Технологическая карта урока биологии в 5 классе Грибы.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Людмила Николаевна Романцова

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_klasse.docx195.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока биологии в 5 классе

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Учитель биологии ВКК Романцова Людмила Николаевна

Тема урока: Грибы.

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные: 
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: 
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:  
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
  • Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
  • Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
  • Тип урока:
  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные: 
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (поиск информации,

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). 

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: моделирование пластилином, задачи ТРИЗ, использование возможности интерактивной доски

  • Средства обучения:
  • Учебник Пономарева И. Н.  Биология. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2012;
  • Дополнительный текстовый материал;
  • Презентация «Грибы»;
  • Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер,
  • Ход урока (см. технологическую карту).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I

Актуализация знаний

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях?

          http://copypast.ru/foto9/0220/lowad.jpg       http://i.ytimg.com/vi/mAODXMzR_Oo/mqdefault.jpghttp://raznotsvetmir.ru/wp-content/uploads/2012/11/Gusmaniya..jpghttp://nimfeya.ua/image/cache/data-komnatnye-rasteniya-puansettiya-600x600.jpg          http://img-fotki.yandex.ru/get/5505/irina-faulina.49/0_6a65d_f8f77e3b_XL.jpghttp://festival.1september.ru/articles/521721/img2.jpg           https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/Keremet.jpg/150px-Keremet.jpg

       

 На две. Первая организмы, принадлежащие к царству растений, вторая  - к царству животных.

Ученики совместно с  учителем вспоминают признаки царства растений и животных.  Ответы: в 2 колонки – растения и животные

  • Неограниченный рост
  • Питание путём всасывания воды и минеральных солей
  • Наличие хлоропластов
  • Фотосинтез. (Автотрофы).
  • Активное движение
  • Ограниченный рост
  • Отсутствие хлоропластов
  • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Познавательные УУД: представлять знания признаков растений и животных в виде таблицы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД:

- участие в обсуждении, предложение формулировки, выводы

II

Формулирование темы занятия, цели, планирование действий для реализации цели

Вводный настрой на изучение нового материала

1. В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Назовите данную группу. Грибы.

2. Предлагает сформулировать цель занятия и планирование действий Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.

Докажите, что ….  сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные.

 (Используются задачи с элементами ТРИЗ).

  • Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую “вату” –белую плесень. Как можно объяснить её образование?  (мозговой штурм)
  • Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой штурм)

Формулируют  проблему, тему занятия

Заполняется схема на  интерактивной доске

Царство Растений

Царство Животных

             

Формулируют цель занятия

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение выражать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- умение ставить цели;

- умение планировать деятельность

Объяснение нового материала

Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

    Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получаете конверт с заданием.

Физкультминутка

Работа в группах  

1 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью пластилина смоделируйте полянку из  шляпочных грибов, указав все составляющие гриба.  А затем расскажите о строении вашего гриба.

(работа с документ – камерой)

2 группа

Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Интернет. Представить все в виде презентации и рассказа. (Презентация по заранее приготовленному шаблону)

3 группа

Рассказать о грибах,  встречающихся в нашей местности, используя книги о Липецкой области, Интернет.  Представить все в виде брошюре и рассказа. (Брошюра по заранее приготовленному шаблону)

Каждая группа представляет свой наработанный материал перед классом. (Если презентация или брошюра, то заранее перекидывается на компьютер учителя.

По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

Как итог нашей работы давайте посмотрим видео об удивительном мире грибов (смотрим видео)

Просмотр презентации на доске

Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа обучающихся с последующей защитой у доски

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Закрепление изученного материала

        Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала. Приступаем к выполнению заданий

Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; 
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.

 3. По способу питания грибы

а) автотрофы
б)
гетеротрофы 

4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)  автотроф.

 5. К грибам паразитам относится:
а) Подберезовик;
б)
Гриб-трутовик;
в) Опёнок.
         6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Выполняют тест

Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило

    Домашнее задание

П.13.

- 1 группа детей работают над проблемными задачами:

1. Зачем человек пытается одомашнить хищные грибы?

Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!

2. “Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его”, - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом “злыми корчами”, “антоновым огнём”. Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии.

Ответ: Отравление грибом спорыньёй.

3. Почему опасно длительное использование антибиотиков?

Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.

2 группа учеников выполняют творческую работу «Грибы, растущие в нашей местности»:

План работы

1. Пользуясь научно-популярной литературой, интернет - ресурсами, оформите электронную таблицу «двойники грибов»

2.  Проведите  наблюдения  в  природе и  составьте электронный сборник грибов, растущие в окрестностях

3. выясните какие (не-)съедобные грибы растут в наших лесах.

4. Оформите исследование в виде презентации

Высказывают мнение об уроке.

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные:  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

урок по биологии 6 класс грибы

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС...

урок по биологии 5 класс "Грибы-паразиты" (ФГОС).

Разработка представлена в виде конспекта. Это поможет учителю значительно сократить время для подготовки к уроку. Также в разработке имеется раздаточный материал....

Технологическая карта урока Биологии 5 класс - "Плесневые грибы и дрожжи".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРазработала учитель биологии   МКОУ «Дарьинская ООШ» Суджанского района Кононова Галина АлексеевнаПредмет: БиологииКласс: 5Тип урока: Комбинированный.(Урок от...

Технологическая карта урока биология 5 класс "Грибы-паразиты"

Урок биологии по теме "Грибы-паразиты" в 5 классе разработан с учетом  уровня развития школьников и возможностей кабинета биологии....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"

Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах....