Проблемный урок биологии на тему :"Постэмбриональное развитие организмов". 10-й класс (профильная группа)
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Мелькова Светлана  Михайловна

 

Тип урока: урок- исследование

 

Форма проведения: групповая, индивидуальная

 

Методы: исследовательская  работа по решению проблемы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok_biologii_na_temu.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие организмов". 10-й класс           (профильная группа)

Цель: продолжить изучение процесса онтогенеза у  живых организмов

Задачи: 

обучающая: 

– обобщить и закрепить представление о типах постэмбрионального развития организмов животных,

– сформировать представление о закономерностях прямого и непрямого развития,

– сформировать представление о причинах различных типов развития;

развивающая:

-развивать логическое мышление учащихся

-продолжить развитие  умений работы в группе

воспитательная:

– воспитание ответственного отношения за результат работы группы

– поддерживать познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов.

Тип урока: урок- исследование, решение проблемной задачи

Форма проведения: групповая

Методы: исследовательская  работа по решению проблемы  

Оборудование: презентация, дополнительный материал, тексты заданий группам

План урока:

1.        Организационный момент

2.        Актулизация знаний

3.        Мотивация. Подготовка к восприятию темы

4.        Постановка проблемы. Групповая работа

5.        Подведение итогов урока

6.         Закрепление  знаний

7.          Домашнее задание

8.          Рефлексия

Ход урока

1.Организационный момент.. Эмоциональный настрой класса на работу.

2. Актуализации знаний:

Работа  групп с карточками – заданий.

1.группа- Изобразить на доске схему « Онтогенез и его периоды» используя раздаточный материал. Д Раскрыть  понятия схемы

2.группа-Распределить правильно стадии эмбрионального развития, используя раздаточный материал: зигота, органа-гистогенез , нейрула, бластула, гаструла, стадия образования мезодермы, зародыш

3.группа- Распределите органы согласно зародышевым  листкам, из которых они образуются

Эктодерма, энтодерма, мезодерма

Органы: скелет, хорда, выделительная система, эпителиальная ткань, нервная ткань, пищеварительная система, органы чувств, кожа, кровеносная система, соединительная ткань, мышцы, мышечная ткань

3.Мотивация. Подготовка к восприятию темы.

– Что такое онтогенез?

– Какие стадии выделяют в онтогенезе?

Основная часть онтогенеза- постэмбриональный период развития. В котором можно выделить три этапа:1.дорепродуктивный этап 2.репродуктивный этап 3.пострепродуктивнй этап

Сегодня мы  более подробно остановимся на дорепродуктивном этапе , который включает в себя основные  события рождение, рост, развитие организмов.

Тема  урока: Постэмбриональное развитие организмов

Цель урока: изучить особенности постэмбрионального периода онтогенеза у разных живых организмов ( на примере  животных )

Прошло с тех пор немало лет,

Когда свершилось чудо.

Когда явился ты на свет

Неведомо от куда.

Бывает в жизни  только раз

Подобное явление, Поэтому позволь тебя

Поздравить с днем рождения!

Переходным этапом от эмбрионального  периода постэмбрионального периода является рождение. Каждый живой организм по- своему приходит в этот мир. Давайте вспомним  типы рождения организмов.

                                       Тип рождения

А)яйцерождение

Б) яйцеживорождение

В)живорождение

Приведите примеры организмов с данными типами рождения, преимущества и недостатки типов рождения.?

Следующим этапом является развитие и рост организмов.

   Рост- изменение  количественных признаков организма

А) неограниченный

Б) ограниченный

Приведите примеры живых организмов?

Развитие- изменение качественных признаков организма. Какие виды развития животных вы знаете?

4. Постановка проблемы: “Почему в природе сложились два способа постэмбрионального развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный”?

Сообщение о методах реализации проблемы: работа по группам – каждая группа разбирает свои вопросы, и результаты сообщаются всему классу.

Девиз: Расскажи мне и я забуду. Покажи и я запомню. Дай мне действовать самостоятельно, и я научусь.

Задания для самостоятельной работы в группах:

Группа 1: “Развитие беспозвоночных (на примере насекомых)”.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите, как развивается майский жук.

– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее развития, ответ обоснуйте.

– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?

– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?

– Какую роль выполняет куколка?

3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?

4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.

5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 2: “Развитие амфибий (на примере лягушки)”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие амфибии 7.1. стр. 236 – 2 абзац и рис. 7.12.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите головастика.

– Где живет головастик, и какой, образ жизни он ведет?

– Особенности внешнего строения головастика в связи с водным образом жизни.

– Особенности внутреннего строения головастика в связи с водным образом жизни.

2. Рассмотрите взрослую особь.

– Где живет взрослая лягушка, и какой образ жизни она ведет?

– Особенности строения лягушки в связи с наземным образом жизни.

– В какой период своей жизни лягушка живет в воде, какие особенности строения ей помогают жить в воде.

3. Сделайте вывод: тип развития лягушки, причина такого типа развития.

4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 3: “Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)”.

Материал для работы: Дополнительный материал – рисунки развития крокодила, развития птиц, развития млекопитающих (приложение 1 – рис. 3–6).

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите вылупление из яйца крокодила. Определите тип развития. Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите развитие птиц на примере гусей и голубя. Почему птенцы гусей и голубя так отличаются в своем развитии. Какой тип развития у птиц? Ответ обоснуйте.

3. Рассмотрите развитие млекопитающих на примере собаки.. Определите тип развития млекопитающих. Ответ обоснуйте.

4. Какой тип развития – прямой и непрямой преобладает у позвоночных животных.

5. Сделайте вывод об эффективности основного типа развития позвоночных.

6. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

5. Отчеты групп над реализацией своих проблем. Выводы.

Вывод группы 1: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие. Причина метаморфоза насекомых – смена образа жизни и смена среды обитания. При  полном метаморфозе уменьшается конкуренция между личинками и взрослой особью.

Вывод группы 2: Лягушка имеет непрямое развитие, причина метаморфоза – смена среды обитания в развитии.

Вывод группы 3: Большинство позвоночных имеют прямое развитие.

При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания. Прямое развитие – признак высокой организации.

Общий вывод: В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды. Для животных, меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее непрямой тип развития. Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие.

6. Закрепление знаний .Работа групп с карточками.

Обозначьте  тип рождения, тип роста, тип развития следующих организмов

1 группа: аскарида,  кузнечик

2 группа: собака, бабочка

3 группа: медведь бурый, лягушка

7.Домашнее задание учебник стр.234- 239  выучить материал

Изучить тип развития личиночно- хордовых животных на примере асцидии .В чем биологическое значение  такого типа развития.

8.Рефлексия. Выставление оценок .

Провести взаимопроверку.

Ф.И. участника группы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителем

Итоговая оценка

1

2

3

4

5

6

7

«Фразеологизм» или «Пословица»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами ( работал хорошо)

Краем уха работал ,( но не в полную силу)

Хлопать ушами ( ничего не делал)

В конце урока  предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

Контрольная работа по биологии "Размножение и индивидуальное развитие организмов" для 10 класса.

Контрольная работа по биологии "Размножение и индивидуальное развитие организмов" для 10 класса к УМК В.В. Пасечника....

Презентация к уроку биологии на тему:«Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон». 9 класс

Данная презентация может применяться во время проведения урока биологии в 9 классе по линии Криксунова, Каменского, Пасечника....

Открытый урок по биологии. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий»  Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:« Зарод...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине "Биология" по теме: "Постэмбриональное развитие"

Методическая разработка  предназначена для подготовки к теоретическому занятию по изложению нового материала, обобщению и систематизации вопросов размножения. Методическая разработка способствует...

Технологическая карта открытого урока по теме: Постэмбриональное развитие организмов

В разработке содержится технологическая карта к уроку биологии в 10 классе по теме: Постэмбриональное развитие организмов...