Урок "Вегетативное размножение растений"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Абдуллина Халиса Нуриахметовна
  1. В чем преимущество вегетативного размножения?
  2. У какой группы растений вегетативное размножение наиболее распространено?
  3. Какая группа растений наиболее многочисленна?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vegetativnoe_razmnozhenie_rasteniy.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

Тема: "Вегетативное размножение цветковых растений"

Разработка урока учителя биологии и географии

«МБОУ  Дубъязская СОШ

Высокогорского муниципального района РТ»

Абдуллиной Халисы Нуриахметовны

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация к разным этапам урока,
  • листы с заготовкой таблицы и схемы для ответов учащихся,
  • различные комнатные растения,
  • горшочки с землёй, пластилин, бумага, ножницы
  • сосуд с водой, луковицы чеснока и лука, скальпели, уголь,
  • шпатели (для выполнения практических заданий).

Ход урока

На разных этапах урока учителю помогают либо учащиеся данного класса, либо ученики старших классов. Они демонстрируют способы размножения, читают стихи (стихи автора разработки).

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний:

Ребята, мы на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у растений.

Вы приготовили задания шпаргалки о половом размножении растений для своих соседей, передайте пожалуйста вашим соседям по часовой стрелке.

А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника моего знакомого садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение растений».

III. Изучение нового материала.

На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

Что происходит в генеративных органах мы уже изучили, значит тема нашего урока Итак тема урока “Вегетативное размножение цветковых растений”. Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца. 
Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?

Какие же цели мы поставим перед собой?

2. Способы вегетативного размножения цветковых растений.
Вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений. 

Сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеофрагмент, но перед просмотром выполним небольшое задание. Перед вами лежат листочки с заданиями до и после. Прочитайте внимательно утверждения и поставьте + перед утверждением которое вы знаете и с которым вы согласны. Просмотр видео.  А теперь поставьте +в последней графе если согласны с утверждением.

Мы немного поработали устали давайте сделаем физкульт запоминалку. Встаньте между рядами. Вытянем руки вверх так растут растения. Встанем на цыпочки так корень входит в землю. Сколько классов высших растений мы знаем – 2. Как называется первый класс- однодольные, какое жилкование у однодольных – параллельное или дуговое, какая корневая система –мочковатая. Как называется первый класс- двудольные, какое жилкование у двудольных – пальчатое  или перистое, какая корневая система –стержневая.

Наши команды подготовили демонстрацию способов посадки растений:

1 команда с помощью листьев.

2 команда с помощью усиков.

3команда с помощью черенков укореняют жимолость, методом «Бурито»

4 команда с помощью однопочечных черенков укореняют смородину.

5 команда укореняют черешок розы в картофель.

Прививка растений. Кроме этих способов есть еще размножение с помощью прививки культурой ткани растений посмотрим еще один небольшой фрагмент.

Все болеют гриппом, а тебе всё не почём. В чём же дело? Просто ты вовремя сделал прививку. Нашим деревьям и кустарникам тоже нужна прививка. Вы спросите: «Какая?» Давайте узнаем у профессионалов. (видеофрагмент прививка растений)

Культура тканей – способ вегетативного размножения, получивший название «размножение в пробирке». Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки из любого его органа. В стерильных условиях их помещают в пробирки и создают благоприятные условия. Через некоторое время в пробирке появляются маленькие зачатки новых растений.

Ребята кто-нибудь из вас смог бы стать генным инженером и выводить новые красивые и полезные растения?

III. Закрепление.

Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Так каким же образом моему знакомому садоводу-любителю, получить такую же смородину как у соседа.

Поговорим о значение вегетативного размножения в природе.

  1. В чем преимущество вегетативного размножения?
  2. У какой группы растений вегетативное размножение наиболее распространено?
  3. Какая группа растений наиболее многочисленна?
  4. Сделайте вывод. (Развитое вегетативное размножение способствует господству покрытосемянных растений на Земле)

-Как человек использует вегетативное размножение покрытосеменных растений?

-Имеет ли вегетативное размножение для человека отрицательную роль?

IV. Рефлексия.

А теперь немного отвлечемся. Дело в том, что к нам приехал корреспондент и он хочет задать несколько вопросов присутствующим, по поводу сегодняшней нашей работы.

1) Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?

2) Что Вам больше всего понравилось?

3) Что Вы сегодня поняли?

4) О чем Вы задумались?

6) Что бы Вы хотели бы узнать более подробно.

Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике. Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

 Домашнее задание. Изучить текст на стр. 91-96  Ознакомить родителей со способами вегетативного размножения растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"

Тесты для учащихся 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"  Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника "Биология. Растения"...

План конспект урока по теме: " Вегетативное размножение растений"

конспект урока изучения нового материала " Вегетативное размножение растений"...

Презентация на тему:" Способы размножения растений"

Презентацию подготовила учитель высшей категории Севостьянова Г.А.МБОУ «СОШ № 1 им. Б.Н.Куликова»Г. Семикаракорск...

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

Презентация к уроку "Способы размножения растений. Размножение споровых растений."...

Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",

Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются   особенности строения данного органа  и предусмотрена проверка знаний...