успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе
статья по математике

​Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников  на уроках математикив основной и старшей школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности школьников  на уроках математикив основной и старшей школе

«Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим».

Блез Паскаль

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Формированию подобных навыков и способствует работа над проектами. Хочется отметить, что ребята с удовольствием занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Они с интересом  наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут  выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы. Важно поддерживать интерес детей и научить правильному подходу к этому творческому виду деятельности. Но, прежде всего, учитель сам должен понимать важность и необходимость проектно- исследовательской работы для достижения метапредметных результатов.

Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое для своей педагогической работы.

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, дидактических. Кроме того, педагоги, занимающиеся организацией проектной и исследовательской деятельности в школе должны сами владеть технологией проектирования и исследовательским методом.Однако на сегодняшний день существует проблема непонимания или недопонимания педагогами того, что то такое проект, а что такое исследование?

В чём сходство и различия исследовательской и проектной деятельности, как они взаимосвязаны?

С этой проблемой я сталкивалась, когда была членом жюри окружных научно-практических конференций.

Так в чём же различие.  

Проектная деятельностьобучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность

обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы

деятельности, направленная на достижение общего результата

деятельности.

Исследовательская деятельностьобучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для

исследования в научной сфере.

Ориентирована на получение

конкретного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для

конкретного использования.

Проект содержит предварительное описание и детализацию конечного

продукта.

Результат должен быть точно

соотнесен со всеми сформулированными в замысле проекта характеристиками

На начальном этапе лишь

обозначается направление

исследования, формулируются отдельные характеристики итогов

работы.

Логика исследования:

формулировка проблемы

исследования — выдвижение гипотезы — последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых

предположений

Проект - комплексный обучающий метод, который дает возможность  ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

• показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

•   реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

• продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

• подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу изучаемого предмета.

  В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету.

Работа с проектом имеет следующие этапы работы:

Стадия работы над проектом

Содержание работы

1. Подготовка

Определение темы и   цели проекта.

2. Планирование

- определение источников необходимой информации;

- определение способов сбора и анализа информации;

- определение способа представления результатов (формы проекта);

- установление критериев оценки результатов проекта;

- распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: наблюдения, решения, эксперименты и т.п.)

2. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор оптимального варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

5. Представление (защита) проекта и оценка результатов

Подготовка отчета в ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Сегодня я хочу поделить своим опытом организации проектной деятельности.

Я использую проектную деятельность на уроках с 5 класс. Когда я начинала работать, к проектной деятельности привлекала 2-3 человека из класса, в основном  это были исследовательские работы. Но когда в 2020/21 учебном году во всех школах страны появится обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, — индивидуальный проект я поняла, что к проектной деятельности на уроках нужно привлекать больше детей. По опыты работы могу сказать, что те дети, у которых был опыт участия в исследовательской и проектной деятельности, намного быстрее справлялись с написанием работы, выбором темы.

Все  дети, которые участвуют в проектной деятельности получают памятки по оформлению и защите работ (вы видите на экране)

Памятка 1. Оформление проекта.

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:

1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);

3) проектная часть.

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в материалы проекта или выносятся в приложения.

Первая страница

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора (ов);

в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;

г) место основной учебы автора (ов): город, ОУ, класс;

д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект;

е) год подготовки проекта.

Вторая страница – оглавление

Третья страница – введение

а) обоснование актуальности проблемы;

б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения).

С четвертой страницы – основное содержание проекта

а) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);

б) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания) 

Памятка 2. План выступления при защите проекта. 

Пункты

Варианты

Приветствие

 

«Добрый день!»

«Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости  и участники конференции»
Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение)
«Меня зовут …… 
Я ученик(ца) ___ класса, школы № ___ города»

Название темы

«Представляю вашему вниманию свой проект:
« ….»

Актуальность темы

«Эту тему я выбрал (а), потому что….» 

Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения

«Цель моего проекта - …………………………
Основные задачи: 1……………………………………………………… 2……………………………………………………… 3………………………………………………………»

Кратко о дальнейших шагах по теме проекта

Кратко о ходе работы над проектом:

 

«Считаю, что данный проект (исследовательская работа) может быть использован: 1…………………..
2…………………..
3……………………
«В ходе работы над проектом я:
1. Получил (а)  новые знания …..
2. Создал (а)   новые творения в виде: …………………
3. Определил(а)  новые проблемы (задачи):…………

Благодарность за внимание к выступлению

«Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы…»

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта (моего исследования)…» 
«Всего доброго»  

У учеников участвующих в проектной деятельности к выпуску 9 класса наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения  работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

            На своих уроках я предлагаю написать проектною работу на тему совпадающую с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат проекта дети  представляют на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения.

Таким образом, представляя на презентациях ученические проекты во время итогового повторения, я добилась сразу нескольких целей:

учащимися с интересом был повторен изученный материал;

во время работы над проектами они смогли узнать много нового и познакомить с новыми и интересными сведениями  и фактами своих товарищей;

школьники учились работать с дополнительной литературой и занимались поиском новой информации в Интернете;

учились грамотно и эстетично готовить продукты проекта: презентации, доклады, макеты, чертежи и т.п.;

воспитывали в себе умение слушать товарищей и оценивать другие проекты;

развили интерес к проектной деятельности;

учились работать в коллективе;

научились самостоятельно планировать свою деятельность.

Учащиеся-старшеклассники, работая над проектами, убедились сами, в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись.

Исследовательские работы и проекты более глубокие и содержательные мы представляли в ходе проведения конференций, защиты индивидуальных проектов.

Хочу представить вашему вниманию некоторые темы реализованных проектов:

Тема

Планируемый результат

«Геометрические тела вокруг нас»

ученики разработали план городка, создали его проект и представили его классу,изготовили макет города из моделей и разверток геометрических тел

«Применение математикидля отделки комнаты на последнем этапе строительства»

ученики рассчитали количество необходимого материала  и его стоимость в различных магазинах,  представили данные в виде таблицы и диаграмм

«Применение процентов в современной жизни человека»

ученики выяснили, где применяются проценты,  выполнили сравнительный анализ выгодных ставок по вкладам и кредитам, изготовили буклет

«Практическое применение подобия треугольников»

ученики рассчитали высотуМонумент Славы,  представили таблицусравнения абсолютных погрешностей и высот

«Применение теоремы Пифагора на практике»

ученики изготовили расчётные схемы на чертежах

 (длина стропил, высота лестницы)

«Геометрия и мода»

ученики изготовили эскизы одежды

«Золотое сечение. Секреты грамотной планировки участка»

ученики изготовили проект участка

«Геометрия крыш»

ученики изготовили макет крыши, расчётные схемы

Ежегодно мои ученики не только участвуют, но и становятся призёрами и победителями  конкурсов исследовательских работ: окружные научно-практические конференции «Первые шаги в науку», конференция старших школьников, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (региональный этап проходит на базе школы № 1 села Приволжье), региональной научно-практической конференции «Математика+» для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Самарской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В обучении все больше используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению.  К инновационным т...

Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся.

Статья о применении проектного метода на уроках математики в среднем звене и его роль в процессе социализации школьников....

Организация проектной деятельности на уроках математики

На современном этапе учитель должен заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью. Проектную деятельность можно организовать и на уроках математики....

Проектная деятельность на уроках английского языка в старшей школе, как средство работы с одаренными учащимися.

В работе рассматриваются аспекты использования пректной деятельности на уроках английского языка в старшей школе и приводится личный опыт....

Программа организации проектной деятельности на уроках математики на уровне основного общего образования (5-9 классы)

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовате...

Практика организации проектной деятельности на уроках математики

Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? «Проект» имеет несколько определений. Например, врем...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...