доклад на тему "Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования"
статья по биологии

Галина Юлия Петровна

доклад из опыта работы коллектива школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы:

Тема: «Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

Автор: заведующий филиалом

МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»- ООШ д.Мещерево

Галина  Ю.П.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания

педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Таким образом, существуют противоречия между:

- фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;

- между содержанием образования и возросшим количеством детей не готовых к школьному обучению;

-преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Предполагаемые результаты:

- повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.

- появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;

- у школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;

- повышение динамики качества обучения

2.1. Технологии проблемного обучения

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например:

1. Определение темы урока:

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Прочитайте слова на доске: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

  • Чем все эти слова похожи?
  • А чем слова отличаются?

- Над какой темой будем работать?

(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных )

Вывод.

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

2.2 Технологии деятельностного метода

В данной технологии синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. При эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление, обеспечивается высокая результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней.

2.3 Информационные образовательные технологии

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации.  Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.

Для уроков окружающего мира и истории презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

2.4. Проектные технологии

Приемы проектной деятельности стимулируют самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. 

2.5. Игровые технологии

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра

используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.

- Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к нам… на чём? Правильно, на печке.

(Выставляется рисунок Емели на печке)

Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

4) После твердых согласных пишутся гласные... (аоыу).

5) После мягких согласных пишется гласная... (и).

– Как отличить согласный звук от гласного?

В последние годы в образовании набирает обороты  технология-геймификация(игрофикация)- выполнение прикладных  задач в игровой форме с применением программного обеспечения и веб-сайтов.

2.6. Здоровьесберегающие технологии.

Особое внимание в нашей школе уделяется  здоровьесберегающим технологиям,  обеспечивающим  школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии применяются педагогами  как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

 соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

 · рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

 · четкая организация учебного труда;

 · строгая дозировка учебной нагрузки;

 · смена видов деятельности;

 · обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

 · место и длительность применения ТСО;

 · включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

 · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

 · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 · благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

 · профилактика стрессов:

 · работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

 · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

 · целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

Проводятся в различных формах мероприятия в рамках классного часа, учителя физической  культуры обеспечивают участие детей   в различных акциях, таких как  «День здоровья»,  «Зарядка с чемпионом». На высоком уровне поставлена подготовка учащихся к сдаче нормативов ГТО. Также вопросы сохранения и уркпепления здоровья детей обсуждаются на  классных и школьных родительских собраниях.

На наш взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению   их здоровья.

2.7 Система инновационной оценки «Портфолио»

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

  • результаты обучения ученика;
  • отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “ Интеллект”, конкурсах сочинений и т.п.
  • самооценку школьника своей учебной деятельности.

2 часть. Участие в делах класса и школы.

Включает в себя:

  • результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
  • отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
  • спортивные достижения учащихся;
  • оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
  • Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.

 - Проблемное обучение. Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации школьников, особенно при изучении нового материала. Постоянная постановка перед учениками проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что школьник не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Поэтому верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.

- Проектные методы обучения.  Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (такие как выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.

- Игровые технологии.  Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес, который вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложный материал.

- Обучение в сотрудничестве - это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп.  Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу.

- Технологии уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. И  применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. 

- Информационно-коммуникационные технологии. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Применение данной технологии  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

- Технология критического мышления.    Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

          Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

       Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.  Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

- Кейс-технологии (или метод анализа конкретной ситуации), в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяют учащемуся применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. 

Кейс-технология объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров.

Что же изменилось в нашей школе за эти пять лет, в течение которых мы изучали и внедряли в свою

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

И сегодня очевидна необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиска более эффективных форм, методов, а также средств обучения, внедрения современных педагогических технологий, а следовательно, и повышения качества образования.

Как же воспитать устойчивый интерес к предмету, найти нужные методы и приёмы, которые бы в наибольшей мере способствовали формированию у обучающихся знаний, умений и навыков? Для этого необходимо построить урок так, чтобы он максимально решал в единстве задачи обучения, развития, воспитания; тщательно отбирать и корректировать учебный материал, создавая оптимальные условия для решения образовательных задач.

На наш взгляд, активизация самостоятельной творческой работы учащихся на уроках под руководством учителя - один из эффективных путей совершенствования учебного процесса. Поэтому на уроке необходимо создавать атмосферу, активизирующую познавательную деятельность учащихся и повышающую качество обучения.

Нельзя забывать и об индивидуализации обучения, которое предполагает учёт возможностей и способностей каждого ребёнка. К сожалению, в нашей системе образования долго отсутствовали реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Школа не нуждалась в формировании личности человека, а лишь готовила к выполнению определенных социальных функций. Современная система образования нацеливает школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Следовательно, развитие и воспитание личности, которая способна влиять на формирование собственного интеллектуального и образовательного потенциала, должно быть поставлено на первое место в школьном образовании [1]. Так, чтобы раскрыть творческий потенциал учащихся, их индивидуальные способности, сформировать качества, связанные с будущей профессией, необходимо использовать в практике работы школы такие формы обучения, как уроки-презентации, уроки-конференции, деловые игры, семинары, защита проектов. Особое место в этом ряду занимает организация научно-исследовательской работы учащихся, проведение предметных недель. Эти формы работы способствуют раскрытию индивидуальности и творческого потенциала каждого ученика.

.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • модульно-блочные технологии;
  • интегральные технологии и т.п.

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Обучающиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Современные технологии способствуют возможности получения знаний, то есть образованию людей. Помимо этого, современные технологии напрямую влияют на качество образования. Школы, колледжы, ВУЗы и иные образовательные организации в процессе обучения используют современные технологии обучения[2]. Одной из таких технологий является онлайн тестирование учеников. Оно помогает преподавателю определить, с какими темами у учеников возникают проблемы, и тем самым сконцентрировать внимание именно на них. Также, у большинства учеников есть свободный доступ в интернет, благодаря этому они могут самостоятельно изучать темы, либо узнавать что-то новое.

Учителя и преподаватели относятся к современным технологиям неоднозначно. Некоторые одобряют внедрение современных технологий в систему образования, другие же наоборот, выступают против внедрения. Для наглядности был проведён анонимный опрос среди учителей одной из школы города Уфы. В качестве метода получения информации – анкетирование.

Марк Твен как-то сказал: «Нет такой вещи, как новая идея. Это невозможно». Мы просто берем кучу старых идей и помещаем их в своего рода мысленный калейдоскоп. И как и во многом другом, Твен был абсолютно прав. Множество «современных технологий» в реальности лишь обновленные версии старых созданий, отполированные и сбрызнутые свежей краской.

Современные педагогические технологии

 

  И будущее уже наступило

Роберт Юнг

 

 «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»

 (Коко Шанель)

 

  «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

 то и в жизни он будет только подражать, копировать»

 (Л.Н. Толстой)

 

 

      Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 

 

 

 Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

 

 Часто педагогическую технологию определяют как:

 

 •          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

 •         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

 

 •         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

 

 В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

 

1.      Информационно – коммуникационная технология

2.     Технология развития критического мышления

3.     Проектная технология

4.     Технология развивающего обучения

5.     Здоровьесберегающие технологии 

6.     Технология проблемного обучения

7.     Игровые технологии

8.     Модульная технология

9.     Технология мастерских

10.                       Кейс – технология

11.                       Технология интегрированного обучения

12.                       Педагогика сотрудничества.

13.                       Технологии уровневой дифференциации

14.                       Групповые технологии.

15.                       Традиционные технологии (классно-урочная система)

 

1). Информационно – коммуникационная технология

 

 Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

 

 Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

 ·     использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;

 ·     сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

 ·     формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

 ·    направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

 ·     дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

 

 В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.

 

 Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

 

 В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

 

Система применения ИКТ

 

 Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

 

 1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;

 

 2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

 

 3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

 

  4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

 

2) Технология критического мышления

 

  Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

         Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

 

 ·         На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

 

 ·           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

 

 ·        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

 

 В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

 

   Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

 

   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

 

   Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)        

 

Осмысление содержания

 

   Информационная (получение новой информации по теме)

 

   Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)         

 

Рефлексия

 

   Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

 

   Информационная (приобретение нового знания)

 

   Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

 

   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)

 

 

Основные методические приемы развития критического мышления

 

 1.         Прием «Кластер»

 2.         Таблица

 3.         Учебно- мозговой штурм

 4.         Интеллектуальная разминка

 5.         Зигзаг, зигзаг -2

 6.         Прием «Инсерт»

 7.         Эссе

 8.         Приём «Корзина идей»

 9.         Приём «Составление синквейнов»

 10.       Метод контрольных вопросов

 11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

 12.       Круги по воде

 13.       Ролевой проект

 14.       Да – нет

 15.       Приём «Чтение с остановками»

 16.       Приём « Взаимоопрос»

 17.       Приём «Перепутанные логические цепочки»

 18.       Приём « Перекрёстная дискуссия»

 

3). Проектная технология

 

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

 

    Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

 

    Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

 

    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

     В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь  в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

 

Практическое применение элементов проектной технологии.

 

     Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

 

 1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

 2.    предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

 3.  особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;

 4.  основана на цикличной организации учебного процесса.

 

    Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

 

 

 

 

 

Этапы работы над проектом

 

Этапы

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога 

Организационно-подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.  

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия 

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»        

Оценивание каждого участника проекта.

 

 

4). Технология проблемного обучения

           Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

 Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

 

      Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

    В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно, исследуют пути и способы ее решения, т. е.

·        строят гипотезу,

·        намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

·        аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

 

      По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, педагог вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется педагогом с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

      Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

 

       Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

 

      Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

 

 

 

 

5). Игровые технологии

 

      Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

      По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

Классификация педагогических игр

 

1.     По области применения:

 —физические

 —интеллектуальные

 —трудовые

 —социальные

 —психологические

 

2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

 —обучающие

 —тренинговые

 —контролирующие

 —обобщающие

 —познавательные

 —творческие

 —развивающие

 

3.     По игровой технологии:

 —предметные

 —сюжетные

 —ролевые

—деловые

—имитационные

 —драматизация

 

4.     По предметной области:

 —математические, химические, биологические, физические, экологические

 —музыкальные

 —трудовые

 —спортивные

 —экономически

 

5.     По игровой среде:

 —без предметов

 —с предметами

 —настольные

 —комнатные

 —уличные

 —компьютерные

 —телевизионные

 —циклические, со средствами передвижения

 

 

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

 

 —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

 —Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

 —Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

 

Обучение в  игре  позволяет научить:

 

 Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

 

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

·        стимулируется познавательная деятельность

·        активизируется мыслительная деятельность

·        самопроизвольно запоминаются сведения

·        формируется ассоциативное запоминание

·        усиливается мотивация к изучению предмета

 

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

 

6). Кейс – технология

 

 Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

 

      Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

 

      В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

 

      Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

 

 Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

 При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит

 

 ·       Развитие навыков анализа и критического мышления

 ·        Соединение теории и практики

 ·        Представление примеров принимаемых решений

 ·        Демонстрация различных позиций и точек зрения

 ·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

 

 Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

 

 ·        анализировать информацию,

 ·        сортировать ее для решения заданной задачи,

 ·        выявлять ключевые проблемы,

 ·        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

 ·       выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

 

 Кроме того, дети:

 ·        Получают коммуникативные навыки

 ·        Развивают презентационные умения

 ·  Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

 ·        Приобретают экспертные умения и навыки

 ·    Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

 ·        Изменяют мотивацию к обучению

 

      При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени . Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

 

 К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

 

 ·        метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

 ·        метод инцидента;

 ·        метод ситуационно-ролевых игр;

 ·        метод разбора деловой корреспонденции;

 ·        игровое проектирование;

 ·        метод дискуссии.

 

       Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

 

7). Технология творческих мастерских

 

      Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

      Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

 

 Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

 

 В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

 

Основные этапы мастерской.

 

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

 

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

 

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

 

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

 

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

 

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

 

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

 

8). Технология модульного обучения

        Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

 

  В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности. Успешность модульного обучения предопределялось соблюдением паритетных взаимодействий между педагогом и учащимися.

 

 Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

 

 Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

 

 Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование у обучающихся навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.

 

 Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

 

Алгоритм построения учебного модуля:

 

 1. Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.

 2. Выявление учебных элементов темы.

 3. Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.

 4. Формирование логической структуры учебных элементов темы.

 5. Определение уровней усвоения учебных элементов темы.

 6. Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.

 7. Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.

 8. Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.

 

 Система действий педагога по подготовке к переходу на модульное обучение.

1. Разработать модульную программу, состоящую из КДЦ (комплексно-дидактические цели) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели:

 

2. Структурировать учебное содержание в определенные блоки.

 Формируется КДЦ, имеющая два уровня: уровень усвоения учебного содержания ученикам и ориентация на его использование в практике.

 

 3. Из КДЦ выделяются ИДЦ (интегрирующие дидактические цели) и формируются модули. Каждый модуль имеет свою ИДЦ.

 

 4. ИДЦ делится на ЧДЦ (частные дидактические цели) на их основе выделяются УЭ (учебные элементы).

 

 Для управления учением учащихся важным является принцип обратной связи.

 

 1.  Перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся.

 

 2. Текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).

 

 3. Выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель: выявить пробелы в усвоении модуля.

 

 Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации УПД учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах.

 

 Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

 

9). Здоровьесберегающие технологии 

 Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

 

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

 

 · соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

 · рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

 · четкая организация учебного труда;

 · строгая дозировка учебной нагрузки;

 · смена видов деятельности;

 · обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

 · место и длительность применения ТСО;

 · включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

 · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

 · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 · благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

 · профилактика стрессов:

 · работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

 · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

 · целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

 

 Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 

 

 

11). Традиционная технология

 

 Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским.

 Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

 - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

 - группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

 - основной единицей занятий является урок;

 - урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

 - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по  своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

 

 Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

 

 По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

 

 Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

 

 Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. 

 В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока

 

Организационная четкость

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Отсутствие самостоятельности

 

Пассивность или видимость активности учащихся

 

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день)

 

Слабая обратная связь

 

Усредненный подход

 отсутствие индивидуального обучения

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...

«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»

В докладе содержится материал о применении современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса на уроках русского языка и литературы....

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся

Сегодня перед школой поставлена задача: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важн...

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся...

Выступление на педсовете по теме"Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования"

Обзор современных педагогических технологий, реализация данных технологий в школе...

«Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными воспитательными технологиями для повышения качества образования»

laquo;Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными воспитательными технологиями для повышения качества образования» доклад на совещание при...