урок биологии 8 класса тема"Транспортные системы организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Крапивных Ольга Петровна

На данном уроке учащиеся изучаютстроение и функции  кровеносной и лимфотической систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_kl_transportnye_sistemy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема : « Транспортные системы организма»

ЦЕЛЬ: Изучить Кровеносную и лимфатическую системы организма, их строение и функции.

Задачи:

Образовательные задача: Выяснить какие транспортные системы существуют в  организме человека.

Изучить строение и функции  сосудов, составляющих транспортные системы организма.

Определить взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системами

Воспитательные задачи: Формирование научного мировоззрения учащихся при
раскрытии картин эволюции кровеносной системы позвоночных животных. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычек к здоровому образу жизни,

Развививающие задачи: Развитие образного и логического мышления, умение
сравнивать и обобщать . Формирование знаний о кровеносной и лимфатической системах. Развитие творческой активности учащихся путем применения
новейших технологий.

Оборудование :компьютер , диск «Анатомия и физиология человека», таблицы, Приложение№1, Приложение №2.
Тип урока: Комбинированный ( проблемный)
Метод: дидактический ( рассказ, беседа, работа с книгой , таблицей)

Ход урока


I. Вводная часть (фронтальный опрос)

Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу ;
кровью скрепляли священные клятвы , жрецы заставляли своих деревянных
идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем
души. Древнегреческий врач Гиппократ начал назначать душевнобольным
кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая
душа. Действительно, кровь - самая удивительная ткань нашего организма.
Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе
представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять
существование человека или животного без движения крови по сосудам,
когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие
вещества. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во
многие тайны крови.

Ребята, на прошлых уроках мы с Вами разобрали главу «Внутренняя среда
организма» и сегодня мы с Вами продолжим изучать этот объемный раздел
и узнаем много нового.

Поэтому цель нашего урока : Обобщение и систематизация полученных

знаний, и научится применять их при рассмотрении типовых и нестандартных

вопросов темы. Познакомиться с новыми понятиями на уроке.

А сейчас дайте вспомним пройденный материал.
Ученики выполняют тест (10 вопросов). (слайд №1)
Проверь и оцени  себя.         Ответы на вопросы.(Слайд №2)

Фронтальный опрос.

1. Каков состав внутренней среды организма ? (лимфа, кровь, тканевая жидкость)-

2. Каково значение внутренней среды организма? (транспортная функция, из нее органы и ткани получают кислород и питательные вещества, удаляют вредные продукты жизнедеятельности)
3. Каков состав крови? ( плазма, форменные элементы- эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты)

4. Из чего состоит тканевая жидкость ? ( это 95% воды, 0,9 % мин. Солей,
1,5 % белков и других органических веществ, а также кислород,
углекислый газ).

5.Что такое лимфа? ( это третий компонент внутренней среды организма, она перемещается по лимфатическим сосудам.)

Лимфатические сосуды сливаются друг с другом, и образуется
лимфатическая система)

6. Как лимфоциты опознают антигены и как происходит выработка их
уничтожающих антител? ( Т- лимфоциты возбуждаются , если находят антиген, расшифровывают его структуру и посылают гуморальные
сигналы, способные уничтожать данный антиген.

7. Какую кровеносную систему имеют позвоночные животные?
Определите сходства и различия. ( у позвоночных животных - рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие- кровеносная
система устроена по единому плану. Она замкнута, состоит из сосудов
и хорошо развитого сердца сходство, различия- в камерах сердца:
птицы и млекопитающие - 4-х камерное, рыбы - 2-х , земноводные и
пресмыкающиеся- 3-х камерное (у крокодила - 4-х)


II. Новая тема.

Мы продолжаем изучать этот важный раздел курса. У меня к вам

вопрос :

К какой системе организма относятся кровеносная и лимфатическая системы?  

( к транспортной системе организма )

Это и есть наша с Вами сегодняшняя тема : « Транспортные системы

организма» (слайд №3)

А как вы думаете, какая цель нашего урока?

Как Вы считаете, что мы будем сегодня на уроке изучать?

Учитель записывает ответы учащихся на доске, затем вместе с учащимися ставит цель и задачи урока.( Слайд №4)

Задача наша - разобрать , понять все о кровеносной и лимфатической системе, их строение , функции и как эти системы взаимосвязаны между собой.

Открывайте свои тетради , записывайте сегодняшнее число и тему

урока.

К транспортным системам организма относится кровеносная и лимфатическая системы. Они связаны и дополняют друг друга. (слайд №5).

Система органов кровообращения - сердце, кровеносные сосуды:
артерии, вены, капилляры. ( слайд №6)

Сердце - перекачивает кровь по сосудам: сначала из сердца кровь идет в
артерии, которые несут кровь к органам. ( слайд №7) (диск. Кровеносная система)

Артерии- многократно ветвятся на более мелкие и образуют кровеносные
капилляры, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями

организма. По артериям течет артериальная кровь насыщенная
кислородом. Кровеносные капилляры сливаются в вены- сосуды по которым
кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены сливаются в крупные , пока не
достигнут сердца. По венам течет кровь насыщенная углекислым газом.

Какая кровеносная система у человека ? ( замкнутая )

Но возникает ли у вас вопрос, почему питательные вещества , кислород,
продукты распада не могут рассеяться на пути движения в кровеносных
сосудах ? (так как стенки кровеносных сосудов артерий и вен толстые ,
поэтому не происходит)

Кровь доносит питательные вещества до места назначения.

Но обмен между кровью и тканями возможен только в капиллярах?
Почему? ( потому что стенки тонкие)

Капилляры состоят из одного слоя эпителиальной ткани, поэтому через нее
просачиваются часть плазму крови, проходят питательные вещества , кислород, углекислый газ и др. вещества.

А в XYII веке был изобретен способ изготовления совершенно точных
моделей кровеносных сосудов.

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА : К ней относится - лимфатические капилляры,
лимфатические сосуды, лимфатические узлы, (слайд № 8)

Лимфатические капилляры - это маленькие мешочки состоящие из одного
слоя эпителиальной ткани . Они вбирают в себя избыток тканевой жидкости .
и мелкие твердые частицы. В них образуется лимфа, которая течет по
сосудам они сливаются друг в друга и образуется несколько крупных

сосудов , которые впадают в вены в области грудной клетки. (диск. Лимфатическая система)

Лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов - это
бобовидное образование , являющиеся фильтрами, т.е. задерживают
попавшие в  лимфу частицы и уничтожают микроорганизмы . В лимфатических узлах образуются лимфоциты, они вырабатывают антитела , значит лимфатические узлы входят в иммунную систему.

Кровеносная и лимфатическая системы взаимосвязаны. К тканям жидкость
поступает по артериям в составе крови, а оттекает по лимфатическим
сосудам в виде лимфы и по венам в составе крови. Затем около сердца

они опять сливаются . И это очень важно, т.к. в кишечнике некоторые
питательные вещества попадают в лимфу, а не в кровь.

Из чего состоит лимфа?

(Лимфа состоит из белков - 1-2 %, воды- 2% , жиров и других веществ -
лимфоцитов , лейкоцитов).

Без чего не возможна транспортная система? ( сосудов) (Слайд №9)

Работа с учебником §20, заполнение таблицыПриложение№1 (слайд №10),

(проверка заполнения таблицы( слайд №11)

Артерии- толстые стенки, 3-х слойные ( наружняя - соединительная ткань,
средняя- гладкая мышечная ткань, внутренняя- однослойный эпителий.

Им отводится большая роль -давление крови, которое выталкивается из
сосудов,

Вены и лимфатические сосуды- также 3-х слойные , но не такие мощные, они
эластичны. Имеются кармановидные клапаны, они не дают крови и лимфе
двигаться в обратном направлении.

Капилляры- однослойный , очень тонкие. Скорость тока крови вен - 0,25
мм/сек. Капилляры в 50 раз тоньше человеческого волоса. Работа мышц
способна нормализовать движение крови и лимфы.

III.  Закрепление.

1. Как называется движение крови по сосудам?{кровообращение)

2. Самый крупный сосуд?(аорта)

3. Жидкая часть крови?( плазма)

4.Сосуд несущий кровь от сердца?(артерии)

5. 0,5-1 мм/сек? { скорость тока крови в капиллярах).

6. 30-50 см/сек? ( скорость тока крови в аорте).

7 .Рефлексия.

 (слайд№12)

Проверочная работа

Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:

1 вариант
1-задание «Найдите ошибку»

Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.

2-задание «Ответьте на вопрос».

Основной цвет кожи человека - розовый. Кровеносные сосуды, которые
мы видим, имеют синеватый цвет. Почему?

Проверочная работа

Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:

2вариант

1-задание «Найдите ошибку»

Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.

2-задание «Ответьте на вопрос».

У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у
него опухают под мышками лимфатические узлы. Дайте объяснение этому

явлению.

Ответьте на вопрос.(весь класс- устно).

У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч
км. 7-10 литров крови не достаточно чтобы заполнить их. Как
организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и
тканей?

( Одновременная напряженная работа многих систем
невозможна . Например, после сытного обеда наиболее
энергично функционируют органы пищеварения, к ним
направляется больше крови, а для нормальной работы головного
мозга ее начинает не хватать и мы испытываем сонливость.)

 IV.Рефлексия. Подведем итоги нашего урока.

 (слайд№12)

Оценим свою работу на уроке.

V. Домашнее задание.

§20 , задания в рабочей тетради


Приложение№1

Сосуды

Расположение

Направление крови

Наличие клапанов

Количество слоев

Артерии

__ сердц___

+       -

1   2    3

Вены

__ сердц___

+       -

1   2    3

Капилляры

+       -

1   2    3


Приложение №2

Проверочная работа

Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:

1 вариант
1-задание «Найдите ошибку»

Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.

2-задание «Ответьте на вопрос».

Основной цвет кожи человека - розовый. Кровеносные сосуды, которые
мы видим, имеют синеватый цвет. Почему?

Приложение №2

Проверочная работа

Тема : «Транспортные системы организма»
Ф.И.О ученика:

2вариант

1-задание «Найдите ошибку»

Лимфатическая система -дополнительная к артериальной и является
частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь
движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник
между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и
питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов.
Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной
полости . Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются
тромбоциты. Состав лимфы и крови сходен.

2-задание «Ответьте на вопрос».

У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у
него опухают под мышками лимфатические узлы. Дайте объяснение этому

явлению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...

Презентация к теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения".

Презентация к уроку  "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"....

Презентация к уроку биологии на тему:«Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон». 9 класс

Данная презентация может применяться во время проведения урока биологии в 9 классе по линии Криксунова, Каменского, Пасечника....

Проблемный урок биологии на тему :"Постэмбриональное развитие организмов". 10-й класс (профильная группа)

Тип урока: урок- исследование Форма проведения: групповая, индивидуальная Методы: исследовательская  работа по решению проблемы...

Презентация по биологии на тему "Транспортные системы организма" (8 класс)

Транспортные системы организма: кровеносная, лимфатическая....

Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...