждая из них имеет центральную (находящуюся в ЦНС) и периферическую (находящуюся за пределами ЦНС) части.

Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой (посредством соматической нервной системы мозг человека получает информацию о внешней среде и её влиянии на организм (например, температурные изменения, боль, прикосновение и др.). С её помощью человек может произвольно (т. е. по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС) регулирует работу внутренних органов, управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, работой желез, реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может управлять работой этой системы (нельзя, например, по желанию остановить сердце, ускорить процесс пищеварения, задержать потоотделение), то есть, она работает непроизвольно.

C:\Users\А\Desktop\входная русский 2019 9 класс\соматическая-1-768x673.jpg

Анатомически в неё входят элементы как центральной, так и периферической нервных систем.

Центры вегетативной нервной системы находятся в сером веществе среднего, продолговатого и спинного мозга. Передающееся в рабочий орган возбуждение проходит по двум нейронам: тела первых нейронов лежат в ЦНС, а тела вторых — в лежащих за её пределами нервных узлах. По вегетативным нервам возбуждение проводится намного медленнее. Вегетативная нервная система состоит из двух отделов — симпатического и парасимпатического.

Симпатический отдел начинается в центральных отделах спинного мозга, в которых расположены тела первых нейронов. Их отростки заканчиваются в симпатических нервных узлах, лежащих по бокам позвоночника и образующих цепочки. Внутри узлов расположены тела вторых нейронов, отростки которых идут к рабочим органам.

Парасимпатический отдел начинается в продолговатом мозге и крестцовом отделе спинного мозга (в них находятся тела первых нейронов). Отростки нейронов направляются в парасимпатические узлы (сосредоточение тел вторых нейронов), расположенные около органов или непосредственно в тканях иннервируемого органа.

В автономной (вегетативной) нервной системе различают два отдела: парасимпатический и симпатический. Как правило, нервы этих двух отделов оказывают противоположные влияния на внутренние органы.  

Парасимпатические нервные импульсы ослабляют сердечную деятельность, расширяют кровеносные сосуды кожи, снижают давление, снижают уровень глюкозы в крови.

Симпатическая нервная система ускоряет и усиливает работу сердца, повышает кровяное давление, суживает сосуды кожи, тормозит работу пищеварительной системы.

C:\Users\А\Desktop\входная русский 2019 9 класс\somatoformnaya-disfunktsiya-vegetativnoj-nervnoj-sistemy1.png

Нервная система контролирует, координирует и регулирует согласованную работу всех систем органов, поддержание постоянства состава его внутренней среды (благодаря этому организм человека функционирует как единое целое). При участии нервной системы осуществляется связь организма с внешней средой.

        

  1. Физминутка.        

Нервная ткань

Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из нервных клеток — нейронов — и мелких клеток-спутников (глиальных клеток), которых примерно в 10 раз больше, чем нейронов.

 

Нейроны обеспечивают основные функции нервной системы: передачу, переработку и хранение информации. Нервные импульсы имеют электрическую природу и распространяются по отросткам нейронов.

Клетки-спутники выполняют питательную, опорную и защитную функции, способствуя росту и развитию нервных клеток.

Строение нейрона

Нейрон — основная структурная и функциональная единица нервной системы.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Его основными свойствами являются возбудимость и проводимость.

Нейрон состоит из тела и отростков.

Короткие, сильно ветвящиеся отростки — дендриты, по ним нервные импульсы поступают к телу нервной клетки. Дендритов может быть один или несколько.

Каждая нервная клетка имеет один длинный отросток — аксон, по которому импульсы направляются от тела клетки. Длина аксона может достигать нескольких десятков сантиметров. Объединяясь в пучки, аксоны образуют нервы.

Длинные отростки нервной клетки (аксоны) покрыты миелиновой оболочкой. Скопления таких отростков, покрытых миелином (жироподобным веществом белого цвета), в центральной нервной системе образуют белое вещество головного и спинного мозга.

Короткие отростки (дендриты) и тела нейронов не имеют миелиновой оболочки, поэтому они серого цвета. Их скопления образуют серое вещество мозга.

Синапс

Нейроны соединяются друг с другом таким образом: аксон одного нейрона присоединяется к телу, дендритам или аксону другого нейрона. Место контакта одного нейрона с другим называется синапсом. На теле одного нейрона насчитывается 1200–1800 синапсов.

Синапс — пространство между соседними клетками, в котором осуществляется химическая передача нервного импульса от одного нейрона к другому.

Каждый синапс состоит из трёх отделов:

мембраны, образованной нервным окончанием (пресинаптическая мембрана); 

мембраны тела клетки (постсинаптическая мембрана);

синаптической щели между этими мембранами

В пресинаптической части синапса содержится биологически активное вещество (медиатор), которое обеспечивает передачу нервного импульса с одного нейрона на другой. Под влиянием нервного импульса медиатор выходит в синаптическую щель, действует на постсинаптическую мембрану и вызывает возбуждение в теле клетки следующего нейрона. Так через синапс передаётся возбуждение от одного нейрона к другому.

Распространение возбуждения связано с таким свойством нервной ткани, как проводимость.

Типы нейронов

Нейроны различаются по форме

В зависимости от выполняемой функции выделяют следующие типы нейронов:

  1. нейроны, передающие сигналы от органов чувств в ЦНС (спинной и головной мозг), называют чувствительными. Тела таких нейронов располагаются вне ЦНС, в нервных узлах (ганглиях). Нервный узел представляет собой скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.
  2. Нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам называют двигательными. Они обеспечивают передачу импульсов от ЦНС к рабочим органам.
  3. Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляется с помощью вставочных нейронов через синаптические контакты в спинном и головном мозге. Вставочные нейроны лежат в пределах ЦНС (т. е. тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы мозга).

Скопление нейронов в центральной нервной системе называется ядром (ядра головного, спинного мозга).

Нервы

Спинной и головной мозг связаны со всеми органами нервами.

Нервы — покрытые оболочкой структуры, состоящие из пучков нервных волокон, образованных в основном аксонами нейронов и клетками нейроглии.

 

Нервы обеспечивают связь центральной нервной системы с органами, сосудами и кожным покровом.

Различают нервы:

чувствительные, обеспечивающие проведение импульсов от рецепторов в ЦНС;

двигательные, состоящие из аксонов двигательных нейронов и обеспечивающие проведение импульсов из ЦНС в исполнительные органы;

смешанные, способные проводить импульсы в обоих направлениях.

Нервные сплетения — это совокупность нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный покров, скелетные мышцы и внутренние органы.

Одно из наиболее известных нервных сплетений — солнечное сплетение, расположенное в брюшной полости.

 6. Рефлексия.

Ребята, давайте обсудим за что бы вы себя сегодня похвалили?

7. Домашнее задание :

solnechnoe-spletenie.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).

В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...

Центральная нервная система презентация, 8 класс

на уроке рассматриваемые задачи сопровождаются слайдами презентации....

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Соматический и вегетативный отделы нервная системы.

Разработка урока по учебнику 8 кл. Колесов, Маш...

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы...

Периферическая нервная система 8 класс

Презентация включает понятия: соматическая нервная система, вегетативная нервная система, симпатическая нервная система и парасимпатическая нервгая система,иллюстрации....

Методическая разработка урока по теме "Соматический и вегетативный отделы нервной системы". 8 класс

Данная тема изучается в курсе "Биология. Человек. 8 класс" в разделе"Нервная система". Целью данного урока является знакомство учащихся с отделами нервной системы по функциональном...