Рабочая программа по биологии 6 класс 1 час в неделю (учебник Сонин Н.И.)
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии 6 класс 1 час в неделю (учебник Сонин Н.И.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_klass.docx | 46.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старо-Курбинская основная общеобразовательная школа»
671339, РБ, Заиграевскийрайон,с. Старая Курба, ул. Школьная, 1, 8(30136)59224, shoolstar@yandex.ru
Программа рассмотрена «Утверждаю»
И одобрена на заседании Директора МБОУ Старо-
МО учителей Курбинская ООШ
Протокол № ______ от ______/ Хайнацкая А.А./
«___» ___________20__г.
Приказ № _________от
«___» ________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
БЕЛЫХ ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
Старая Курба
2019 г.
Рабочая программа по Биологии 6 класс
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе Закона «Об образовании», примерной программы по биологии для 6 класса, М., «Дрофа», 2016, ФГОС, учебного плана школы.
Курс биологии 6 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствие с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды. Основу структурирования содержания курса биологии, в 6 классе, составляют ведущие системообразующие идей – отличительные особенности живой природы, ее многообразие. Основу изучения курса составляет функциональный подход, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Целями курса являются:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Раздел 2. Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | ||
Всего | теоретические | Практические | |
Раздел 1. Строение и свойств живых организмов | 15 | 11 | 4 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | 16 | 11 | 5 |
Раздел 3. Организм и среда | 2 | 2 | |
Раздел 4. Повторение и обобщение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 25 | 9 |
Лабораторная работа №1. Определение состава семян пшеницы.
Лабораторная работа № 2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Лабораторная работа № 3.Ткани живых организмов.
Лабораторная работа № 4.Распознавание органов растений и животных.
Лабораторная работа № 5.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Лабораторная работа № 6. Разнообразие опорных систем животных.
Лабораторная работа № 7. Вегетативное размножение комнатных растений.
Практическая работа № 1 «Примеры приспособленности организмов к среде обитания»
Практическая работа № 2 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».
Раздел 3 Содержание разделов и тем учебного предмета.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- причины и результаты эволюции;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
- Деление клетки;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращение энергии;
- Особенности питания растительных организмов;
- Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
- Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
- Клетки, органы и системы органов растений;
- Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
- Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Поведения в природе;
- Здорового образа жизни человека;
- Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
- Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- Использовать рисунки;
- Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- Знать: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов; типы деления клеток, их роль в организме; особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов; основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие); характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н. И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М .: Дрофа , 2016.Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями.
Для учащихся:
Н . И .Сонин «Живой организм. «Биология. Живой организм » 6 класс. – М.: Дрофа, 2016.
Биология: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь, - М.: Эксмо, 2016. – 176с. Тематический контроль. Новая форма: три типа заданий.
Для учителя:
- Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Сонина/ Авт.-сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы, Стандарты второго поколения, Москва просвещение 2011.
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- CD-диск. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
- CD-диск. Электронный атлас для школьника. Ботаника.
- CD-диск. Красная книга Бурятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького
Данная программа может быть использована при работе по учебнику под ред. Г. И. Беленького...
Рабочая программа для 6 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького
Данная программа может быть использоваана учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...
Рабочая программа для 7 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького
Данная программа разработана и может быть использована учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...
Рабочая программа для 8 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького
Программа предназначена для работы по учебнику под ред. Г. И. Беленького...
Рабочая программа для 9 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького
Программа предназначена для работы по учебнику под ред. Г. И. Беленького...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа по биологии 10-11 кл. к учебнику В.В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 10-11 классы составлена в соответствии с ФГОС (2004) на основе авторской программы В.В. Пасечника М-Дрофа -2014...