Методическая разработка по теме : "Педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных способностей обучающихся"
методическая разработка по биологии (10 класс)

Сулина Мария Игоревна

Методические рекомендации для учителей биологии на тему: педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных спсобностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме : "Педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных способностей обучающихся"

Содержание

Введение

Актуальность вопроса……………………………………………………..3

Глава 1.  Условия, создаваемые для успешного развития способностей обучающихся……………………………………………………………….4

Глава 2.  Развитие интеллектуальных и креативных способностей учащихся на уроках биологии………………………………………………………...6

Заключение………………………………………………………………….8

Список литературы…………………………………………………………9

Введение.

   Школьный курс «Биология» призван стать проводником гуманистических идей экологического способа мышления, здорового способа жизни, формировать компетенции, которых требует жизнь.

   Именно эти функции, осуществляются на уроках биологии.

   Ориентируясь на общечеловеческие ценности именно учитель биологии является проводником гуманистических идей и экологического способа мышления.  Человек есть часть природы, его существование и выживание возможно лишь за условиями установления гармоничных отношений с окружающей средой бережным отношением к ней.

   Педагогическая деятельность - это своеобразная творческая мастерская, которая помогает развитию учебно- познавательных навыков и умений учащихся, учит их учиться. Учитель постоянно пребывает в поисках оптимальных методов и форм обучения,  изучая опыт коллег и передовые педагогические технологии.

   Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому считаю, что необходимо уделить особое внимание развитию креативных и интеллектуальных способностей учащихся.

Глава 1.

 Условия успешного развития способностей обучающихся.

   Цель – развить заложенные природой задатки, сформировать способы умственных действий и навыки творческого мышления.

   Одним из важнейших факторов развития обучающихся является создание условий, способствующих формированию их творческих, интеллектуальных и креативных способностей.

   Особое внимание в своей работе уделяю формированию у учащихся эмоционально-целостного отношения к природе, к себе, к людям, к человеческим ценностям.

   На уроках необходимо организовать учебную деятельность школьников так, чтобы она способствовала формированию творческой личности, развивала бы умственные способности, формировала бы жизненные компетенции. Для этого выбираю такие формы и методы обучения, которые имеют относительную самостоятельность и влияют на отношения, которые возникают как между учителем и учеником, так и между учениками. Содержание курса биологии имеет огромные возможности в формировании интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления взаимосвязи, которые играют большую роль в осознанном усвоении знаний. Этому способствуют проблемно-поисковые и развивающие методы обучения.

   В подготовке к занятиям считаю, что только продуманный, целенаправленный отбор содержания урока вызывает у учащихся повышенный интерес к предмету, обеспечивает его усвоение. С целью развития практических умений и навыков приобщаю детей к сбору раздаточного материала, проведению наблюдений и исследований.

   Для развивающегося обучения важно организовать как можно больше заданий на этапах изучения нового материала, поскольку этот путь имеет поисковый характер, развивает навыки и умения познавательной деятельности учащихся. Это могут быть как групповые, так  индивидуальные задания.

   Когда учащиеся не имеют знаний и навыков для самостоятельной работы и требуют постоянной помощи, организовываю фронтальные работы. Сначала предлагаю выполнить часть задания. В эвристической беседе выявляются и закрепляются полученные знания, потом выполняется следующее задания. В конце подводится итог работы, формулируются выводы.

   Для успешного обучения  важное значение имеет мотивация, поэтому необходимо подчеркивать важность изучения вопроса. Развивающее обучение начинается с формирования ответов на вопросы, составление таблиц, характеристик, изучения внутреннего и внешнего строения, черчения диаграмм, схем, решением задач с использованием межпредметных связей, работы с учебником и дополнительной литературы. Большое внимание должно уделяться умению работать с учебником, начиная с общего знакомства с отдельными компонентами учебника (текстом, иллюстрациями) до самостоятельного формирования умений находить в параграфе главную мысль, составлять план рассказа, готовить вопросы и ответы. Это дает возможность сформировать умения спланировать текст, выполнять задания практического характера: пользуясь текстом, составлять таблицы, диаграммы, схемы, быстро находить термины, составлять характеристики, выводы, понимать иерархию систематики органичного мира. Все это способствует интеллектуальному развитию учащихся и общему умственному развитию.

   Учителю необходимо быть не только хорошим предметником, но и хорошим психологом, который понимает детей и защищает их интересы.

   Отдельным направлением своей работы считаю формирование осознанной мотивации здорового способа жизни. Это направление включает разные формы деятельности учащихся: изготовление и выпуск стенгазет по этой теме, внеклассные часы. Еще одним направлением своей работы считаю формирование экологического способа мышления. С первых уроков биологии намериваюсь, чтобы учащиеся усвоили, что «лишь поняв природу, человек может понять себя». Начиная с подбора стихов, легенд, знакомства с редкими растениями и животными, дети постепенно включаются в природоохранную работу. Это выпуск экологических газет, уход за комнатными растениями, наблюдения за изменениями в природе, экскурсии

и походы в лес, парки, ботанические сады, зоологических музеев, зоопарков. Учащимся предлагается составить правила поведения в природе, задания, которые вместе с формированием учебно-познавательных интересов, развивают экологическое мышление, стремление к бережному отношению к природе.

Глава 2.

Развитие интеллектуальных и креативных способностей учащихся на уроках биологии.

   Развитие интеллектуальных способностей ребенка –это развитие устной и письменной речи, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, проводить классификацию, проводить анализ, проводить синтез.

   При изучении биологии происходит формирование следующих интеллектуальных умений и познавательной активности учащихся:

  • усвоение элементарных сведений о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, её охране;
  • формирование основ экологической культуры;
  • воспитание правильного отношения к своему здоровью.

   Основные направления деятельности формирования интеллектуальных умений:

  • проблемно-поисковая деятельность обучающихся;
  • новые технологии обучения;
  • работа с учебником;
  • ИКТ на уроках биологии.

   Виды учебной деятельности, способствующие формированию творческих навыков обучающихся:

  • участие в проектной деятельности;  

  • наблюдения;

  • составление конспектов;
  • написание рефератов;
  • составление презентаций.

   Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально - педагогическими и психологическими предпосылками. Э. Фра определяет творчество (креативность) как способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях на нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

   Используя элементы творческой деятельности на уроках, учащиеся не только получают необходимый набор знаний и умений, но и более успешно продвигаются в своем развитии, потому что в результате творчества у ученика происходит процесс познаний, вместе с креативной деятельностью осуществляется и познавательная деятельность. Это дает импульс для более успешного проявления творческих способностей. Для развития у школьников креативности необходимо научить их использовать усвоенные знания в новых условиях. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания, которые вначале предлагает учитель, а затем сами учащиеся. Учитель вдохновляет своих учеников на самостоятельный поиск знаний, вооружая их некоторыми приемами, "техниками", алгоритмами, предлагая разнообразные задания для самостоятельной работы.

.

Заключение.

   Интеллектуальные и креативные способности представляют огромный интерес. Они становятся показателем успешности педагогической образовательной деятельности. Для их развития важное значение имеет как обучение, так и внеурочная деятельность.

   Работа учителя направлена на развитие творческих и познавательных способностей.  Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии способностей детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.

Список литературы:

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д: Феникс,1983..

2. Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004.

3. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. - М., 1991.

8. Пустохина О.А. Урок в современной школе- Изд. Учитель: Волгоград, 2009.

9. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...

Доклад: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочное время"

Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников является  воспитательная работа, в первую очередь,  кружки и грамотно подобранная система внекласс...

Использование средств информационных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Использование средств информационных технологий улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих и интеллектуальных способно...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»

laquo;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»...