Бабочки-"летающие цветы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Ромащенко Ирина Владимировна

Открытый урок по биологии 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока156 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Бабочки – « летающие цветы»

Цель урока 

Образовательная: 

  1. изучить отличительные признаки отряда чешуекрылые, показать их значение  в природе и жизни человека.
  2. Познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылые.
  3. Развивающая: развивать умения применять и обобщать полученные знания;
  4. развивать интерес к предмету биология;
  5. развивать познавательную активность и творческую деятельность учащихся;
  6. развивать логическое мышление учащихся путем сравнения, обобщения, анализа и систематизации;
  7. развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах;

 Воспитательная: формирование ценностного отношения учащихся к природе родного края на примере отряда чешуекрылые.

 Оборудование : компьютерная презентация, наглядный раздаточный материал представителей отряда чешуекрылые, лупы, коллекция « Бабочки»

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Ход урока

1. Организационный момент

2. Контроль знаний

Индивидуальная работа (  3 мин.)

1 ученик – смоделировать схему полного превращения насекомых      2 – ученик – работа с интерактивным заданием

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000007d3-1000-4ddd-4e51-1600475d4f08/52_23.swf

Задание№2.  Назовите насекомых

 

  1. Жуки, повреждающие  зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы ( хлебные жуки, или кузьки)
  2. Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков   ( божьи коровки)
  3. Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса ( жуки - красотелы)
  4. Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)
  5.  Бескрылые паразиты млекопитающих с уплощенным телом, небольшой головой, колюще-сосущим ротовым аппаратом; беспрерывно размножаются, откладывая яйца  (гниды)      (вши)     
  6. Клопы, обитающие на поверхности воды  (водомерки)

А сейчас послушайте стихотворение А. Майкова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока

 Долина вся в цветах,

Над этими цветами –

Рой пестрых бабочек,

Цветов летучих рой( А.Майков)

Тема :Бабочки – « летающие цветы»

  1.  (Цели и задачи урока ) выяснить отличительные признаки отряда чешуекрылые, их значение в природе и жизни человека.

Познакомиться с многообразием представителей отряда чешуекрылых.

- Действительно, бабочки — одно из самых ярких и красочных созданий природы. В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей . 

Легенда. ( рассказ ученика)

 Когда – то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту всех земных растений и

 создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо – цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появились бабочки.

Проблемный вопрос

Хорошо ли, что так много бабочек, полезны ли они

Изучение нового материала

В мире насекомых отряд чешуекрылых является одной из наиболее высокоразвитых и богатых групп. Всего насчитывается свыше 150 000 видов бабочек, по количеству видов их превосходят лишь жуки и перепончатокрылые.

Прошу уч-ся составить классификацию отряда бабочки

Царство: Животные

 Тип: Членистоногие

 Класс: Насекомые

 Отряд: Бабочки или Чешуекрылые зад.№1 тетр

С бабочками мы часто  встречаемся в природе и даже дома. Где бы мы не были – в лесу, на полях, лугах, они привлекают наше внимание с ранней весны и до поздней осени. Какие же признаки характерны для всего отряда бабочек?зад №2 тетр.( Опр. Тип симметрии)

1. Изучение внешнего строения бабочки

Для этого мы выполним л.р.

 Лабораторная работа 

а). Рассмотрите крылья бабочки с помощью  лупы. ( Два ли крыла у бабочек?)

2 пары крыльев – 4 крыла 

Слайд « Строение крыла бабочки»

б) Как расположены чешуйки на крыльях?

 различная окраска крыльев

Учитель  

Правильно! Красота бабочки в ее крыльях, в разнообразии окраски. Думаю, что  каждый из вас хотя бы однажды ловил бабочку, и на пальчиках оставалась своеобразная пыльца. А что же это на самом деле? ( отвечают – чешуйки) Правильно, это важный систематический признак отряда – чешуйчатые крылья, отсюда и название – Чешуекрылые

-При  увеличении можно увидеть, что расположены они рядами поперек крыла бабочки и слегка перекрывают одна другую, как черепица на крыше. Сама чешуйка – ( слайд- разнообразие чешуек)

что-то  вроде крошечного мешочка или сплюснутой коробочки с прозрачными стенками.

Внутри находится микроскопическое зернышко красящего вещества – пигмента. От пигмента и зависит цвет крыла: эти крошечные зернышки образуют необыкновенный, фантастический рисунок. Правда, тут большую роль играют и стенки чешуек, они неодинаковы по толщине, а некоторые еще  и ребристы. И свет, проходящий через них, преломляется тоже не одинаково, поэтому яркость красок меняется, они, как говорят, играют. Даже когда красящего вещества нет в чешуйках (существуют бабочки, крылья которых кажутся совсем прозрачными), свет, проходя через стенки чешуек, преломляется под разными углами, и бабочки становятся яркими, сверкающими.( это эффект – преломления лучей , изучается в старших классах на уроках физики

в)« Рассмотреть коллекцию бабочек, назвать признаки отряда».

Тело состоит из 3-х отделов: голова, грудь и брюшко; 3 пары ног; две пары крыльев

  • На экране слайд – внешнее строение бабочки 

1.Что находится на голове бабочки? на голове бабочки усики, хоботок и сложные глаза( ответ детей)

Слайд « Ротовой аппарат»

Посмотрите на слайд и определите какой. Тип ротового аппарата здесь изображен?

Другой общий признак у бабочек – это сосущий ротовой аппарат,  в покое спирально завитой, длинный трубчатый хоботок. В его образовании принимают участие нижние челюсти и нижняя губа. Верхние челюсти у бабочек отсутствуют. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и всасывает нектар. . Он может быть коротким у одних и длинным у других ( длина хоботка от нескольких мм и самый длинный хоботок -35 см, н-р у бражника макросси). Правда, бывают бабочки, у которых отсутствует ротовой аппарат (например - моль), но это исключение

В качестве основного источника пищи взрослые бабочки используют нектар цветов, поэтому входят в число основных опылителей цветковых растений. Считают, что бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениями. Сбор нектара бабочками осуществляется днем, в сумерки и в ночное время. Перелетая с цветка на цветок , бабочки производят перекрестное опыление растений. 

  • Почти всегда по сторонам хоботка располагаются 3-члениковые густо покрытые чешуйками сенсорные органы – нижнегубные щупики.
  •  Большие полусферические глаза занимают большую часть головы и состоят из множества фасеток, каждая из которых – глаз в миниатюре. Они бывают белого, желтого, оранжевого, красного, и коричневого цвета.
  • Слух развит очень хорошо, слышат ультразвук и зачастую страдают от него.  

Слайд « Усики или антенны» - Усики или антены

  • На теменной части головы бабочки находится пара усиков (антенн). Усики бабочки являются важными сенсорными органами. Они помогают распознавать запахи, а также балансировать при полете. Бабочки используют усики для обнаружения цветков, в которых содержится нектар, а также для поиска пары. Обоняние достигает фантастической остроты. ( н-р ночной павлиний глаз чувствует запах феррамонов самки на расстоянии 12 км)( слайд « форма усиков»)

 Форма усиков разнообразна. Они бывают булавовидные, нитевидные, перистые, щетинковидные, пиловидные и др. Обычно у самцов ночных бабочек усики развиты сильнее, чем у самок.


Без усиков бабочка жить не сможет. Ими воспринимаются различные сигналы из окружающей среды. Особенно важны химические сигналы (запахи), которые позволяют найти бабочку противоположного пола и пищу. У дневных бабочек химические рецепторы сосредоточены главным образом в углублениях на утолщённых кончиках антенн. Усиками бабочка воспринимает также вибрацию и колебания воздуха, получая информацию об опасности. С их помощью она сохраняет равновесие в полёте. Антенны «работают» и как радарное устройство, позволяя в полете огибать различные препятствия, свободно порхать даже в густых зарослях. Экспериментально установлено, что без усиков бабочка фактически «слепнет»: налетает на все предметы, превращая свои крылья в лохмотья.

  • Также отлично развито чувство вкуса,
  • они пробуют пищу лапками и хоботом, причём вкус сахара распознают в растворах в самых малых концентрациях. Органы вкуса по части сладкого превосходят органы вкуса человека в 2 тыс. раз
  • 2 По образу жизни бабочки делятся на дневные и ночные
  • Слайд « Бабочки дневные и ночные»

Многие бабочки активны днем, а ночью отдыхают. Это дневные бабочки, или булавоусые, например лимонница, аполлон, адмирал, многоцветница, капустница.

Другая большая группа бабочек летает в сумерки и ночью. Это ночные бабочки, или перистоусые, например большой ночной павлиний глаз, монашенка, мертвая голова и другие.  

Работа в группах Используя рисунок на с.  79 учебника

 1гр. -  определить основные признаки булавоусых; 2 гр. – определить основные признаки перистоусых( после проверки записать признаки в тетрадь)зад№ в    

Дневные( булавоусые)

Ночные (перистоусые)

Имеют очень широкие крылья, которые они в покое складывают вертикально вверх и рижимают друг к другу

Крылья узкие, складывают их кровлеобразно над брюшком, или же держат расправленными в стороны

Тело стройное, грудь и брюшко тонкие

Грудь и брюшко обычно толстые

Усики булавовидные

Усики разнообразного строения, но никогда не бывают булавовидные

Полет медленный, порхающий

Полет стремительный, с частыми взмахами крыльев

3.Размножение

Какие типы развития характерны для насекомых?

Найдите биологическую ошибку в стихотворении Э.Успенского

Этот странный дом без окон

 У людей зовется кокон,

 Свив на ветке этот дом

 Дремлет гусеница в нем.

 Спит без просыпа всю зиму,

 А зима промчалась мимо .

 Март, апрель, капель, весна…

 Просыпайся, Сонюшка

 Под весенним ярким солнышком!

 Гусенице не до сна

 Стала бабочкой она! ( ошибка не гусеница в коконе, а куколка)

 Как же размножаются бабочки?  

слайды с превращением бабочек.

 Прошу детей назвать тип превращения при развитии бабочки

рассказ о размножении бабочек

– Личинки бабочек – всем известные гусеницы, обычно похожи на червяка. У них 3 пары настоящих, расчлененных, и 5 пар ложных, нерасчлененных, как бы сросшихся попарно, ножек. Гусеницы в большинстве своем питаются растениями, многие очень прожорливы, поэтому  у них мощный грызущий ротовой аппарат. На нижней губе большинства гусениц есть железы, выпускающие жидкость, которая быстро затвердевает на воздухе, превращаясь в паутину. Паутинками гусеницы скрепляют листья, из них ткут коконы, делают паутинные гнезда, спускаются по ним с деревьев.

В конце своего развития гусеница превращается в куколку. У разных бабочек куколки разной величины и цвета, но все имеют яйцевидную форму, почти все неподвижны (только могут судорожно вертеть брюшком) и покрыты плотной оболочкой. У дневных бабочек куколки без кокона и висят либо вниз головой (висячие), либо привязаны к ветке или травинке вверх головой, как бы подпоясаны (они так и называются: подпоясанные). Ночные бабочки, за исключением бражников, окукливаются в коконах.

Видеофрагмент « Превращение бабочки»( видео1)

.Значение бабочек в природе и жизни человека( слайд)

  • Бабочки и их личинки - неотъемлемая часть пищевых цепей
  • Бабочки - важнейшие опылители цветковых растений (причем многие опыляют только строго определенные виды)
  • Тутовый шелкопряд с древнейших времен является важным производителем природного шелка

  • Бабочки - вредители садовых и огородных культур (белянки капустная, репная, непарный шелкопряд, листовертки) Капустница. Гусеница повреждает капусту и другие растения из семейства крестоцветных. Бабочка летает днем. Самка откладывает яйца (по 15—200 штук) на нижнюю сторону листа капусты. За вегетационный период развивается два-три поколения капустной белянки.
  • Гусеница озимой совки осенью повреждает (подгрызает) всходы озимых (отсюда название вредителя). Взрослые гусеницы зимуют в почве, весной окукливаются, в мае появляются бабочки. Они летают ночью и в сумерках. Самки откладывают яйца на просо и пропашные культуры — сахарную свеклу, капусту, лук и др. Гусеницы подгрызают растения в области корневой шейки. В конце июля они окукливаются, в августе из куколок вылетают бабочки второго поколения, которые откладывают яйца на сорняки на стерне или всходах озимых.

Многие моли, поселяясь в жилищах человека, портят меховые и шерстяные изделия.

   

Ответ на проблемный вопрос- Хорошо ли, что так много бабочек, полезны ли они?

Защитные приспособления

слайд « окраска бабочек и приспособления к условиям среды»

Некоторые виды ночных бабочек (совки, пяденицы, бражники) имеют скромный и невыразительный рисунок чешуек на передних крыльях (покровительственная окраска). Это позволяет им сделаться незаметными на фоне древесной коры. Но стоит глазчатому бражнику показать огромные яркие пятна на задних крыльях, и хищник пугается при виде такого угрожающего рисунка.
Многие несъедобные для птиц и ядовитые бабочки, а также их гусеницы ярко окрашены. Это пример
предостерегающей окраски. Таким способом защиты воспользовались многие их незащищенные сородичи. Так в тропиках безобидные бабочки-белянки переняли окраску ядовитых бабочек из семейства геликонид. Это явление, при котором безвредные особи подражают в окраске опасным и ядовитым видам носит название мимикрии. ( ВИДЕО 2)

Слайд « Каллима»

  • Каллиме помогает спасаться  от врагов форма крыльев. Они заострённые, и поэтому похожи на листья растений. Каллимы бывают разного цвета, но сам узор при этом не изменяется

4.Многообразие бабочек

Бабочка Атлас или Князь

Бабочка Птицекрыл

Бабочка Урания

Бабочка Мертвая голова

Бабочка Greta morgane

Бабочка Адмирал 

Бабочка Парнасиус

Бабочка репейница

Бабочка павлиний глаз

Бабочка Zizula hylax

(зузула гилакс)

Закрепление

1. Тест

  • Сколько в органическом мире выделяется царств?

а) 3; б) 4; в) 5) г) 6

  • К какому классу относится отряд Чешуекрылые?

а) паукообразные; б) ракообразные; в) насекомые

  • Выписать насекомых с полным превращением: стрекоза, комар, муха, бабочка, кузнечик, пчела, саранча, таракан, майский жук.
  • Из списка убрать лишнее: бабочка, шмель, клоп, клещ, блоха, вошь.
  • Сколько отделов тела имеют бабочки?

а) 2; б)3; в) 4

  • Подчеркнуть названия бабочек из Красной книги: махаон, траурница, павлиний глаз, аполлон, крапивница, мнемозина
  • Привести примеры полиморфизма у насекомых (муравьи, термиты, пчелы)
  • Перечислить представителей чешуекрылых, приносящих большую пользу человеку. (шелкопряды, пчелы).
  • Что является органом дыхания насекомых?

а) дыхальца; б) лёгкие); в) воздушные мешки.

        

Рефлексия

Прошу оценить   урок с помощью смайликов

Заключение:

        

Подведение итогов урока

Домашнее задание:п.18 до равнокрылых

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и русского языка " Эти " летающие " цветы - бабочки".

Интегрированный урок биологии и русского языка  с использованием ИКТ...

Интегриованный урок биологии и русского языка в 7 классе " эти летающие цветы- бабочки"

Интегрированный урок биологии и русского языка   " Эти летающие цветы- бабочки" .Учитель биологии : Журавлева Л.В. , учитель русского языка : Винокурова Н.М. , проведен в МОУ"СОШ№32" г.Саранска 7...

Интегрированный урок русского языка и биологии " Причастный оборот . Эти "летающие" цветы - бабочки".

Интегрированный урок в 7 классе русского языка  и биологиис использованием ИКТ...

Презентация к уроку "Причастный оборот. Эти "летающие цветы"- бабочки". 7 класс

Презентация к уроку "Причастный оборот. Эти "летающие цветы" - бабочки". 7 класс...

"Эти летающие цветы-бабочки"

Интегрированный урок биологии, русского языка и ТРИЗ. Решение биологических задач с использованием элементов ТРИЗ. Написание мини-сочинения с использованием опор ТРИЗ-технологии: я вижу, я слышу, я чу...

презентация "Эти летающие цветы-бабочки"

Урок биологии  разработан для 7 класса с элементами технологии ТРИЗ....

« Бабочки-летающие цветы"

Цель  урока : сформировать знания  о  строении,размножении и многообразии бабочек,отличительных признаках отряда...