Применение технологии организации проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе
статья по биологии (9 класс)

Абрамова Карина Юрьевна

При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с условиями новой информационной действительности,  в которой всё меньше места остаётся для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей.

Портрет ученика средней школы в соответствии с ФГОС включает среди основных следующие черты:

•   креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;

•   осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

•   владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

•   мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

•   готовый к сотрудничеству;

•   способный осуществлять учебную, исследовательскую,

проектную   и   информационно-познавательную  деятельность.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися  системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит  многостороннее развитие растущей  личности.

Цель: изучить содержание проектной технологии обучения в школе, научиться использовать проектную технологию в образовательной практике.

 Задачи:

  1. Проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
  2. Выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;
  3. Изучить содержание данной технологии;
  4. Определить возможность применения технологии в практике учителя биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Санкт Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Кафедра естественно-научного образования

Выпускная аттестационная работа

«Применение технологии организации проектной  деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе»

Работа выполнена слушателем курсов

повышения квалификации по программе

«Теория и методика обучения в контексте ФГОС (биология)»

Абрамовой Кариной Юрьевной,

ГБОУ Лицей № 369 Красносельского района Санкт–Петербурга,

.

Куратор Левашко Елена Викторовна,

к.б.н., ст. преподаватель КЕНО АППО

Санкт – Петербург

2018


Содержание

  1. Введение. Актуальность работы, цель, задачи……………………………………..3
  2. Характеристика технологии «Организация проектной деятельности школьников»

                                           

  1. Описание технологии..……….…………………………………………………  4
  2. Этапы занятия, предусмотренные технологией, приемы……………….. …..   5
  3. УУД, формированию которых способствует использование данной  технологии………………………………………………………………………..  8
  1. Критерии оценки проектной работы………………………………..………………12
  2. Заключение……………………………………………………………………………14
  3. Список литературы……………………………………………………………………………15

2


Введение

Роль проектной и исследовательской деятельности в реализации федерального государственного образовательного стандарта

При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с условиями новой информационной действительности,  в которой всё меньше места остаётся для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей. Современный работник любой сферы производства вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию, принимать нестандартные решения, уметь эти решения обосновать и защитить.

Взаимопроникновение технологий и теоретических знаний достигло такой степени, что становится необходимым по-новому строить процесс обучения школьников, готовя их

к профессиональной деятельности.

Портрет ученика средней школы в соответствии с ФГОС включает среди основных следующие черты:

•   креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;

•   осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

•   владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

•   мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

•   готовый к сотрудничеству;

•   способный осуществлять учебную, исследовательскую,

проектную   и   информационно-познавательную  деятельность.

Согласно ФГОС, в школе должны быть созданы условия для реализации программ внеурочной деятельности, а также самостоятельной работы учеников по подготовке и за-

щите учебных проектов.

Актуальность

В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся (TIMSS, CIVIC). В исследованиях принимают участие и российские школьники, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:

·   к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

·   к целеполаганию;

·   к самообразованию и самоорганизации;

· к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

·  делать выбор и принимать решения.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися  системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит  многостороннее развитие растущей  личности.

Цель: изучить содержание проектной технологии обучения в школе, научиться использовать проектную технологию в образовательной практике.

 Задачи:

  1. Проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
  2. Выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;
  3. Изучить содержание данной технологии;
  4. Определить возможность применения технологии в практике учителя биологии.

Характеристика технологии «Организация проектной деятельности школьников»

Проектная деятельность — последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей — с другой.

Очень часто можно встретить сочетание проектная и исследовательская деятельность. Очевидно, что эти понятия взаимосвязаны, однако их следует различать. Безусловно, проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. В этом смысле проектная деятельность является более объёмным понятием. Проведение опытов, наблюдение за ростом растений, природными явлениями, написание рефератов школьниками относятся к исследовательской деятельности. Принципиальное различие проектной деятельности заключается в том, что в результате её создаётся конкретный собственный продукт (проект), который отличается новизной (объективной или субъективной) и может быть использован в практике. Исследование — это поиск в определённой области, который может завершаться получением каких-либо сведений по проблеме, позволяющих ученику сделать самостоятельные выводы.

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

                                                                           4

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы проекта

Содержание

Подготовитель

Изучение общественного мнения.

ный (подготов-

Формулировка проблемы (или нескольких проблем),

ка проектного

требующей решения.

задания)

Определение причин существования данной проблемы

Определение целей и задач проекта.

Выявление социальных и индивидуальных потребно-

стей в данной деятельности.

Определение возможностей команды исполнителей

Технологиче-

Составление плана работы с указанием основных

ский

мероприятий и времени их проведения.

(разработка

Распределение обязанностей между участниками про-

плана проекта

екта.

и его реализа-

Определение необходимых ресурсов и источников их

ция)

получения.

Разработка системы оценки проекта и способа оформ-

ления результатов.

Реализация проектного задания согласно составленно-

му плану.

Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта

Завершающий

Общественная презентация проекта.

Экспертиза проекта.

Самооценка и рефлексия результатов

                                                           

МАТРИЦА СОГЛАСОВАНИЯ ЭТАПОВ ТЕХНОЛОГИИ И УУД ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Этап

Деятельность учащихся в терминах

Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)

технологии

• изучают социаль-

Личностные УУД:

ную ситуацию в

• ориентация в системе моральных норм

1.

местном сообществе

и ценностей, устанавливают взаимосвязь

с целью определе-

между общественными и политическими

ния актуальности

событиями;

проблемы;

• освоение основ социально-критического

• формулируют про-

мышления;

блему, в решении

• реализация потребности в самовыраже-

которой могут при-

нии и самореализации, социальном призна-

нять участие;

нии;

• анализируют ин-

• реализация потребности в участии в об-

формацию и опреде-

щественной жизни ближайшего социально-

ляют причины суще-

го окружения, общественно полезной дея-

ствования пробле-

тельности;

мы;

• умение вести диалог на основе равно-

• формулируют

правных отношений и взаимного уважения

цель проекта;

и принятия;

• определяют кон-

• умение конструктивно разрешать кон-

кретные задачи, рас-

фликты;

крывающие содер-

• формирование устойчивого познаватель-

жание работы по

ного интереса и становление смыслообра-

решению выбранной

зующей функции познавательного мотива.

проблемы;

Регулятивные УУД:

• определяют «ауди-

• целеполагание, включая постановку но-

торию» проекта, т.е.

вых целей, преобразование практической

ту группу, на кото-

задачи в познавательную;

рую будет направ-

• умение самостоятельно анализировать

лен проект;

условия достижения цели, на основе выде-

• изучают ресурс-

ленного руководителем проекта ориенти-

ные возможности по

ров действия в новом учебном материале;

выполнению проек-

• планировать пути достижения целей;

та.

•        устанавливать целевые приоритеты;

•        уметь самостоятельно контролировать
свое время и управлять им;

•        выделять альтернативные способы дост
жения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

•        основы прогнозирования как предвиде
ния будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться

к координации различных позиций в со-

трудничестве;

• формулировать собственное мнение и

позицию, аргументировать и координиро-

вать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точ-

ки зрения, прежде чем принимать решения

и делать выбор;

• задавать вопросы, необходимые для орга-

низации собственной деятельности и со-

трудничества с партнером;

• использовать адекватные языковые сред-

ства для отображения своих мыслей, моти-

вов и потребностей;

• устанавливать рабочие отношения

в группе, эффективно сотрудничать. Познавательные УУД:

• ставить проблему, аргументировать ее

актуальность;

• создавать и преобразовывать модели

и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффектив-

ных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

• строить логическое рассуждение, вклю-

чающее установление причинно-

следственных связей.

• определяют пере-

Личностные УУД:

чень основных ме-

уважение к личности и ее достоинству,

роприятий по осу-

доброжелательное отношение к окружаю-

ществлению цели и

щим;

2.

задач проекта;

• умение вести диалог на основе равно-

• устанавливают

правных отношений и взаимного уважения

время проведения

и принятия;

как подготовитель-

• умение конструктивно разрешать кон-

ных, так и основных

фликты;

мероприятий проек-

• готовность к самообразованию и само-

та;

воспитанию;

• продумывают и

• способность решения моральных дилемм

описывают основное

на основе позиций участников дилеммы;

содержание каждой

• эмпатия как осознанное понимание и

обязанности;

сопереживание чувствам других.

• распределяют обя-

Регулятивные УУД:

занности между чле-

• организовывать и планировать учебное

нами команды;

сотрудничество с учителем и сверстниками;

• определяют систе-

• уметь самостоятельно контролировать

му оценки проекта

свое время и управлять им;

и способа оформле-

• умение принимать решение в проблем-

ния результатов;

ной ситуации на основе переговоров;

• составляют список

• осуществлять констатирующий и пред-

необходимых ресур-

восхищающий контроль по результату и

сов и источников их

способу действия, актуальный контроль на

получения;

уровне произвольного внимания;

• работают с раз-

• адекватно самостоятельно оценивать

личными источника-

правильность выполнения действия и вно-

ми информации;

сить необходимые коррективы в исполне-

• анализируют и

ние как в конце действия, так и по ходу его

систематизируют

реализации;

полученную инфор-

• основы саморегуляции в учебной и по-

мацию по теме про-

знавательной деятельности;

екта;

• основы саморегуляции эмоциональных

• проводят меро-

состояний;

приятия по реализа-

• умение прилагать волевые усилия и пре-

ции проекта;

одолевать трудности и препятствия на пути

• фиксируют полу-

достижения целей.

ченные результаты;

Коммуникативные УУД:

• обсуждают полу-

• учитывать разные мнения и стремиться

ченные результаты с

к координации различных позиций в со-

руководителем про-

трудничестве;

екта и членами ко-

• аргументировать свою точку зрения, спо-

манды;

рить и отстаивать свою позицию не враж-

• оценивают и при

дебным для оппонентов образом;

необходимости кор-

• задавать вопросы, необходимые для орга-

ректируют промежу-

низации собственной деятельности и со-

точные результаты;

трудничества с партнером;

• оформляют резуль-

• брать на себя инициативу в организации

таты в выбранной

совместного действия;

форме (доклад, ста-

• осуществлять взаимный контроль и ока-

тья, модель, фильм,

зывать в сотрудничестве необходимую

спектакль и др.);

взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства

для решения различных коммуникативных

задач; владеть устной и письменной речью;

строить монологическое контекстное вы-

сказывание;

• осуществлять контроль, коррекцию,

оценку действий партнера, уметь убеждать;

• работать в группе: устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать

и способствовать продуктивной кооперации;

• отображать в речи (описание, объясне-

ние) содержание совершаемых действий;

• в процессе коммуникации достаточно

точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как

ориентир для построения действия;

• учитывать и координировать отличные

от собственной позиции мнения других лю-

дей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы

и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на

основе учета интересов и позиций всех

участников, поиска и оценки альтернатив-

ных способов разрешения конфликтов;

• вступать в диалог, а также участвовать

в коллективном обсуждении проблем;

•        в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

•        устраивать эффективные групповые об
суждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Познавательные УУД:

•        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•        давать определение понятиям;

•        устанавливать причинно-следственные
связи;

• объяснять явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе выполнения

проекта;

• структурировать тексты, включая умение

выделять главное и второстепенное, глав-

ную идею текста, выстраивать последова-

тельность описываемых событий;

• самостоятельно проводить исследование

на основе применения методов наблюдения

и эксперимента;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

• представляют ре-

Личностные УУД:

зультаты проекта на

• уважение к личности и ее достоинству, до-

общественных слу-

брожелательное отношение к окружающим;

шаниях;

• потребность в самовыражении и само-

• осмысливают и

реализации, социальном признании;

учитывают оценку,

• готовность к самообразованию и само-

полученную на об-

воспитанию;

3.

щественной экспер-

• формирование адекватной позитивной

тизе продукта;

самооценки и Я-концепции;

• соотносят цели и

• умение строить жизненные планы с уче-

результаты проекта;

том конкретных социально-исторических,

• осознают личную

политических и экономических условий;

значимость получен-

• готовность к выбору профильного обра-

ного результата.

зования;

Регулятивные УУД:

• адекватно самостоятельно оценивать

правильность выполнения действия и вно-

сить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

•        умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной
сложности в области проектной деятельности.
Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью;
строить монологическое контекстное вы-

сказывание;

• вступать в диалог, а также участвовать

в коллективном обсуждении проблем, уча-

ствовать в дискуссии и аргументировать

свою позицию, владеть монологической

и диалогической формами речи в соответ-

ствии с грамматическими и синтаксически-

ми нормами родного языка;

• учитывать разные мнения и интересы

и обосновывать собственную позицию;

            • понимать относительность мнений и под-

             ходов к решению проблемы;

• эмпатия как осознанное понимание

и сопереживание чувствам других;

• следовать морально-этическим и психо-

логическим принципам общения и сотруд-

ничества на основе уважительного отноше-

ния к партнерам, внимания к личности

другого, адекватного межличностного вос-

приятия, готовности адекватно реагировать

на нужды других, в частности оказывать

помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

•        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнера.
Познавательные УУД:

•        основы рефлексивного чтения;

•        умение работать с метафорами — пони-

       

мать переносный смысл выражений.

Традиционное обучение

Проектное обучение

1. Целевая установка у учащихся.

Получить хорошую отметку.

Проявить свои способности, сделать важное дело.

2.Организационные формы работы.

Индивидуальная.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.

3.Источники информации.

Как правило, один— два источника.

Различные источники из разных областей знания.

4. Предметная область.

Один учебный предмет.        

Как правило, содержание полипредметно.

5. Характер работы по содержанию.

Реферирование.

Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования.

6. Презентация или защита работы            

Не обязательна.        

Обязательна

 

  Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

Мы имеем дело с проектным обучением, если:  

- учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;

- учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;

- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;

- сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;

- учитель выводит педагогический процесс в окружающий мир;  

- участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;  

- учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;  

- учитель создает условия для коррекции работы над проектом;  

- учитель организует экспертизу проектов;

- учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;  

- ученики анализируют свою работу над проектом.

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  1. практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  2. исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  3. информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  4. творческий проект — максимально свободный авторский под ход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  5. ролевой проект — литературные, исторические и т.п. дело вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  1. минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
  2. краткосрочные — на 4-6 уроков;
  3. недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Выделяют следующие типы проектов:

● проекты-сообщения или исследовательские проекты

● проекты-интервью

● проект-производство

● проекты - ролевые игры и драматические представления

Перечень  возможных результатов проектной деятельности:

1. атлас;

2. бизнес-план;

3. web-сайт;

4. видеоклип;

5. видеофильм;

6. выставка;

7. газета;

8. журнал;

9. законопроект;

10. карта;

11. коллекция;

12. костюм;

13. макет;

14. модель;

15. музыкальное произведение;

16. мультимедийный продукт;

17. оформление кабинета;

18. пакет рекомендаций;

19. публикация;

20. путеводитель;

21. справочник;

22. статья;

23. сценарий;

24. учебное пособие;

25. чертеж;

26. экскурсия.

 Критерии оценки проектной  работы

1. Точность и конкретность целей и задач проекта.  

0 - Цели и задачи не сформулированы.

1 - Цели и задачи сформулированы не полно или с ошибками.

2 - Цели и задачи сформулированы полностью и без ошибок.

2. Наличие обоснования актуальности (социальной значимости) проекта.  

0 - В проектной документации нет описания актуальности работы.

1 - В проектной документации описание актуальности есть, но носит общий, размытый характер .

2 - В проектной документации есть точное и конкретное описание актуальности проекта.

3. Описание (оценка) ресурсов проекта (в т.ч. рациональное распределение обязанностей в проектной группе). 

0 - В проектной документации нет оценки ресурсов.

1 - В проектной документации оценка ресурсов присутствует, но неполно или с ошибками.

2 - В проектной документации оценка ресурсов в полном объеме и без ошибок.

4. Описание критериев успешности проекта, соответствующих целям и задачам проекта.  

0 - Критерии успешности проекта не описаны.

1 - Критерии успешности проекта указаны, но связь между ними и целями и задачами проекта не показана.

2 - Критерии успешности проекта указаны, показана связь между критериями успешности и целями и задачами проекта.

5. Последовательность и логичность этапов реализации проекта. 

0 - В проектной документации нет описания этапов и сроков реализации проекта.

1 - В проектной документации описание этапов и сроков реализации проекта носит общий характер.

2 - В проектной документации есть точное и конкретное описание этапов и сроков реализации проекта.

6. Соответствие результатов проекта поставленным задачам.  

0 - Планируемые результаты проекты не связаны с целями и задачами проекта.

1 - Планируемы результаты не полностью связаны с целями и задачами проекта.

2 - Связь планируемых результатов с целями и задачами проекта точная и конкретная.

7. Информационное обеспечение проекта (фото, видео, мультимедиа, справочный аппарат и т.д.). 

0 - Нет в проектной документации.

1 - Есть, но не отражает содержание проекта, важные элементы продукта отсутствуют.

2 - Полностью отражает содержание проектной работы.

8. Наличие авторской оценки эффективности реализации проекта (в том числе перспектив развития проекта). 

0 - В проектной документации отсутствует оценка успешности и эффективности проекта.

1 - В проектной документации есть оценка эффективности успешности проекта, но не соответствует заявленным критериям, не указаны перспективы развития проекта.

2 - В проектной документации есть точная и конкретная оценка эффективности успешности проекта, указаны перспективы развития проекта.

9. Степень (уровень) практической реализации проекта. 

0 - В проектной документации отсутствует информация о практической реализации.

1 - Информация об уровне (степени) практической реализации носит общий характер.

2 - Информация об уровне (степени) практической реализации точная и конкретная.

10. Оценка экспертом сложности и актуальности проекта.  

0 - Проект простой или является актуальным.

1 - Проект сложный, но не представляется актуальным или проект актуальный, но простой.

2 - Проект сложный и актуальный.

Заключение.

   Зачем современному учащемуся необходимо владеть проектированием?
   В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. В конце ХХ века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоубизнесе, образовании и др. — позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.
          В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
          Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. В чем феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение?
          Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и все взаимосвязано. Деятельность современного человека может быть небезвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безвредность для человека и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.
          Человек, принимающий решение, осмысливает ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые затрагиваются при принятии решения.  Работа с проблемой всегда связана с процессом принятия решения. Для того чтобы принять ответственное решение, необходимо продумать именно те проблемы, которые затрагиваются этим решением.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Выводы.

Используя метод проектов в процессе обучения, я отметила рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая навыки работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, учащиеся применяют их на традиционных уроках. Кроме того, проектная деятельность открывает лидеров, умеющих организовывать работу в группе, способных доказать свою правоту, основываясь на найденных фактах. У учащихся повышается двигательная активность, возникает возможность общения, творчества, самовыражения, формирования характера.

14

Литература.

Даутова  О.Б., Иваньшина Е.В, и др. Современные педагогические технологии  основной школы в условиях ФГОС// КАРО.-2013

Беседина Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании / Л. А. Беседина // Биология в школе. — 2010. — № 2. - С. 52-54.

Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. — № 5. — С. 35-38.

Власова С. С. Формирование проектного типа мышления при изучении экологии в школе / С. С. Власова // Педагогические науки. — 2011. — № 1. — С. 15.

Денисова А. А. Исследовательская деятельность в современной системе образования / А. А. Денисова // Биология в школе. - 2008. - № 1. - С. 39.

Леонтьева А. В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А. В. Леонтьева, Ю. О. Шевякова // Биология в школе. — 2009. — №  4. — С. 47.

Носова Е. В. Урок-исследование по теме «Пищевые добавки и здоровье человека» / Е. В. Носова // Биология в школе. — 2007. - № 1. - С. 30.

Обуховская А. С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А. С. Обуховская // Биология в школе. — 2004. — № 8. - С. 27.

Петрова О. Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникационной предметной среде / О. Г. Петрова // Биология в школе. — 2011. — № 6. — С. 35—40.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 2011.

Русских Г. А. Технология проектного обучения / Г. А. Русских // Биология в школе. — 2003. — № 3. — С. 21.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

 Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 1 (теория)

ФГОС второго поколения предполагает активное использование  проектной деятельности школьников в учебном процессе. Презентация  содержит теоретический материал по проектной технологии (...

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)

Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Методика организации проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе

В статье описывается алгоритм проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС...

Методика организации проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе

В статье предлагается алгоритм проектной деятельности учителя биологии, работающего в условиях ФГОС...

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...

успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе

​Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников  на уроках матем...