Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии в основой и старшей школе ”
методическая разработка по биологии (6, 8 класс)

Лилякова Альбина Владимировна

Работа содержит методические приемы работы с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologicheskiy_tekst._kak_s_nim_rabotat.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии в основой и старшей школе ”

 

Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна. Зачитаю вам небольшую выдержку из «Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования. Метапредметные результаты освоения программы».

«Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

•систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

•выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

•заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты…»

2. Для повышения читательской грамотности школьников, ФГОС ООО предусматривает формирование навыков смыслового чтения.

Цель смыслового чтения состоит в понимании содержания текста.

Чтение является видом речевой деятельности, направленным на восприятие и переработку информации письменного текста.

 (слайд №1)Что нужно знать учителю:

– знать, что такое учебный текст;

– знать какой учебный текст может служить наиболее эффективным средством для формирования и развития навыков чтения;

– знать из каких приемов и операций состоит деятельность учителя и деятельность ученика, направленная на освоение навыков осмысленного чтения и формирование понимания текста;

– какова последовательность формирования навыков чтения;

– в какой мере учебный текст и задания учителя по работе с ним соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащегося.

(слайд 2) Виды чтения

1.Поисковое (просмотровое) чтение – это такой вид чтения, при котором ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, найти конкретную информацию (например, знакомство с учебником: титульный лист. Ориентирующее предисловие, оглавление, предметный указатель, колонтитулы).

Для учебников характерен учебно-научный стиль изложения информации, адаптированный с учетом возрастных особенностей учащихся. В 5-ых классах учителю следует подготовить пятиклассников к восприятию учебно-научного стиля учебника.

2.Ознакомительное чтение – это ознакомление с содержанием текста в общем виде. При ознакомительном чтении текст прочитывается целиком. Ознакомительное чтение может использоваться, когда необходимо озаглавить текст, определить тему, основную мысль, выделить основное содержание. К приемам ознакомительного чтения относятся: выделение главного и второстепенного в тексте, определение ключевых слов.

3. Изучающее чтение – это чтение углубленное, вдумчивое. При изучающем чтении научного текста по биологии учителю необходимо научить школьников приемам осмысления и анализа текста, способствующим более глубокому его осознанию.

 

Именно глубокому осознанию текста способствуют приемы работы с текстом.

С некоторыми приемами мы сегодня с вами поработаем практически, ну а о некоторых я вам просто напомню.

Приемы работы с текстом:

1. Прием  «Тонкий и толстый вопросы»;

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

 

 

 

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте объяснение, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предложите, что будет, если…?

Что, если…?

 

2. «Инсерт»;

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

«V» – это я знаю;

«+» – это новая информация;

«–« – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

4. «Знаю – Хочу знать – Узнал»; Этот прием поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

3. «Фишбоун».

«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».

4. Подготовка плана, тезисов, вопросов по тексту.

5. Прием «Дополни определение», «Сконструируй определение», «Установите соответствие».

 

6. Текст как основа для формулирования заданий в  формах по требованиям ГИА и ЕГЭ с созданием эталонов ответов («Верные и неверные утверждения», умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных)

7.  Текст как основа для заполнения или составления таблиц. Дальнейший анализ таблицы для выявления сходства и различий. 

3. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).

4.Текст как основа для составления определений понятий.

5. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).

6. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.

7. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.

 

В своей практике я используя некоторые приемы гораздо чаще остальных, так как это нетрудно для учителя, а главное помогает мне подготовить детей к Огэ и Егэ. Именно с ними предлагаю вам  сегодня поработать

1.  Текст как основа для формулирования заданий в  формах по требованиям ГИА и ЕГЭ с созданием эталонов ответов («Верные и неверные утверждения», умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных)

 

Использование заданий подобного вида можно использовать на любом этапе урока. Согласно исследованиям В.Н Зайцева оптимальный темп чтения составляет 120 – 150 слов в минуту (900 знаков) Итак, подбирая текст, педагогу просто необходимо предварительно определить объём этого текста. Нужно помнить о временных интервалах чтения текста, затратах на поиск варианта ответа. Так, среднестатистическая норма временных затрат при выполнении задания части А – 1 минута, части В – 5 минут, части С – 15-20 минут.

Предлагаю пример текста и заданий к ним:

 

Содержание работы с текстом по теме «опорно-двигательный аппарат человека».

Биология. 8 класс.

 

Мышечная система человека:  значение, особенности строения.

 

 

1.  Внимательно прочитай текст «Мышечные ткани. Мышцы» и выполни задания 

Мышечные ткани.  Мышцы.   

      

   Организм большинства животных  и человека состоит из тканей – групп клеток и межклеточного вещества, сходного строения и выполняющих одинаковые функции.

    Клетки мышечных тканей   (миоциты, или  мышечные волокна) содержат особые сократительные нити белковой природы – миофибриллы. Миофибриллы состоят из актина и миозина. Благодаря миофибриллам мышцы сокращаются (то есть обладают свойством сократимости) и приводят в движение части тела. В миоцитах – очень много митохондрий.

     Мышечные ткани бывают трёх видов: гладкая, поперечнополосатая скелетная, поперечнополосатая сердечная. Волокна гладкой ткани одноядерные   веретёнообразной формы, сокращаются автоматически (помимо нашей воли), медленно. Они формируют стенки полых внутренних органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря). Поперечнополосатые мышечные ткани  состоят из вытянутых многоядерных клеток с полосатой исчерченностью и могут иметь длину до 10 см. Из этих тканей состоят скелетные мышцы и стенки сердца соответственно.  Сокращение этих тканей происходит быстро, а сердечная сокращается автоматически (как и гладкая ткань). Волокна сердечной ткани переплетаются.   

     Мышца состоит из мышечных волокон, объединённых в пучки и одетых соединительнотканной оболочкой. К мышце подходят нервы и кровеносные сосуды. Концы мышц крепятся к костям скелета с помощью сухожилий.

Задания.

 

1. Выберите 3  неправильных предложения. Запишите их правильно.

 

1. Миофибриллы – особые сократительные нити белковой природы – являются клетками  мышечных тканей. 2.Миофибриллы состоят из актина и миозина.

3. Волокна с полосатой исчерченностью формируют стенки полых внутренних органов.

4. Сердечная  ткань сокращается автоматически (как и гладкая ткань).

5. Клетки гладкой ткани многоядеоные.

 

2. Вставьте в текст пропущенные термины:

Текст

Мышечные ткани.  Мышцы

К мышечным тканям относятся: поперечнополосатая сердечная, _____________(А),  гладкая. В состав стенок кровеносных сосудов входит______ (Б) ткань. Она работает медленно и______ (В).

________ (Г) состоят из миофибрилл – особых сократительных нитей белковой природы.

Мышца состоит из _________ (Д), объединённых в пучки и одетых соединительнотканной оболочкой.

Перечень терминов:

  1. поперечнополосатая сердечная
  2. поперечнополосатая скелетная
  3. мышечные волокна
  4. гладкая
  5. непроизвольно
  6. произвольно
  7. миоциты
  8. миозин
  9.  

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

2. Текст как основа для заполнения или составления таблиц. Дальнейший анализ таблицы для выявления сходства и различий. 

Результатом работы учащихся с тематическим текстом (или текстом параграфа) может стать таблица, при этом осуществляется перевод информации из одной знаковой системы в другую. Учитель может предложить заполнение таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки учащихся. В качестве примеров приведу следующие варианты работы с текстом.

 

Информационная карта 1.

Класс Насекомые.

Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн видов. К ним относятся различные виды жуков, стрекоз, бабочек, муравьев и т.д. Насекомые освоили все среды обитания – наземно-воздушную, почвенную и водную. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды. Они имеют членистые конечности, хитиновый покров. Среди этих животных немало прекрасных летунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». У всех насекомых 1 пара усиков. Для них характерна двусторонняя симметрия тела.  Их величина может быть очень различной от 0,25 мм до 30 см. У всех насекомых 3 пары конечностей, конечности имеют членистое строение. Тело насекомых разделено на три отдела: голова, грудь, брюшко.

Информационная карта 2.

Класс Паукообразные.

Паукообразные – хищники, нападающие на других животных. Для них характерна двусторонняя симметрия тела.  Большинство видов обитает в наземно-воздушной среде. Тело пауков состоит из головогруди и брюшка, у клещей все отделы тела слиты. У всех паукообразный нет усиков. К паукообразным также относятся скорпионы, сенокосцы. У всех паукообразных 4 пары конечностей, конечности имеют членистое строение. Все пауки имеют паутинные бородавки и железы. Паутина используется для строительства ловчих сетей и кокона для яиц, распространения молодых паучков, изготовления убежища и зимовального мешка.  Для паукообразных характерна двусторонняя симметрия тела.  Их тело покрыто хитиновым покровом.

 

Задание 1. Заполните таблицу:

Критерии сравнения

Класс Насекомые

Класс Паукообразные

Симметрия тела

 

 

Количество конечностей

 

 

Количество усиков

 

 

Отделы тела

 

 

Покровы тела

 

 

Особенности конечностей

 

 

 

Задание 2.

1. Какие сходства имеют насекомые и паукообразные? Почему?

2. Какие различия имеют насекомые и паукообразные? Почему?

 

Задание 3. Составьте таблицу и подготовьте вопросы по таблице:

Критерии сравнения

Класс Насекомые

Класс Паукообразные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).

 

1. Проанализируйте таблицу

Процентное соотношение органических и неорганических веществ, содержащихся в клетке.

 

Вещества

Содержание (среднее значение), %

Неорганические вещества:

вода

90

минеральные соли

1,5

Органические вещества

белки

15

липиды

3

углеводы

2

нуклеиновые кислоты

1,5

АТФ и др.

1

 

Задания.

1. Составьте схему: «Химический состав клетки».

2. Составьте диаграмму: «Процентное соотношение органических и неорганических веществ, содержащихся в клетке»

1. Проанализируйте таблицу

Время, которое человек способен прожить в пустыне без помощи извне.

Температура (С)

Время, ч

49

2

38

5

32

7

26

9

 Задания.

1. Постройте график зависимости времени, которое человек способен прожить в пустыне без помощи извне от температуры окружающей среды.

2. По графику определите сколько времени человек проживет в пустыне, если температура воздуха 43С; 29С?

Задание3.

Известно, что активность ферментов зависит от pH-среды. Для проверки активности фермента амилазы слюны её налили в три пробирки, добавили субстрат. Для создания разных условий в каждую пробирку добавили соответственно по 3 капли 0,1% раствора соляной кислоты (pH = 6,3), 0,1% раствора бикарбоната натрия (pH = 7,3), дистиллированной воды (pH = 7). Все пробирки поместили в водяную баню при температуре 37°С.

Постройте график зависимости степени активности фермента слюны от pH-среды. В какой среде активность амилазы слюны максимальна? Что было взято в качестве субстрата для проверки степени активности фермента?

 

Задание 4.  Составьте схему из предложенных слов, пользуясь текстом учебника.

 

Плазма крови, внутренняя среда организма, лимфа, кровь, тканевая жидкость, тромбоциты, лейкоциты,  форменные элементы,  эритроциты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...

Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»

Данный материал демонстрирует основные приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 5 классе....

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...

Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...

Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»

поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...

«Методические приемы работы с текстом, повышающие качество образовательного процесса по биологии»

Цель:•создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся школы.•Задачи:•научить применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптац...

Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Мстер-класс демонстрирует  организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Спасибо и за эту разработку! Полезный материал.