Методическая разработка урока "Синтез белка"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Набатова Анна Валерьевна

Урок подводит итог темы биосинтез белка. Разбираются задачи по этой теме. Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka_sintez_belka.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon informatsionnyy_list_uchenika.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок решения задач для 9 класса по теме:

 «Синтез белка»

Урок с применением технологии обучения разноуровневых групп.

Цели урока:

Предмтно-дидактическая: Создать условия для углубления и закрепления знаний по теме "Биосинтез белка". 

Деятельностная: Развитие умения применять полученные ранее знания к решению биологических задач.

Задачи урока:

Личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к познанию.
  2. Формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Предметные:

  1. углубление и детализация знаний о механизме биосинтеза белка.
  2. знакомство с разноуровневыми заданиями ГИА на эту тему.

Метапредметные:

  1. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах.
  2. умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: урок обобщения и систематизации учебного материала через применение знаний к новым ситуациям 

Вид урока: закрепление изученного материала

Дополнительный материал к уроку: Интерактивные задания.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, доска

План урока

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Настрой на изучение нового материала. Подготовить учащихся к работе на уроке.

2 мин

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Ознакомить их с критериями оценивания.

Актуализация знаний

Проверить исходный уровень знаний по пройденной теме.

10 мин

Анализ видео - фрагмента, повторение теоретического материала по разделу Строение клетки, Этапы биосинтеза с помощью интерактивных тестов.

Мотивация и целеполагание

Сформулировать цель урока

2 мин

Вывод на основе ранее изложенной информации

Усвоение новых знаний.

Познакомиться с алгоритмом решения задач и правилами оформления.

3 мин

Решение примеров задач из информационного листа №2. Работа с таблицей генетического кода.

Решение задач

Закрепить навык решения, развить логику мышления

17 мин

Решение задач у доски с комментариями

Проверка и коррекция знаний

Проверить усвоение знаний учащихся и скорректировать их

7 мин

Учащиеся выполняют свою задачу, а затем проверяют правильность решения другого варианта.

Рефлексия

Оценить свою работу, понять ошибки.

1 мин

Метод самоконтроля

Домашняя работа

Закрепить материал, пройденный на уроке

2 мин

Запись домашнего задания

Подведение итогов урока

Оценить работу учащихся на уроке

1 мин

Метод учебного поощрения. Метод контроля.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Мы с вами продолжим изучение темы "Синтез белка". Для того, чтобы сформулировать цель сегодняшнего урока, мы вспомним то, что проходили на предыдущих уроках.

2. Актуализация знаний

Синтез одной молекулы белка длится 3-4 минуты

За одну минуту образуется от 50 до 60 тыс. пептидных связей

Половина белков нашего тела

(всего 17 кг белка) обновляется за 80 дней

За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз

Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент "Синтез белка" и самим озвучить его - слайд №1.  После проделанной работы заполняется схема с информационного листка №1 на интерактивном экране и тетрадях учеников.

Далее предлагается справиться с интерактивным тестом - Слайды 2 и 3 - сначала сильным ученикам, выводя их действия на экран, а затем по ходу урока более слабым.

3. Мотивация и целеполагание

По результатам тестирования в беседе выявляются самые сложные моменты в понимании процесса синтеза белка, выписывается на доску правило комплементарности и закон Чарграффа, а затем определяется цель урока.

4. Усвоение новых знаний

Целью нашего сегодняшнего урок является научиться применять закон Чарграффа и правило комплементарности. Решение на доске первых 3х задач с информационного листка №2

5. Решение задач

Продолжаем работать с информационным листком №2. Здесь представлены типовые задания ГИА по этой теме. Давайте их разберем. Синхронно с детьми, решаем их на доске. Сильным ученикам предлагается не ждать всех, а идти вперед самим, с консультацией учителя.

6. Проверка и коррекция знаний

Учащиеся разбиваются на пары, и каждая пара получает задачу для самостоятельного решения.  двое, решают на доске, закрыв ее от посторонних. После этого, учащиеся обмениваются тетрадями с соседними партами и проверяют правильность решения задач, сверяя с решением на доске.

7. Рефлексия

Выяснение трудностей и успехов

8. Домашнее задание

Решить похожие задания на распечатке.

9. Подведение итогов урока

Оценить учащихся по критериям оценивания, данным в начале урока, выставить оценки.



Предварительный просмотр:

Информационный лист № 1  (ф.и. учащегося)_________________________________

I часть.

Рассмотрите рисунок, подпишите органоиды, части клетки, процессы, происходящие при транскрипции.

1. Что называется транскрипцией? Укажите ее на рисунке.

2. Укажите место трансляции? (подпишите на рисунке). Что называется трансляцией?

3. Какой структуры на рисунке не хватает. для завершения синтеза белка? Дорисуйте ее.

_____________4                                                                                          1___________________    

_________5                                                                                                                      2____________

                                                                                                                               

_______6                                                                                                                              3___________

                                                                                                                                    хромосома

                                                                                                                                      Т    А

                                                                                                                                       А   Т

                                                                                                                                        Г  Ц

                                                                                               и-РНК

                                                                                                                       ?     А                          Т

                                                                                                                       ?     Т                           А

                                                                                                                        ?    Ц                            Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 2 часть:  Задачи

1. В искусственных условиях   ( вне клетки) удаётся синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты ( и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой – кошачий или собачий – белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза      взяты рибосомы кошки, а и- РНК – из клеток собаки? Почему?

2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:                                     ТАЦ - ЦЦТ - ЦАЦ - ТТГ  Определите последовательность нуклеотидов второй цепи ДНК.

3. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:                                     ТАЦ - ЦЦТ - ЦАЦ - ТТГ  Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК.

4. Из общего количества нуклеотидов в ДНК гуанина содержится 30 %. Каково содержание аденина?

5. Участок ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:    

ТГТ - АЦА - ТТА - ААА - ЦЦТ    

Определить  последовательность аминокислот в белке, который синтезируется под контролем этого гена.

                 

6. Сколько т - РНК задействовано в синтезе белка имеющего следующую первичную структуру:  ала - тре - лей - гис - сер - вал - ала - вал - ала

7. Какую длину имеет ген, кодирующий инсулин, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0, 34 нм?

8. Известна первичная структура молекулы белка. Восстановите участок ДНК, с которой произошел синтез.

тре - ала - изо - лей - гли - мет - вал - тре

Домашнее задание (Ф. И. учащегося)___________________________________

Задача1. По принципу комплементарности к данной цепи гена достройте недостающую цепь. Определите состав цепи и - РНК при транскрипции.  

-АТГ - ГЦЦ - ААА - ТТА - ГГЦ - ЦЦГ-

Задача 2.Дана последовательность нуклеотидов участка гена. Определите первичную структуру белковой молекулы, закодированной данной последовательностью нуклеотидов.

-ААТ - ТТГ - ЦЦА  -ЦАЦ - ААТ - ГЦА - АТГ-

Задача 3. Какие нуклеотиды, и в каком порядке составляют ген, если известно, что в молекуле белка аминокислоты расположены в следующей последовательности:

Лизин – лейцин – цистеин – пролин – валин –

Задача 4.  Какую аминокислоту транспортирует т-РНК несущая следующие антикодоны:

т-РНК – ЦУУ                                                т-РНК – ГГА

Задача 5. Каким может быть аминокислотный состав фрагментов белковых молекул, синтезированных в рибосомах в присутствии следующего фрагмента и-РНК:

 –ГГУ - ЦАГ - УЦГ - ЦУЦ - ЦУГ - АУУ -  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

Методическая разработка урока "Белки"

Урок на тему "Белки" построен с использованием технологии критического мышления, включающей стратегию INSERT, "мозговую атаку" и составление кластеров....

Методическая разработка урока по биологии "Белки"

Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу,  структура, физические и химические свойства белков; закрепление....

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка к уроку в 10 классе по теме "Белки"

Разработка содержит подробный конспект урока, презентацию и пояснительную записку к  конспекту урока....

Методическая разработка к уроку в 10 классе по теме "Белки"

Разработка содержит подробный конспект урока, презентацию и пояснительную записку к  конспекту урока....

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"...