Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.
учебно-методический материал по биологии

Угольцова Елена Викторовна

Формирование функциональной грамотности учащихся

на уроках биологии.

 

Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.( слайд                 )

Установлено, что наличие определенного уровня функциональной грамотностиявляетсяпредпосылкой развития компетенции личности.

Термин «компетенция» используется в сфере образования сравнительно недавно. Данное понятие имеет отношение к области умений, и предусматривает способность личности применять личный опыт, знания, которые получены в период обучения в повседневной жизни, а также успешно адаптироваться в социуме.( слайд                         )

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Исправить данную ситуацию можно попытаться, применив в своей деятельности технологию развития критического мышления, которая сравнительно недавно разработанаи представлена педагогической общественности.( слайд              )

 Критическое мышление – навык, который помогает  понимать ребёнку для чего он учится, что и для чего он делает. 

Я применяю приёмы данной технологии в своей практике  3 года и немного расскажу Вам о ней.

 В основе развития критического мышления лежат три последовательных  стадии урока: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока,  от учебных возможностей класса.( слайды        )

 

1 Стадия – Вызов.
Эта стадия похожа на  актуализацию знаний в традиционном уроке, но  приёмы  и методы организации деятельности другие.  Она позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить к активной работе. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Приёмы стадии Вызов( слайд               )

1.      “Кластер”.

2.      Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.

3.      Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.

4.      “Дерево предсказаний”.

5.      “Ромашка Блума”.

6.      “Верные и неверные утверждения”.

7.      “Верите ли вы?”.

8.      “Корзина идей”.

Чаще всего на своих уроках использую 3 приёма:

 

  1. Прием “Кластер” (гроздья)( слайды                     )

выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. Пример 1, 2)

  1. Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.
    (Слайды                 )

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1.Пример 3)

  1. Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.( слайды            )

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

  1. Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. (Приложение № 1. Пример 8)

 

2 стадия урока – Осмысление.

На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь использую  такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу ИНСЕРТ, составление таблиц, работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста,  просмотре  видеофильма, презентации,  объяснении  учителя и т.д. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

 1  Маркировка текста по типу Инсерт.
В дословном переводе с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.  В идеале - Ученики читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки:       

«V» - галочкой отмечают  то, что известно;

 «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста;

«-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали;

«?» - вопросительный знак, если  не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Я использую таблицу, как показано на слайде( слайд        )
Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер или таблицу.

2 приём заполнение концептуальных таблиц (слайд     )

Почини цепочку, найди лишнее ( слайды                )

 

3 стадия – Рефлексия. 
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

На этой стадии можно использовать приемы: кластер, эссе, синквейн (синквейн – это стихотворение пятистишие, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях).

Прием «Синквейн» можно использовать на любом уроке – этот приём как подведение итогов урока. Учащиеся пересматривают то,  что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. На данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Например,  синквейн по теме «Стебель»: Стебель

Сложный, сильный.

Проводит, запасает, удерживает.

Важен в жизни растения, человека.

           Опора!

Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны.  Вместо «вызова»  более привычно для учителя – актуализация знаний.  А «осмысление» - это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока.

Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.

Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому,  что нет  готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.

А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен

 

Спасибо за внимание!

              

 

 

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_funkts_gramotnosti_moya.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональная грамотность – рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности

Слайд 2

Компетенция личности - способность применять личный опыт, знания, которые получены в период обучения в повседневной жизни, а также успешно адаптироваться в социуме

Слайд 3

помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности. Технология Развития Критического Мышления

Слайд 4

Структура технологии урока «Вызов» «Осмысление содержания» «Рефлексия» активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

Слайд 5

Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Верите ли вы, что …?» Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения Таблицы Корзина идей Покопаемся в памяти Ассоциация Инструкции Мозговой штурм Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали….» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Слайд 6

Сердце Камеры Клапаны Сосуды артерии вены Левый желудочек Левое предсердие полулунные клапаны Створчатые клапаны Правое предсердие Правый желудочек Кластер « Сердце» капилляры Стенки сердца перикард миокард эндокард

Слайд 7

Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал» Что я знаю о строении сердца? Что я хотел бы знать о строении сердца? Что я узнал нового о строении сердца? 1 2 3 4 5 6 7 т.д. 1 2 3 4 5 6 7 т.д. 1 2 3 4 5 6 7 т.д.

Слайд 8

Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?

Слайд 9

Ромашка Блума Вопросы Примеры Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Сколько камер в сердце? Сколько клапанов в сердце? Как называется самая крупная артерия? т. д. Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым? Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов. Оценочные вопросы (сравнение) Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано? Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая? Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.

Слайд 11

Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Сердце Строение сердца Работа сердца стенки сердца камеры клапаны кровеносные сосуды общее расслабление сердца сокращение желудочков Сокращение предсердий Сердечный цикл -0,8 сек

Слайд 12

Прием «Что это?» или «Черный ящик» О каком органе идет речь? Располагается в грудной полости. Обеспечивает одностороннее движение крови по сосудам, выполняя функцию «насоса» в организме. Масса органа у взрослого человека 300 гр. Имеет 3 слоя: перикард, миокард и эндокард. Состоит из 4 камер: 2 предсердий и 2 желудочков. Между предсердиями и желудочками располагаются створчатые клапаны: в правой части сердца – трехстворчатый клапан, а влевой части –митральный клапан. Между желудочками и сосудами располагаются полулунные клапаны и т. д.

Слайд 13

курение холестерин алкоголь Лишний вес Причины сердечно- сосудистых заболеваний? Не правильное питание Вредные привычки вредные пищевые добавки не занимаются спортом гиподинамия Лишний вес Дерево предсказаний

Слайд 14

Приемы, используемые на стадии осмысления Приёмы, работающие с таблицами таблица ПМИ таблица ЗХУ таблица-синтез сводная таблица концептуальная таблица таблица "Что? Где? Когда? Почему?« Чтение с остановками Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сюжетная таблица» Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы». Ромашка вопросов (ромашка Блума) Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием «Фишбоун» Прием «Понятийное колесо» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?) Прием «Мудрые совы»

Слайд 15

Прием « Инсерт» (чтение с пометками) V (информация, которая уже известна ученикам) + (является для учеников новым и интересным) - (противоречит их представлению) ? (ученики хотят получить по этой информации более подробные сведения) Сердце работает циклично, каждый цикл делится на фазы. Сердечный цикл длится 0,8 секунд и состоит из трех фаз: -сокращение предсердий – 0,1 сек., -сокращение желудочков -0,3 сек., -общее расслабление сердца – 0,4 сек. Сердце работает всю жизнь, не останавливаясь. Почему оно не устает? Как работает сердце во время сна, если мозг отдыхает? Автоматия сердца

Слайд 16

Прием «Концептуальная таблица» левая половина сердца Линии сравнения Правая половина сердца 1.Из каких камер состоит? 2. Из каких слоев состоят стенки сердца? 3.Толщина стенок сердца? 4.Какие клапаны располагаются в данном отделе? 5.Какой круг кровообращения начинается в желудочке? 6. Какой круг кровообращения приносит кровь в предсердие? Тема « Строение сердца» Сравните строение левой и правой половин сердца.

Слайд 17

Толстые и тонкие вопросы толстые Дайте объяснение, почему… -почему вы думаете, что… -почему вы считаете, что.. -в чем разница… -предположите, что будет, если… тонкие Кто… что… когда… сколько… как называется… согласны ли вы.. «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы -Объясните, почему кровь течет в одном направлении? -Как регулируется сердечный цикл в период сна человека? -Какую фазу называют систолой сердца? -Какую фазу называют диастолой сердца?

Слайд 18

«Контур – символ» Тема «Сердце»

Слайд 19

«Контур – символ» Тема «Млекопитающие» Впишите в пустые поля под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении. В чем связь и отличие всех рисунков?

Слайд 20

«Почини цепочку» Тема: Круги кровообращения. Пример №1: Расположи по порядку отделы большого круга кровообращения: Левый желудочек – аорта – артерии – вены - нижняя и верхняя полые вены - капилляры - венулы- правое предсердие. Пример №2: Расположи по порядку отделы малого круга кровообращения: Правый желудочек – легочная артерия – легочные вены- капиллярная сеть легких – левое предсердие.

Слайд 21

Прием «Найди лишнее» Найти «лишний орган» и дать объяснение выбору. Пример 1 . Надпочечники, поджелудочная железа, вилочковая железа, гипофиз (поджелудочная железа –железа смешанной секреции, остальные – внутренней секреции); Пример 2. Легкие, трахеи, бронхиолы, альвеолы, гортань, капилляры (капилляры относятся к кровеносной системе, а остальные к дыхательной); Пример 3. Левый желудочек, аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены, легочные вены (легочные вены –сосуды малого круга кровообращения, остальные- из большого круга кровообращения); Пример 4. Молоточек, наковальня, стремечко, полукружные каналы (полукружные каналы расположены во внутреннем ухе, а три слуховые косточки в среднем ухе); Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

Слайд 22

Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Шесть шляп мышления; Возврат к ключевым словам; Письмо по кругу; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам Эссе Рафт Диаманта Синквейн Хокку (хайку) Бортовой журнал Двухчастный дневник Трёхчастный дневник Рефлексивный экран вопросов Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке

Слайд 23

Синквейн Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза. Глаза Красивые, лучезарные Воспринимают, преломляют, различают Зрение - бесценное богатство человека Очи

Слайд 24

Прием «Письмо в будущее». Рафт. Прием «Письмо в будущее» или Рафт позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы. Заканчивая урок по теме « Заболевания сердечно – сосудистой системы», предлагаю учащимся проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск сердечно – сосудистых заболеваний у себя и будущих потомков. Можно менять «персонажи», т.е. менять автора и адресата, а также стиль изложения и суть, т.е. идею.

Слайд 25

Эссе Каждая группа работает по написанию эссе по теме или от имени кого то, например лесного жителя или больного человека.

Слайд 26

Спасибо всем Вам за внимание! Успехов Вам !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности  на уроках биологии" с примерами заданий....

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках биологии...

Значение формирования функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение функциональной и биологической грамотности.Функциональную грамотность можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.Рассматриваются способы формирования функцио...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

презентация  Формирование функциональной грамотности на уроках биологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение понятия "функциональная грамотность", история возниковения и применения в образовательной деятельности. основной способ развития функциональной грамотности на уро...

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроке биологии"

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии" является  методическим пособием к уроку "Изучение закономерностей модификационная изменчивости". Можно испо...