"Отряды Пресмыкающихся. Крокодилы. Черепахи"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Солтанова Зейнаб Магомеднабиевна

Открытый урок об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, о происхождении. Об охране редких видов, их значение в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk._urok_cherepahi_krokodily.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

ФИО учителя: Солтанова Зейнаб Магомеднабиевна

Предмет. Класс: биология, 7 класс

Автор УМК: В.В Пасечник,

 Тема урока : «Отряды Пресмыкающихся. Крокодилы. Черепахи».

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: групповая, работа с учебником и дополнительным материалом, работа в парах.

Цели:

Образовательная: раскрывают особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни; сформируют представление о происхождении пресмыкающихся; сформируют знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжают формировать умений выделяют признаки приспособленности организма к среде обитания; способствуют формированию умений выделять главное, обобщают знания, полученные из разных источников и правильно формулируют свои мысли в процессе обобщения изученного.

Воспитательные : приобретают знания расширяющие кругозор.

Материально-технические средства: ноутбук учителя, мультимедийный проектор, экран, учебник, дополнительный раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Слайд №1.   Здравствуйте, ребята! Сегодня проведем необычный урок в форме познавательной игры «В мире животных»

Слайд №2.  Музыка в мире животных

Начнём, пожалуй, наш  урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

Девиз урока:

На уроке нам,  друзья,
Черепахами быть нельзя.
Как ящерицы будьте быстры

И пятёрки заработаете вы.

II. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, скажите, какой большой раздел мы свами изучаем? Какой тип? Класс? Каких вы знаете удивительных животных из класса пресмыкающиеся ? О них сложено много легенд и сказаний:

Например, представители одной из этих групп за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?

Конечно, черепахи. СЛАЙД №3

Представители другой группы появились на Земле около 250 миллионов лет назад. Они могут плавать со скоростью 40 километров в час. Имеют длину тела до семи метров и весить тонну. Продолжительность жизни до 110 лет. Их кожа – один из самых дорогих материалов для изготовления ремней, сумок, перчаток. В переводе с греческого языка их название обозначает «каменный червь»

О ком идет речь?  Конечно, крокодилы.  СЛАЙД №4

Совершенно верно! Итак, значит главными героями нашего урока будут кто? (Крокодилы и Черепахи). Так какова же тема нашего урока? (Черепахи и крокодилы), А к какому классу они относятся? (Пресмыкающиеся)

Ребята, открываем тетради и записываем тему урока и начинаем нашу игру.

Выключить музыку

СЛАЙД №5

Сказать детям, что пресмыкающиеся или же рептилии-первые наземные животные

Ребята, а чтобы вы хотели о них узнать? Каковы цели нашего урока?

(особенности строения в связи с наземным образом жизни; от кого произошли; какие виды черепах и крокодилов существуют, есть ли среди них охраняемые виды)

Я думаю вам тоже будет интересно узнать…

1.особенности строения  пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;

2. о происхождении пресмыкающихся;

3. о разнообразии пресмыкающихся,

4. охрана редких видов,

5.значении в природе и жизни человека. И это  цель  нашего урока. Слайд №6

III. Изучение нового материала

После объяснения заданий для групп – выключить проектор.

Слайд №7

Молодцы! И чтобы все это узнать, мы с вами поделимся на 4 группы;

1 группа «Историки». Ваша задача: выяснить от кого произошли  Черепахи и крокодилы и почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?

1 группа «Историки»

                                                           КАРТОЧКА ( + страница 122 учебника)

1.От кого произошли Пресмыкающиеся, Черепахи и крокодилы?

2.Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?

Современные пресмыкающиеся произошли от древних рептилий – котилозавров, живших около 285 млн. лет назад, которые еще сохраняли в своем строении признаки, характерные для древнейших хвостатых земноводных – стегоцефалов. Время от 70 до 255 млн. лет назад считается эрой расцвета и разнообразия пресмыкающихся.

От котилозавров произошли и черепахи.

От кого же произошли крокодилы? Около 250 млн. лет назад появилась новая группа рептилий- архозавры.

Крокодилы занимают особое положение среди пресмыкающихся, их считают самыми высокоорганизованными из пресмыкающихся.

Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится по земле.

2 группа «Натуралисты»

Ребята, вам досталось самое ответственное задание: выяснить какие признаки позволили черепахам и крокодилам стать первыми настоящими наземными животными в отличии от земноводных?

(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.122, И ДОП. МАТЕРИАЛ

2 группа «Натуралисты»

                                     (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.122, И ДОП. МАТЕРИАЛ)

                                                                                  КАРТОЧКА

1.Какие признаки позволили черепахам и крокодилам стать первыми настоящими наземными животными в отличии от земноводных?

2.Их значение в природе и жизни человека

  • Тело расчленено на голову, шею, туловище и хвост,
  • Легочное дыхание (легкие имеют ячеистое строение)
  • Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями , щитками;
  • Формируются конечности наземного типа (на концах пальцев имеются роговые пластинки – когти);
  • Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.
  • Внутреннее оплодотворение. Откладывают богатые желтком яйца, покрытые пергаментной оболочкой.
  • Трехкамерное сердце с неполной перегородкой (исключением является крокодил - четырехкамерное) и два круга кровообращения;
  • В настоящее время существование большинства видов современных пресмыкающихся находится под угрозой. Черепахи на протяжении столетий служили объектом охоты и пищей для равных народов. Мясо суповой черепахи употребляют в пищу, из за чего их численность значительно сократилась. Также черепахи являются звеном в цепи питания. В чрезмерных количествах уничтожаются и крокодилы. Кожа крокодилов, крупных змей и ящериц используется для изготовления портфелей, дамских сумочек, поясов, обуви и других изделий, а в некоторые странах мясо крокодила употребляют в пищу (Китай, Малайзия). Также крокодилы являются санитарами водоёмов, так как расчищают водоемы от ила и чересчур густой растительности. Копают дно лапами, углубляя его, а все наносы выбрасывают на берег. Поедает крокодил больных, слабых рыб и трупы животных, оказавшихся в воде.

3 группа «Экологи» (по учебнику 26 параграф стр. 129)

Ваша задача рассказать о многообразии видов Черепах и Крокодилов, о  количестве видов, занесенных в Красную Книгу и о видах Черепах и Крокодилов, которые могут быть встречаются в России или Тульской области

3 группа «Экологи»

КАРТОЧКА

(по учебнику 26 параграф стр. 129)

  1. Число видов
  2. Виды черепах
  3. Количество видов, занесенных в Красную книгу
  4. Виды черепах, обитающие на территории России и в Тульской области
  1. Число видов
  2. Виды крокодилов
  3. Виды, занесенные в Красную книгу
  4. Виды крокодилов, обитающие на территории России (если они есть) или в Тульской области

  1. Известно 328 видов :

2.  Виды черепах: Зеленая черепаха, Дальневосточная черепаха, Среднеазиатская черепаха, Европейская черепаха (болотная), Гигантская черепаха, Галапагосская черепаха (слоновая), Водяная черепаха.

3.Занесенные в красную книгу: из четырех видов, обитающих на территории нашей страны три оказались почти истреблены. Краснокнижные черепахи России — среднеазиатская, дальневосточная и болотная. Редкие виды мира:

На нашей планете насчитывается множество видов черепах, занесенных в международную Красную книгу:

  • морские — зеленая, логгерхед , бисса,  ридлея;

Пресмыкающиеся или рептилии отряда Крокодилы занесённые в международную Красную Книгу: Аллигаторы,, кайман черный, гавиал, крокодил болотный, острорылый, оринокский, узкорылый африканский

На территории, Тульской области крокодилов нет а из черепах обитает один вид: « Болотная черепаха». И этот же вид занесен в красную книгу

4 группа «Фантазеры»

Ваша задача найти и рассказать нам самые интересные и необычные факты о Черепахах и Крокодилах

(каждый член группы рассказывает по 1 интересному факту про черепах и крокодилов

4 группа «Фантазеры»

(каждый член группы рассказывает по 1 интересному факту про черепах и 1 факту про крокодилов. Главное - не повторяться!!!)

                                                                             КАРТОЧКА

Интересные факты о крокодилах

  • Крокодилы живут на земле уже... 250 миллионов лет и, по большому счету, являются единственными дожившими до наших дней динозаврами. За это время они так приспособились к окружающей среде, что врагов у них по сути нет.
  • Самый большой крокодил — морской крокодил, который водится в Индии, северной Австрали и островах Фиджи. Длина его может достигать 7 метров, а вес до 1 тонны!
  • Крокодил, только что вылупившийся из яйца, в три раза длиннее этого же яйца.
  • Крокодил может бегать со скоростью до 11 миль в час.
  • Средняя продолжительность жизни – 50 лет. Долгожители доживают до 100.
  • Самый маленький крокодил — карликовый (Osteolaemus tetraspis), взрослые особи едва достигают 190 см в длину. Он больше сухопутный, чем водоплавающий.
  • В крови крокодила обнаружили антибиотик, который эффективно убивает бактерии, проникая через их мембраны. Британские репортeры назвали это вещество "крокодилином". Теперь это вещество изучают, чтобы лечить им людей от разных инфекционных заболеваний.
  • Иногда крокодилы способны карабкаться на деревья.
  • Выражение «крокодиловы слезы» обозначает показные угрызения совести и раскаяние. Произошел этот миф из-за того, что крокодилы, как считалось, плачут в процессе кушания людей. На самом деле крокодилы действительно плачут, когда едят, но происходит это по вполне биологическим причинам. Воздух, заглатываемый крокодилом в процессе кормежки, особым образом смешивается с содержимым слезных желез и выделяется в виде обильных пенных «слез».
  • Эти рептилии могут выпрыгивать из воды на 2х метровую высоту.

Интересные факты о черепахах

  • Черепахи живут на Земле больше 220 миллионов лет.
  • Самой крупной древней черепахой является архелон. Это создание, жившее в меловой период, вырастало до 5 метров и весило около 2 тонн.
  • Крупнейшая морская современная черепаха – кожистая. Она обитает во всех морях и океанах, за исключением самых холодных. Самая большая кожистая черепаха, пойманная человеком, весила 916 кг и имела размеры около 3 м. Самая крупная сухопутная черепаха – галапагосская слоновая. Представители этого вида достигают 1,8 м в длину и весят более 400 кг.
  • Самая маленькая черепашка на Земле – это крапчатая. Длина ее тела составляет 8-10 см.
  • У этих пресмыкающихся есть свой собственный праздник – Всемирный день черепах. Он отмечается 23 мая.
  • Черепах принято считать очень медлительными существами. Однако это верно лишь отчасти: морские кожистые черепахи способны развивать в своей родной стихии скорость до 35 км/ч. Также кожистые черепахи отличные ныряльщики, способные заплывать на глубину до 1,2 км.
  • Черепахи могут жить более 150 лет. Рекордсменом является черепаха по кличке Джонатан, живущая на острове Святой Елены. Ей сейчас 182 года. Кстати, примерный возраст черепахи можно определить по годовым кольцам на ее панцирных щитках.
  • Черепахи невероятно живучи. Некоторые представители этого отряда пресмыкающихся могут ничего не есть в течение 5 лет и около 10 часов обходиться без воздуха
  • Некоторые виды черепах невероятно сильны. К примеру, зеленая морская черепаха способна «увезти» на себе 5 человек. Возможно, могла бы и больше, но на панцире больше не помещается!
  • Зеленые морские черепахи способны ориентироваться в пространстве, улавливая мельчайшие изменения магнитного поля планеты. Можно сказать, что эти черепахи рождаются со встроенным компасом!
  • Ядовитых черепах не существует. Однако человек может запросто отравиться, отведав мяса коробчатых и кожистых черепах, а также черепах-бисс. Дело в том, что эти виды питаются ядовитыми грибами и медузами, поэтому их мясо способно накапливать токсины.

Ребята, на выполнение заданий – вам 7 мин. Работать начнем с тех, кто закончит первыми. Итак, начали

Выступают 1, 2 группы СЛАЙДЫ №8,9

Ребята, сейчас, чтоб немного отдохнуть, давайте проведем физкультминутку СЛАЙДЫ №10

Молодцы! Ну а теперь продолжим. Потом выступают 3, 4 группы

Молодцы ребята, а теперь давайте подведем небольшой итог всему, что вы сегодня интересного узнали об удивительных животных?

IV. Закрепление изученного материала

Биологический диктант. Выписать правильные суждения:

Вариант 1 – о черепахах

Вариант 2 – о крокодилах

1.Могут жить до 150 лет

2.Могут лить слезы

3.Имеют мощный панцирь

4.Современных видов насчитывается 26

5.Являются хищниками, имеют мощные зубы, которые периодически обновляются

6.Не имеют зубов

7.Один из видов обитает в Тульской области и занесен в Красную книгу РФ

8.Голова плоской формы, устроена таким образом, чтобы во время охоты на поверхности оставались только глаза и ноздри

9.В отличии от других пресмыкающихся имеют четырехкамерное сердце

10.Делятся на 3 группы: морские, сухопутные и пресноводные

Ребята, а сейчас вы будете работать в парах. Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте его работу. На экране вы видите правильные ответы и критерии выставления оценок

Слайд №11

Правильные ответы:

Вариант 1 (черепахи) – 1,3,6,7,10

Вариант 2 (крокодилы) – 2,4,5,8,9

Критерии оценивания:

На «5» - 0 ошибок

На «4» - 1 ошибка

На «3» - 2 ошибки

На «2» - 3 и более ошибок

Ну что, ребята, все справились с заданием? Поднимите те, кто выполнил работу без единой ошибки. С 1 ошибкой? С 2 ошибками? Молодцы!

Ребята, а теперь давайте вернемся к целям нашего урока. Достигли ли мы их?

VI. Домашнее задание. Изучить §26.  Выберите одно из заданий на карточке .

1. Задание (легкое) -для слабых учеников

2. Задание (повышенной сложности) -для средних учеников 

3. Задание (высокой сложности)- для сильных учеников

V. Рефлексия - Скажите ребята, вам понравился урок? А что понравилось больше всего?

Ребята, у каждого из вас на парте лежит листочек с черепашкой. Обратите внимание, что в каждой части ее панциря написано какое- либо впечатление от урока. Пожалуйста, прочитайте каждое из них, и закрасьте его синим цветом, если данное ощущение вы на уроке испытали полностью, желтым – если испытывали не всегда, и красным- если этого ощущения вы не испытали совсем. (2 мин.)

VI. Домашнее задание. Изучить §26.  Выберите карточки с заданиями:  

1. Задание (легкое) -для слабых учеников

2. Задание (повышенной сложности) -для средних учеников 

3. Задание (высокой сложности)- для сильных учеников

КАРТОЧКА

1 Задание (легкое)

Выберите правильный ответ

1. Жизнь современных пресмыкающихся связана;

а) только с сушей;
б) с сушей и водой;
в) с сушей или водой;
г) только с водой.

2. Кожа у пресмыкающихся:

а) имеет сальные железы;
б) сухая (без желез);
в) имеет небольшое количество желез, выделяющих слизь;
г) имеет потовые железы.

3. Орган слуха у пресмыкающихся представлен:

а) только внутренним ухом;
б) только средним ухом;
в) внутренним и средним ухом;

4. Температура тела у пресмыкающихся:

а) постоянная, но низкая;
б) непостоянная;
в) постоянная и высокая.

5. Оплодотворение у пресмыкающихся:

а) наружное;
б) внутреннее;
в) как наружное, так и внутреннее.

2 .Задание (повышенной сложности)

Найдите « лишних ».

1. гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия.

2. полоз, уж, веретеница, питон, анаконда.

3. кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса.

4. гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник.

3. Задание (высокой сложности)

Задача. В плену у крокодилов.

Во время Второй мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает… Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут – о, ужас! – летчики заметили, что озеро буквально кишит крокодилами... Немедленно взлетать!- решили летчики. Но прямо по курсу- крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ними сейчас не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, аварии не избежать. Как быть?

Попробовать взять разгон. маневрируя между «животными-айсбергами»? Но гидроплан в воде довольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже… И все же летчики нашли выход из положения! Попробуйте найти его и вы …

Решили? Если нет - подсказка: в критический момент один из членов экипажа сообразил, что нужно использовать что-то такое, чего «эти звери сильно не любят» - чтобы сами разбежались…

Ответ: летчики плеснули на поверхность воды бензин, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу «разбежались», освободив путь для разгона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме: "Отряды Пресмыкающихся"

в результате изучения содержания модуля вы будете  знать особенности  строения представителей отрядов пресмыкающихся; уметь выявлять черты приспособленности к среде обитания; развивать...

Презентация по теме: "Отряды Пресмыкающихся"

в результате изучения содержания модуля вы будете  знать особенности  строения представителей отрядов пресмыкающихся; уметь выявлять черты приспособленности к среде обитания; развивать...

Конспект урока биологии по теме: отряды пресмсыкающихся. Крокодилы.

Конспект урока по биологии в 7 классе в школе II вида. В конспекте вкючены задания по коррекционной слуховой работе....

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы

Данную презентацию использую для проведения урока биологии в 7 классе....

презентация к уроку "Крокодилы.Черепахи"

презентация к уроку "Крокодилы.Черепахи"...

Презентация "Отряд пресмыкающиеся"

Презентация "Отряд пресмыкающиеся" предназначена для урока биологиии в 7 классе.Составлена по материалам учебника В.В. Латюшина, В.А. Шапкина "Биология.Животные"....