Рабочая программа по биологии 6 класс 1 час в неделю (учебник Сонин Н.И.)
рабочая программа по биологии (6 класс)

Белых Лариса Михайловна

Рабочая программа по биологии 6 класс 1 час в неделю (учебник Сонин Н.И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_klass.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старо-Курбинская основная общеобразовательная школа»

671339, РБ, Заиграевскийрайон,с. Старая Курба, ул. Школьная, 1, 8(30136)59224, shoolstar@yandex.ru

Программа рассмотрена                                                       «Утверждаю»

И одобрена на заседании        Директора МБОУ Старо-

МО учителей         Курбинская ООШ

Протокол № ______    от        ______/ Хайнацкая А.А./

«___»  ___________20__г.

                                                                        Приказ №   _________от

        «___» ________   20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БЕЛЫХ ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

Старая Курба

2019 г.

Рабочая программа по Биологии  6 класс

Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе Закона «Об образовании», примерной программы по биологии для 6 класса, М., «Дрофа», 2016, ФГОС, учебного плана школы.
     Курс биологии 6 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствие с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды. Основу структурирования содержания курса биологии, в 6 классе, составляют ведущие системообразующие идей – отличительные особенности живой природы, ее  многообразие.  Основу изучения курса составляет функциональный подход, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

    Рабочая программа  для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.


Общая характеристика предмета

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы  и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Целями курса являются:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Раздел 2. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Всего

теоретические

Практические

Раздел 1. Строение и свойств живых организмов

15

11

4

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

16

11

5

Раздел 3. Организм и среда

2

2

Раздел 4. Повторение и обобщение

1

1

Итого:

34

25

9

Лабораторная работа №1. Определение состава семян пшеницы.

Лабораторная работа № 2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Лабораторная работа № 3.Ткани живых организмов.

Лабораторная работа № 4.Распознавание органов растений и животных.

Лабораторная  работа № 5.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Лабораторная работа № 6. Разнообразие опорных систем животных.

Лабораторная работа № 7. Вегетативное размножение комнатных растений.

Практическая работа № 1 «Примеры приспособленности организмов к среде обитания»

Практическая работа № 2 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

Раздел 3 Содержание разделов и тем учебного предмета.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

Оснащение

Примечание

План

Факт

Раздел 1.  Строение и свойства живых организмов14 часов

1

Чем живое отличается от неживого.

1

Текущий

Устный

Индивидуальный

Презентация

2

Химический состав клеток Лабораторная работа №1

Определение состава семян пшеницы.

1

Самостоятельное выполнение лаб. работы

Мультимедиа, электронное учебное издание. Лаб. Оборудование.

3

Строение растительной и животной клеток. Лабораторная работа № 2

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

1

Текущий

Устный

Индивидуальный

Микропрепараты, микроскоп, лупа

4

Митоз.

1

Индивидуальный

Мультимедиа, электронное учебное издание.

5

Деление клетки. Мейоз.

1

Тест

Мультимедиа, электронное учебное издание.

6

Ткани растений и животных

1

Текущий

Устный

Индивидуальный

Мультимедиа, электронное учебное издание.

7

Лабораторная работа № 3.Ткани живых организмов.

1

Карточки

Микропрепараты, микроскоп, лупа

8

Органы цветковых растений. Дикорастущие цветковые растения РБ.

1

Текущий

Устный

Индивидуальный

Микропрепараты, микроскоп, лупа

9

Лабораторная работа № 4

Распознавание органов растений и животных.

1

Самостоятельное выполнение лаб. работы

Мультимедиа, электронное учебное издание.

10

Органы и системы органов животных

1

Текущий

Устный

Индивидуальный

Мультимедиа, электронное учебное издание.

11

Организм как единое целое.

1

Текущий

Устный

Индивидуальный

Мультимедиа, электронное учебное издание.

12

Питание и пищеварение

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

13

Дыхание

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

14

Транспорт  веществ в организме

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов 18 часов

15

Практическая работа № 1

1

Т.У.И.

Презентация.карточки

16

Контрольная работа № 1.Строение и свойства живых организмов.

1

Тест

17

Практическая работа № 2

1

Т.У.И.

Презентация карточки

18

Лабораторная  работа № 5

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

19

Выделение.

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

20

Обмен веществ и энергии

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

21

Контрольная работа №2. Питание и пищеварение.

1

Тест

Мультимедиа, электронное учебное издание.

22

Скелет – опора организма

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

23

Лабораторная работа №6

Разнообразие опорных систем животных.

1

Самостоятельное выполнение работы

Микропрепараты, микроскоп, лупа

24

Движение

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

25

Координация и регуляция

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

26

Координация и регуляция

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

27

Контрольная работа № 3

Свойства живых организмов.

1

Тест

28

 Бесполое размножение

1

Тест

Мультимедиа, электронное учебное издание.

29

Лабораторная работа № 7

Вегетативное размножение комнатных растений.

1

Самостоятельное выполнение работы

Мультимедиа, электронное учебное издание.

30

Половое размножение животных

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

31

Половое размножение растений.

Растения занесенные в красную книгу РБ.

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

32

Рост и развитие животных.

Животные красной книги РБ.

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

Раздел 3. Организм и среда3 часа

33

Среда обитания. Экологические факторы среды. Красная книга РБ.

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

34

Природные сообщества.

Охрана природных сообществ РБ.

1

Т.У.И.

Мультимедиа, электронное учебное издание.

35

Итоговая контрольная работа № 4

1

Тест

Тест

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,
  • иметь представление о биологии как науке,
  • о клетке как единице живого,
  • о способах питания и дыхания животных и растений,
  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
    Должны называть (приводить примеры):
  • Общие признаки живого организма;
  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
  • причины и результаты эволюции;
  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
    Характеризовать (описывать):
  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
  • Деление клетки;
  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
  • Обмен веществ и превращение энергии;
  • Особенности питания растительных организмов;
  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
    Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
    Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
  • Клетки, органы и системы органов растений;
  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
  • Съедобные и ядовитые грибы.
    Соблюдать правила:
  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • Поведения в природе;
  • Здорового образа жизни человека;
  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
  • Использовать рисунки;
  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека;
  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
  • Знать: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;  типы деления клеток, их роль в организме;  особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;  основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);  характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Список  литературы

Рабочая  программа  ориентирована на использование учебника: Н. И. Сонин. Биология. Живой организм.  6  класс: Учебник для  общеобразовательных  учебных заведений. –  М .:  Дрофа ,  2016.Реализация  программы   обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями.

Для учащихся:

 Н . И .Сонин «Живой организм.  «Биология.  Живой   организм » 6 класс. – М.: Дрофа, 2016.

 Биология: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь, - М.: Эксмо, 2016. – 176с. Тематический контроль. Новая форма: три типа заданий.

Для  учителя:

  1. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Сонина/ Авт.-сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы, Стандарты второго поколения, Москва просвещение 2011.

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • CD-диск. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
  • CD-диск. Электронный атлас для школьника. Ботаника.
  • CD-диск. Красная книга Бурятии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Данная программа может быть использована при работе по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа для 6 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Данная программа может быть использоваана учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа для 7 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Данная программа разработана и может быть использована учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа для 8 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Программа предназначена для работы  по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа для 9 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

Программа предназначена для  работы по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа по биологии 10-11 кл. к учебнику В.В. Пасечника

Рабочая программа по биологии 10-11 классы составлена в соответствии с ФГОС (2004) на основе авторской программы В.В. Пасечника М-Дрофа -2014...