Технологическая карта открытого урока по теме: Постэмбриональное развитие организмов
методическая разработка по биологии (10 класс)

Аясмаа Александровна Лакпар

В разработке содержится технологическая карта к уроку биологии в 10 классе по теме: Постэмбриональное развитие организмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,  

а факел, который надо зажечь

Плутарх

Разработка открытого урока по биологии

на тему:

«Онтогенез. Постэмбриональное развитие организмов»

                                                                            Составила: учитель биологии

                                                                                                         Лакпар А.А

Суш 2021г


Технологическая карта урока

Автор-разработчик

Лакпар Аясмаа   Александровна

Учебная дисциплина

Биология                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Класс

10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Формируемы   е компетенции

                                                                 

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Осуществлять                                                                                                                                                   поиск информации, необходимой для эффективного применения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       полученных биологических знаний на практике.

Тема раздела рабочей программы

Глава 6.Индивидуальное развитие организмов.

Тема урока

Постэмбриональное развитие

Вид урока

Открытие новых знаний

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

Цели учебного занятия

- сформировать понятия: онтогенез, прямое развитие, непрямое развитие, метаморфоз, апоптоз

- знание определения закона К.Бэра, умение различать типы развития у животных.

Задачи учебного занятия

Предметные

Метапредметные

Развивающие

Сформировать понятия

  • онтогенез
  • прямое развитие
  • непрямое развитие
  • метаморфоз
  • апоптоз

Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, решать задачи в новой проблемной ситуации, обобщать и делать выводы.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения целей и задач урока, оценивать свою деятельность на уроке. Подводить итоги урока.

Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.  Работать в коллективе и классе эффективно общаться с одноклассниками. Содействовать развитию интереса к изучению предмета биологии.

Методы обучения

рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, метод сравнения биологических признаков, работа в группах, метод критического мышления.

Результаты обучения

Освоенные умения

Усвоенные умения

Знать понятия онтогенез, прямое развитие, непрямое развитие, метаморфоз, апоптоз

 Сравнение различных типов развития у животных, оценивать значение сложных циклов развития в онтогенезе у различных организмов

Знать понятия прямое развитие, непрямое развитие, апоптоз;

 знать формулировку закона К.Бэра Уметь различать и сравнивать прямой и непрямой тип развития и применять знания на практике.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Технические средства обучения

Дидактический материал

литература

Наглядные пособия

Мультимедиа, проектор с выходом в интернет.

тематическая презентация, задания для закрепления

Задания для прохождения этапов урока.

Биология 10 кл. Авторы Д.К.Беляев, Г.М. Дымщиц/Базовый уровень

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Основные этапы организации учебной деятельности

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

1-2 минуты

Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем, друг друга сегодня пожелаем  друг другу плодотворной работы.

Спасибо, садитесь, пожалуйста.  

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Актуализация знаний.

5-7 минут

Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий

фронтального и индивидуального характера

- Итак, мы приступили к  изучению особенностей развития организмов, и домашнее задание сделать тестирование с целью повторения предыдущей темы урока.

- теперь проверим ребята, пожалуйста сверьте свои ответы с эталоном (выслушивает ответы учащихся)

- а теперь давайте вспомним материал предыдущих тем.

На доске слова бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, мезодерма, энтодерма

Внимательно посмотрите и скажите что общего между понятиями, вспомните нашу терминологию?

Ответ поясните.

(На доске ответы разместить)

Вспоминают ранее изученный материал.

Высказывают суждения.

Выполняют проверку домашнего задания  дополняют своими примерами.

Высказывают свое мнение (бластула- 1 слойный зародыш, гаструла, двуслойный, нейрула трехслойный зародыш, эктодерма, мезодерма и энтодерма- зародышевые листки)

Постановка темы и  целей урока

5 минут

- Так, ребята  прослушайте стихотворение и отгадайте тему урока

Много веков и последних столетий

Актуален вопрос: как зарождаются дети?

 Эмбриология даст нам ответ:

Что уже знают, а что ещё нет.

Перед тем, как зародышу появиться,

Яйцеклетка должна оплодотвориться.

Клетка оплодотворенная зиготой называется,

Из  неё делением эмбрион появляется.

Все развитие от зиготы  до твоего рождения –онтогенез,

Дальше с рождения уже постэмбриогенез.        
Ответьте на вопросы:

1.О чем идет речь в стихотворении?

2. Какие термины знакомые вы услышали?

3.Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Сформулируйте цель урока.

Используя опорные слова:

1.Познакомиться с типами постэмбрионального развития

2. Сравнивать  стадии виды развития у разных организмов

3. Применять знания  практике для заданий ЕГЭ .

Слушают стихотворение отвечают на вопросы, делают выводы.

Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения.

Формируют тему урока, ставят цели своих будущих учебных действий.

 

Осознают цель предстоящей деятельности.

Высказывают свои предположения

Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и обсуждают его с учителем.

Изучение нового материала

(метод построения кластера)

15 минут

- Как мы помним стадия эмбрионального развития заканчивается у животных рождением или вылуплением из яйца детеныша, у растений прорастание семян.

Следующая стадия которую проходит организм мы называем –постэмбриональным развитием.

У различных видов организмов он различный и протекает по разному.

Постэмбриогенез

Непрямое                                                     Прямое развитие

Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с типами постэмбрионального развития.  Запишем определение:

На стр.126 учебника запишите термин непрямое постэмбриональное развитие. ( читает вслух Алдын)

У многих животных таких как членистоногие и амфибии, вылупившиеся из яиц детеныши совсем не похожи на взрослые организмы. Например головастик лягушки или бабочки (вывести на слайд) 

Стр 127 учебника этот тип развития называется непрямое постэмбриональное развитие(развитие с метаморфозом)

Определение прочитать и записать в тетрадь (читает…)

А какому царству относимся мы ребята? (животные)

Как вы думаете, мы с ними похожи?

В природе есть закономерность, которую открыл Карл Бэр

Закон зародышевого сходства (закон Бэра)

Закон зародышевого сходства гласит, что все организмы на начальных этапах эмбрионального 

развития сходны по своему строению, что является доказательством единства 

происхождения животного мира.

Какую мы поставили вторую цель?

Давайте сравним два типа развития чем они отличаются и каково их значение в жизни организмов.

Таблица отличия

Прямой

(с неполным превращением)

Непрямой

(с полным превращением)

  1. проходит в 3 стадии

яйцо-личинка-имаго

  1. Личинка похожа на имаго
  2. Недоразвиты половая система и крылья.
  • Тли
  • Саранча
  • Тараканы
  • Клопы

1.проходит в 4 стадии

 яйцо-личинка-куколка имаго.

2. Личинка отличается от имаго, по строению и поведению.

3. Среда обитания и пища различные.

  • Бабочки
  • Жуки
  • Мухи
  • Пчелы

Запомните ребята, эволюция предусмотрела и даже разделила различных животных по типу развития, так как развитие с метаморфозом помогает снизить внутривидовую конкуренцию за общие ресурсы, такие как пища, одинаковая экологическая ниша обитания.

Составляют кластер занятия, дают определение понятиям;

  • онтогенез
  • прямое развитие
  • непрямое развитие
  • метаморфоз
  • апоптоз

при необходимости корректируют свои записи.

Зарисовывают схему постэмбриогенеза

Записывают основные моменты

          Работают самостоятельно и в парах.

Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, обсуждают различия типов постэмбриогенеза

Закрепление

10 минут

- А сейчас мы, научимся применять полученные знания на практике. Перед вами тест пожалуйста и проверим с помощью эталонов ответа у доски.

Приложение 3

- Проведение физкультминутки если время останется.

Работают в парах.

Фиксируют в тетрадях свои ответы

Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимопроверку.

Подведение итогов урока

5 минут

Теперь ребята, давайте подведем итоги нашего урока, какие цели мы поставили? Цели достигнуты. Какая пара работала хорошо?  Выставление оценок.

Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия.

Стимулирует участие всех обучающихся. Корректирует ответы.

Рефлексия

2

минуты

Теперь оценим себя

Для оценивания своей деятельности

Внесем свой вклад в наше развитие (дерево развития)

Оцените урок, запишите на листочках

Я знаю

Я могу…

Я хочу…

Записывают на листах свои ответы. И прикрепляют на  на дерево

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формируют и записывают то, что узнали на уроке.

Домашнее задание

1-2 минуты

В качестве домашнего задания  вы можете:

1.пар.27 прочитать, стр 128 вопросы 1.2 письменно.

2.Творческие задания: создайте презентацию по теме: «Развитие и превращение у животных».

Урок я заканчиваю словами знаменитого  Омара Хайяма

«Приход наш и уход загадочны – их цели

Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец?

Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?

Радуйтесь каждому дню своей жизни, ведь мы люди никогда не знаем когда закончится наш онтогенез

Спасибо всем за урок

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

«Приход наш и уход загадочны – их цели

Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец? Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?»

Омар Хайям

    Бластула

Гаструла

Нейрула

Эктодерма

   Мезодерма

Энтодерма

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по теме : "Время покупок"

Учебно-методический комплекс Spotlight. Модуль 9....

технологическая карта открытого урока по теме "Рычаги"

Этот урок проводился с применением ИКТ. На столах учащихся компьютеры с интерактивным приложением "Интерактивная физика". Учащиеся наблюдают и проводям эксперимент с интерактивными моделями. Вначале у...

Технологическая карта открытого урока на тему "Решение задач с помощью уравнений", 6 класс

В данной файле вы найдете технологическую  карту урока "Решение задач с помощью уравнений"....

Технологическая карта открытого урока на тему "Решение однородных тригонометрических уравнений", 10 класс

В данной файле содержится подробное описание открыторого урока на тему" Решение однородных тригонометрических уравнений"....

Технологическая карта открытого урока по теме "Школьные кружки" 5 класс

Данный урок был дан для учащихся 5 класса по английскому языку....

Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."

Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."...

Технологическая карта открытого урока по теме: Развитие двигательных качеств посредством круговой тренировки.

Технологическая карта открытого урока по теме: Развитие двигательных качеств посредством круговой тренировки. 11 класс (юноши)...