Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Волкова Наталья Викторовна

Район

Княгининский

Место работы

МБОУ «Возрожденская СШ»

Должность

учитель

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология. Курс  «Человек и его здоровье»

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой  

Тема учебного занятия

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Комбинированный урок

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

  1. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания
  2. Дыхание. Дыхательная система. Газообмен в лёгких и тканях. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
  3. Дыхание. Дыхательная система. Вред табакокурения. Методы изучения живых организмов.
  4. Дыхание. Дыхательная система. Регуляция дыхания.
  5. Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
  6. Дыхание. Дыхательная система. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Создание условий для осознания важности сохранения своего здоровья через совершенствование навыков работы с информацией при изучении заболеваний органов дыхания и вреда табакокурения.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся 

- объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких;

- называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких;

- называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух.

Обучающиеся получат возможность 

- объяснять значение термина «пассивное курение»;

-  оценивать последствия влияния курения на заболеваемость органов дыхания.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся усовершенствуют умение работать с информацией и делать сообщения по теме (заболевания и меры их профилактики, вред табакокурения),  делать выводы из прослушанной информации и преобразовывать информацию в формат таблицы;

планировать свою работу на уроке.

Обучающиеся получат возможность подтверждать вывод о пагубных последствиях курения собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в важности  профилактики заболеваний дыхательной системы, гигиены помещений и отказа от курения для сохранения здоровья органов дыхания.

Обучающиеся получат возможность анализировать  и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния курения на заболеваемость органов дыхания.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

- имеют первичный опыт находить в других источниках информацию о  биологических объектах и процессах, перевода словесной информации в другие формы;

- знают особенности строения и функционирования дыхательной системы человека;

- могут определять зависимость работы кровеносной системы от курения; соответствие подготовленного сообщения, презентации готовым критериям;

- могут проектировать свою работу на уроке, используя план;

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Называют заболевания органов дыхания, гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.

Умеют новую информацию, преподнесенную в виде презентации, сообщения оформлять в виде таблицы в тетради.

Оценивают сообщения, презентации по ранее разработанным критериям.

Делают сообщения, компьютерные презентации  для общей работы на уроке (для повышенного уровня).

Осознают значимость приобретенных  знаний для сохранения своего здоровья.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

На предыдущем уроке закладывается опыт: под отдельно стоящий стул, подоконник, на шкаф прикрепляются листы белой бумаги, покрытой двусторонним скотчем (для определения уровня загрязненности воздуха в помещении). Такие же листы прикрепляются в фойе, столовой, библиотеке.

Перед уроком их аккуратно снимают.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.-М.: Дрофа, 2012 г.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся – 5 –е изд., испр. – М: Просвещение, 2003.  

ЭОР: Электронное наглядное пособие «Человек и его здоровье» - Мир биологии, Планетариум, 2008 г.

http://fcior.edu.ru/download/408/zabolevaniya-organov-dyhaniya-ih-preduprezhdenie.html

Техническое обеспечение

Компьютер с выходом в Интернет, видеопроектор

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Какую тему мы сейчас изучаем?
  • Проверка знаний:
  1. Работа по карточкам (базовый уровень)

Вставьте пропущенные слова: При вдохе … межреберные мышцы. Ребра … . диафрагма … и становится более … . это приводит к … объема грудной полости. Давление в ней …. Легкие при этом … . воздух … в легкие и попадает в … . происходит вдох. Затем диафрагма и межреберные мышцы …, грудная клетка … ее объем … . давление в легких … и воздух из них … . происходит выдох.

  1.   Вопросы для повышенного уровня:
  • Чем легочное дыхание отличается от тканевого?  
  • Какую роль играет дыхательный центр в регуляции дыхания?
  • Как  повлияет лыжная прогулка на содержание в крови углекислого газа?

Используя имеющийся материал , припоминают необходимые сведения , выделяют существенные и несущественные признаки процесса вдоха и выдоха, приобретают уверенность в наличии собственных знаний, доброжелательном отношении со стороны учителя и одноклассников.

При вдохе сокращаются межреберные мышцы. Ребра приподнимаются . диафрагма опускается  и становится более выпуклой . это приводит к увеличению объема грудной полости. Давление в ней понижается Легкие при этом расширяются . воздух следует в легкие и попадает в альвеолы . происходит вдох. Затем диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, грудная клетка опускается ее объем уменьшается . давление в легких увеличивается и воздух из них выходит . происходит выдох.

Пока большинство учеников работает с карточками, наиболее  сильные ученики отвечают на вопросы повышенного уровня.

Примерные ответы:  В легких кислород следует в кровь, углекислый газ из крови в альвеолы, а в тканях кислород в клетки тканей,  углекислый газ в кровь.

Дыхательный центр генерирует импульсы, которые заставляют сокращаться дыхательные мышцы.

Лыжная прогулка ускоряет дыхательные движения, следовательно увеличивает содержание кислорода в крови и уменьшает содержание углекислого газа.

1.3. Создание проблемной ситуации

  • Чем состав вдыхаемого воздуха отличается от выдыхаемого?
  1. Итоги практической работы
  • На прошлом уроке мы заложили опыт, прошу группы (ГПС) оценить результаты опыта и сделать вывод.
  • Что еще появляется в выдыхаемом воздухе, если человек начал чихать и кашлять?
  • Если это делать на улице, в классе?

Учитель предлагает две диаграммы, предлагая по каждой сделать вывод

  1. Статистика заболеваемости органов дыхания за 5лет

  1. Статистика заболеваемости органов дыхания за 2015 г

  1.  Вопрос:
  • Чем вызван рост заболеваемости за последние годы и  в осенне-зимний период?
  •  Могут ли влиять загрязнения  воздуха на рост заболеваемости?
  • Курение?

  • Ученики отвечают на вопрос, указывая, что меняется количество углекислого газа и паров воды.
  • Ученики определяют запыленность воздуха в помещениях школы и делают вывод о постоянном присутствии в воздухе загрязняющих веществ. Озвучивают его.
  • Ученики указывают, что в воздухе появляются микробы. В классе они сохраняются.
  • Формируют учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся в течение урока.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

- Давайте попробуем оценить свои знания по этому вопросу.

Ответы детей в краткой форме фиксируются на доске учителем

Ученики пытаются ответить на вопросы, предлагают варианты ответов, обнаруживают недостаточность знаний.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

- 1 группа – Генераторы идей: На основе записанного, на доске составьте перечень вопросов, на которые мы должны ответить при изучении этой темы?

- 2 группа – Консультанты: Используя текст учебника, составьте перечень вопросов, на которые мы должны ответить при изучении этой темы?

Работа групп, составление плана работы над темой каждой группой.

Постановка  ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования плана.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

– Подведем итог работы и составим общий план изучения темы.

Учитель направляет работу.

Составление  общего плана работы над темой.

Ученики составляют план изучения темы:

  1. Виды загрязнений воздуха?
  2. Инфекционные заболевания органов дыхания и их профилактика.
  3. Неинфекционные заболевания органов дыхания и их профилактика.
  4. Влияние курения на заболеваемость органов дыхания?

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Учитель предлагает выступить с презентациями или сообщениями учеников, которые подготовились заранее (опережающее Д/З)

  • Для удобства последующей подготовки, предлагаю информацию фиксировать в виде таблицы.
  • Исходя из плана, предложите названия столбцов и строк в таблице.

При затруднении учитель помогает  определить вид таблицы.

Организует процесс активного слушания и перевода информации в другой вид.

  • Вернитесь к плану урока. Какой вопрос остался? (Влияние курения на заболеваемость). В процессе работы мы частично на него ответили, но все ли учли при этом?
  • Ответ на него предлагаю уточнить в учебнике и записать в тетрадь..
  1. Предлагают вид таблицы, например:

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Заболевание  

Инфекционное/неинфекционное

Способ заражения

Меры профилактики

Туберкулез

Грипп

ОРВИ

Рак легких

  1. Активно воспринимают информацию, переводя ее в вид таблицы.
  2. Имеют возможность уточнить информацию, задать по окончании вопросы докладчику.
  3. Отдельные ученики делают сообщения, компьютерные презентации  для общей работы на уроке.(повышенный уровень)
  4. Выбирается ученик, контролирующий время выступлений (за минуту он предупреждает – «Время»)

Ученики  возвращаются к плану , сверяют свои действия с планом.

Находят информацию в учебнике, записывают ответ в тетрадь.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Напоминает о необходимости  оценить работу на уроке.

  • Критерии оценки выступления (разрабатываются в 7 классе и позднее вспоминаются, при необходимости дополняются:
  1. Соответствие теме (плану).
  2. Положительные стороны выступления.
  3. Как улучшить в следующий раз (недостатки)
  4. Время выступления (уложился/нет).
  • Самооценивание работы  групп по составлению плана, дополнениям.

Учитель вместе с учениками выслушивает оценку и в специальном листе фиксирует выступающих – в конце четверти за пять выступлений можно получить дополнительную оценку.

  1. Оценка сообщений, презентаций по ранее разработанным критериям (ученики выступают каждый по одному критерию, которые выбирает по желанию).
  2. Самооценивание работы  групп по составлению плана, дополнениям выступает 1 человек от группы.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Облако «Тегов»
  • Вернемся к вопросу начала урока:
  • Могут ли влиять загрязнения  воздуха на рост заболеваемости?
  • Чем вызван рост заболеваемости за последние годы и  в осенне-зимний период?

 

  • Облако «Тегов» - самооценка образовательных результатов
  1. сегодня я узнал...
  2. было трудно…
  3. я понял, что…
  4. я научился…
  5. я смог…
  6. было интересно узнать, что…
  7. меня удивило…
  8. мне захотелось…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их (работают в тетради, чтобы можно было прочитать эту запись дома.

  • Отвечают на вопросы урока, с помощью учителя определяя достижение цели

  1. Домашнее задание

  • Составить памятку по профилактике инфекционных заболеваний дыхательных путей.
  • Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"

На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции  кровеносной и лимфотической систем....

Дыхание. Заболевания органов дыханияֽих предупреждения

Дыхание.  Заболевания органов дыханияֽих предупреждения...

урок биологии 8 класс, тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»"

Обучающийся научится понятиям о: режиме  питания;   мерах  по  предупреждению  желудочно-кишечных  и  глистных  заболеваний;  перв...

презентация к уроку биологии в 8 классе "Дыхательная система"

Презентация содержит иллюстрации по строению дыхательной системы человека, которые удобно использовать для опроса или проектной деятельности на уроке при изучении новой темы....