Опорный конспект по теме: "Генетика. Селекция".
творческая работа учащихся по биологии (11 класс)

Срощенко Людмила Кузьминична

Внеаудиторная самостоятельная работа студента по теме: "Генетика. Селекция" для подготовки к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika._selektsiya.szhato.docx154.11 КБ

Предварительный просмотр:

Генетика.

Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов

Наследственность-повторение в ряду поколений сходных признаков

Изменчивость – способность изменять признаки и свойства

Ген – структурно-функциональная единица наследственности(участок молекулы ДНК кодирующий информацию о белке)

Геном – совокупность геном в гаплоидном наборе хромосом в клетке.

Число типов гамет, образуемых организмом, определяется по формуле 2 n , где n – число гетерозигот.

Чистые линии – самоопыление/ близкородственное скрещивание

Аллель – та или иная разновидность (альтернативная форма) гена

Гибрид – особь , полученная в результате скрещивания

Анализирующее скрещивание- проводится с гомозиготной рецессивной особью. Проводят для установления г-типа изучаемой особи

Множественный аллелизм – существование гена в виде нескольких аллелей у вида и популяции

Законы Менделя . 1 и 2 основаны на моногибридном скрещивании(анализ наследования по одному признаку). 3 основан на дигибридном скрещивании (особи отличались по двум и более парам признаков)

Законы Менделя

Первый закон.

Правило единообразия гибридов первого поколения.

При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки.  100%

Второй закон.

Закон расщепления.

При самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление по ф-типу в соотношении 3:1 , с образованием двух ф-типических групп(доминантной и рецессивной)

Третий закон.

Закон независимого наследования.

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара генов, находящаяся в разных парах хромосом, наследуется независимо от других и даёт с ними разные сочетания; образуются 4 ф-типические группы в соотношении 9:3:31

Закон сцепленного наследования.( Морган, 1911г.)

Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого распределения

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости(Вавилов; 1920г.)

Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости

Генотип – совокупность генов; система взаимодействующих генов организма

Фенотип- совокупность всех свойств и признаков организма

Взаимодействие неаллельных генов

Комплементарность – взаимодействие неаллельных генов, при котором в присутствии двух доминантных неаллельных генов проявляется новое состояние признака (дигибридное скрещивание подтверждается результатами расщепления при построении решётки Пиннета)

Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов, при котором гены одной аллельной пары подавляют проявления второго неаллельного гена.

а)доминантный – эпистатический ген-доминантный.

б)рецессивный – эпистатический ген-рецессивный.

Полимерия- взаимодействие неаллельных генов, при котором за один признак отвечают несколько пар неаллельных генов.(по типу наследуются :рост, вес, способность к секреции грудного молока (у человека) и т.д.

Пенетрантность- частота или вероятность фенотипического проявления данного признака среди всех особей генетических носителей этого признака.

Экспрессивность – степень проявления признака от максимальной выраженности до минимальной.

Методы исследования                            Основные положения хромосомной теории наследственности                                                         

1.Наследственные единицы, или гены, локализуются в хромосомах.

2.Каждый ген в хромосоме занимает определённое положение- локус. Гены в хромосоме расположены линейно.

3.Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцеплено и образуют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.

4.Между гомологичными хромосомами возможен обмен участками – кроссинговер.

5.Растояние между генами измеряется в морганидах,, или процентах кроссинговера : 1М=1%

6.Расстояние между генами пропорционально процентам кроссинговера, а сила сцепления между генами обратно пропорциональна расстоянию между ними.

Генеалогический метод

Цитогенетический метод

Близнецовый метод

Биохимический

Онтогенетический метод

Популяционный метод

Изменчивость

Модификационная изменчивость- изменения особи, возникшие под воздействием среды, не приводящие к изменениям в генотипе и не передающиеся по наследству.

Не наследуемость изменённого признака.

Массовость(проявляется у многих особей в популяции).

Адекватность(всегда соответствует изменениям внешней среды :чем больше воздействие, тем больше ответная реакция)

Адаптивность(повышает приспособленность организма)

Диапазон изменений для особей данного вида обусловлен генетически и характеризуется нормой реакции.

Норма реакции- генетически обусловленный предел развития признака.

Наследственная изменчивость (генотипическая)

Комбинативная – связанна с получением новых сочетаний генов в генотипе, при случайной встрече гамет, что приводит к появлению организмов с новым фенотипом.  Сами гены не изменяются.

Мутационная – возникает в результате различных изменений наследственного материала.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова

Генетически близкие виды и роды характеризуются «сходными рядами наследственной изменчивости». Зная изменчивость одного вида, можно предсказать появление параллельных форм у другого рода или вида.

Анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть "анализатором". Смысл заключается в том, что потомки от анализирующего скрещивания несут один рецессивный аллель от "анализатора", на фоне которого должны проявиться аллели, полученные от анализируемого организма. Для анализирующего скрещивания характерно совпадение расщепления по фенотипу с расщеплением по генотипу среди потомков. По характеру расщепления можно проанализировать генотип гибрида, типы гамет, которые он образует, и их соотношение. Поэтому анализирующее скрещивание является очень важным приемом генетического анализа и широко используется в генетике и селекции.

Генетика пола.

Гомогаметный пол:    X X (C:\Users\Aleksandra\Desktop\j.jpg)

Гетерогаметный пол: X Y (C:\Users\Aleksandra\Desktop\m.jpg)

Пол – сложный признак, наследование которого определяется развитием гонад.

Половые хромосомы – определяют формирование мужского и женского пола

Аутосомы- все хромосомы в клетках, за исключением половых

Пол организма определяется в момент зачатия, вероятность рождения самца или самки равна 1:1.

Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом. В Х-хромосоме имеется участок, для которого в Y-хромосоме нет гомолога. Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны. Эта особая форма сцепления позволяет объяснить наследование признаков, сцепленных с полом.

Мутагены- факторы внешней среды , вызывающие мутации.(а)химические; б)физические; в) биологические)

C:\Users\Aleksandra\Desktop\mutationscheme.gif

Селекция. Селекция- наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Породы,сорта,штаммы – искусственно созданные человеком популяции организмов.

Селекция растений.

Название центра

Географическое положение

Культурные растения

1.Южно-Азиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, о-ва Юго-Восточной Азии

Рис, сахарный тростник, цитрусовые,

Баклажаны и др. (около 33 % )

2.Восточно-Азиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя ,просо гречиха, плодовые и овощные культуры- слива, вишня и др. (20 %)

3.Юго-западно-Азиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Эго-Западная Индия

Пшеница, рожь, бобовые культуры, лён, конопля, репа, чеснок , виноград, и др. (4 %)

4.Средиземноморский

Страны по берегам  средиземного моря

Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11%)

5.Эфиопсктй

Абиссинское нагорье Африки

Твёрдая пшеница, ячмень, бананы, кофейное дерево, сорго

6.Центральноамериканский

Южная Мексика

Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник

7.Андийский

Западное побережье Южной Америки

Картофель, ананас, хинное дерево

C:\Users\Aleksandra\Desktop\ublhblbp.png

гибридизация

Инбридинг – (близкородственное скрещивание) используют для получения таких линий, которые при последующем скрещивании дают эффект гетерозиса.

Гетерозис – (гибридная сила) явление, при котором гибриды по ряду признаков и свойств превосходят родительские формы. Начиная со второго поколения гетерозис затухает.

Аутбридинг – скрещивание не родственных форм одного вида(нет общих предков в пределах 4-6 поколений)

Отдалённая гибридизация – скрещивание особей(растений), относящихся к разным видам.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе по теме "Генетика пола".

Разработка урока по теме "Генетика пола" включает в себя конспект урока и приложения: раздаточный материал, итоговый тест , презентацию к уроку....

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной....

Контрольная работа в 9 классе по теме "Генетика и селекция"

Контрольная работа в вде тестовых заданий, а также заданий с открытым ответом. Содержит одну задачу на моногибридное скрещивание. Рассчитана на 35 -40 минут....

Опорный конспект по теме "Генетика пола"

Опорный конспект с примерами задач по теме "Генетика пола", включается отработка навыков решения задач на наследование признаков, сцепленных с полом...

Обобщение по теме "Генетика и селекция"

Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки. Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обуча...