Интегрированный урок "Белки - органические биополимеры"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Стремякова Оксана Александровна

Интегрированный урок по теме "Белки - органические биополимеры". На уроке рапссматриваются не только особенности строения белков, биологические функции, но и химические свойства. Материал содержит конспект урока, с включением  практической работы (качественные реакции) и тестовой работы.На изучение темы отводится 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-belki_himiya_biologiya.doc2.7 МБ
Office presentation icon stroenie_belkov.ppt2.02 МБ
Microsoft Office document icon testovoe_zadanie_po_teme.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стремякова Оксана Александровна, учитель биологии Смирнова Полина Николаевна, учитель химии Интегрированный урок по биологии и химии (10 класс)

Слайд 2

БЕЛКИ - органические биополимеры

Слайд 3

«Жизнь – есть способ существования белковых тел » Ф. Энгельс

Слайд 4

Полипептидную теорию строения белков предложил в 1907 году немецкий ученый Э.Фишер.

Слайд 5

Выдающим достижением органической химии стал синтез окситоцина – белкового гормона, который стимулирует выделение молока молочными железами. Он состоит из остатков 9 аминокислот. В 1932 году американский биохимик Винсент Виньо установил его структуру, а в 1954 году осуществил его полный синтез, за что был награжден Нобелевской премией.

Слайд 6

В 1945 году английский биохимик Фредерик Сенгер приступил к изучению природного белка – инсулина (гормон поджелудочной железы, регулирующий содержание глюкозы в крови).

Слайд 7

Сенгер расшифровал строение инсулина . Он состоит из двух полипептидных цепей, связанных в двух местах дисульфидными мостиками. Одна цепочка состоит из 21аминокислотного остатка, а 2- из 30. Работа по синтезу инсулина продолжалась 9 лет, была завершена в 1963 году и награждена Нобелевской премией . Это был триумф синтетической органической химии (практический выход синтетического инсулина был мал 0,02- 0,07%!)

Слайд 8

Выход нашел американский химик Меррифилд, он открыл метод синтеза белков на полимерных носителях. В 1969 году он получил сразу несколько полипептидов: брадикинин (гормон, оказывающий сосудорасширяющее действие), ангиотензин (гормон повышающий кровяное давление), рибонуклеазу (фермент, катализующий гидролиз РНК). Выход продуктов был настолько высок, что позволил наладить на основе автоматизации промышленное производство полипептидов

Слайд 9

Определение, состав, строение белков

Слайд 10

Белки - сложные высокомолекулярные природные соединения, построенные из остатков α -аминокислот. Аминокислоты в белках связаны пептидными связями. Около 20 видов аминокислот входят в состав белков.

Слайд 11

Разнообразие аминокислот

Слайд 12

Образование пептидной связи

Слайд 13

Есть белки, растворимые (например, фибриноген) и нерастворимые (например, фибрин) в воде. Есть белки очень устойчивые (например, кератин) и неустойчивые (например, фермент каталаза с легко изменяющейся структурой). У белков встречается разнообразная форма молекул — от нитей (миозин - белок мышечных волокон) до шариков (гемоглобин ) Многообразие белков Протеины Протеиды (только из белков) (содержат небелковую часть) Простые Сложные (только из аминокислот) (гликопротеиды, липопротеиды, нуклеопротеиды и др.)

Слайд 14

Первичная структура белка – это последовательность аминокислот в полипептидной цепи. пептидная связь Структуры молекулы белка

Слайд 15

Вторичная структура - спираль, удерживаемая водородными связями. Структуры молекулы белка

Слайд 16

Третичная структура – имеет вид глобулы или фибриллы удерживаемого взаимодействием различных остатков аминокислот. Структуры молекулы белка

Слайд 17

Дисульфидный мостик - NH-CH-CO- | цистеин CH 2 | S H | S | S | +H 2 S H | CH 2 | цистеин -CO-CH-NH-

Слайд 18

Сложноэфирный мостик - NH-CH-CO- | серин CH 2 | O H | O | C = O | +H 2 O C O O H | (CH 2 ) 2 | аспарагиновая -NH-CH-CO- кислота

Слайд 19

Солевой мостик - NH-CH-CO- | лизин ( CH 2 ) 4 | : N H 2 | N + H 3 | - O | C=O | C O O H | (CH 2 ) 2 | аспарагиновая -CO-CH-NH- кислота

Слайд 20

Четвертичная структура – характерна только для некоторых белков, соединяет несколько полипептидных цепей. Структуры молекулы белка

Слайд 21

Гидролиз Денатурация и ренатурация Цветные реакции Свойства белков

Слайд 22

Гидролиз

Слайд 23

Разрушение вторичной и третичной структур под воздействием различных факторов внешней среды. Третичная структура Первичная структура Денатурация белка

Слайд 24

Денатурация белка под воздействием высоких температур

Слайд 26

Под действием химических веществ – щелочей, кислот, солей тяжелых металлов, спиртов. Денатурация белка

Слайд 29

Ксантопротеиновая реакция – желтое окрашивание в присутствии Н NO 3 при нагревании. Биуретовая реакция – красно – фиолетовое окрашивание в присутствии CuSO 4 . Цветные реакции на белок

Слайд 30

Цветные реакции

Слайд 31

Строительная (структурная) – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки ( коллаген, кератин, эластин, оссеин, актин, тубулин) Каталитическая – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента) – пепсин, трипсин Регуляторная (инсулин, гормон роста) Двигательная – сократительные белки вызывают всякое движение (реснички, жгутики, сокращение мышц – актин и миозин, движение листьев Транспортная – перенос веществ как внутри клетки, так и в организме в целом ( альбумин, глобулин, гемоглобин, миоглобин) Защитная – выработка белковых тел (токсины бактерий, растений и животных) и антител для обезвреживания чужеродных веществ. ( фибриноген, тромбин, интерферон) Энергетическая – 1 г белка эквивалентен 17,6 кДж. Рецепторная – реакция на внешний раздражитель Запасная или питательная (казеин, альбумин, клейковина ,зеин) Функции белков

Слайд 32

Строительная Белки участвуют в образовании всех мембран и органоидов клетки (коллаген, кератин, эластин, оссеин, актин, тубулин) белок кератин

Слайд 33

Каталитическая В каждой клетке имеются сотни ферментов. Они помогают осуществлять биохимические реакции, действуя как катализаторы (белки - активные центры фермента) – пепсин, трипсин

Слайд 34

Транспортная Белки связывают и переносят различные вещества и внутри клетки, и по всему организму (альбумин, глобулин, гемоглобин, миоглобин) Например, г е м о г л о б и н крови переносит кислород .

Слайд 35

Регуляторная Белки гормоны регулируют различные физиологические процессы (инсулин, гормон роста) Например, инсулин регулирует уровень углеводов в крови.

Слайд 36

Защитная Например, фибриноген и протромбин обеспечивают свертываемость крови Антитела блокируют чужеродные белки Предохраняют организм от вторжения чужеродных организмов и от повреждений выработка белковых тел (токсины бактерий, растений и животных) и антител для обезвреживания чужеродных веществ. ( фибриноген, тромбин, интерферон)

Слайд 37

Сократительная Белки - участвуют в сокращении мышечных волокон сократительные белки вызывают всякое движение (реснички, жгутики, сокращение мышц – актин и миозин, движение листьев) Актин и миозин – белки мышц

Слайд 38

Энергетическая 1г белка - 17.6 кДж При недостатке углеводов или жиров окисляются молекулы аминокислот При полном расщеплении белка до конечных продуктов выделяется энергия: Но в качестве источника энергии белки используются крайне редко.

Слайд 39

Домашнее задание § 11, вопросы на с. 46, записи в тетради (биология)

Слайд 40

Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Потапов В.М. Органическая химия (проб учебник) Артеменко А.И. Органическая химия (учебник для высших учеб. зав.) Книга для чтения по органической химии/ сост. П.Ф.Буцкус. Каменский А.А. и др. Биология. Общая биология 10-11 класс Чебышев Н.В. и др. Биология для поступающих в ВУЗы Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в Вузы Пименов А.В., Гончаров О.В. Биология. Пособие для поступающих в Вузы Литература



Предварительный просмотр:

Тестовое задание по теме «Белки»

Вариант 1

Блок А

1. Мономером белковой макромолекулы является:

А) Аминокислота        б) Нуклеотид        в) Глюкоза        г) Глицерин

2. Для какой структуры белковой молекулы характерно образование глобулы

А) Первичной            б) Вторичной        в) Третичной        г) Четверичной

3.Пептидная связь:

А) -NH2-CH-                б)-С-NH-        в) -CH-NH-        г) -CN-HO-

                                      O

4. Процесс утраты белком его уникальной природной структуры, сопровождающийся раскручиванием белковой цепочки, называется:

А) Репарация            б) Регенерация        в) Денатурация      г) Ренатурация        

5.Какие связи разрушаются при полном гидролизе белка:

А) Дисульфидные мостики                в) Пептидные связи

Б) Водородные связи                        г) Электростатические взаимодействия

Блок Б

6. Наличие каких связей или групп атомов в белке доказывает биуретовая реакция:

А) Слабосвязанной серы        в) Водородных связей

Б) Пептидных связей                г) Фенильных радикалов (бензольных ядер)

7)Актин и миозин в клетках выполняют функцию:

А) Транспортную                в) Двигательную

Б) Защитную                        г) Регуляторную

8)Выбери правильное утверждение:

А) В поддержании первичной структуры белка принимают участие водородные связи.

Б) Первичная структура белка определяется последовательностью нуклеотидов.

В) Ксантопротеиновая реакция доказывает наличие в белках атомов слабосвязанной серы

Г)инсулин – это гормон белковой природы.

Тестовое задание по теме «Белки»

Вариант 2

Блок А

1.Чем отличаются аминокислоты, входящие в состав белков, между собой:

А) Аминогруппой                        в) Радикалом

Б) Карбоксильной группой                 г) Аминогруппой и радикалом

2.Чем представлена вторичная структура белка:

А) Глобулой              б) Спиралью        в) Фибриллой                г) Цепочкой

3.Процесс восстановления белком своих природных свойств, сопровождающийся закручиванием полипептидной цепочки в спираль и глобулу называется:

А) Регенерация      б) Ренатурация        в) Репарация            г) Денатурация

4.Какие  вещества образуются при полном гидролизе белка:

А) Глицерин               б) Моносахариды        в) Аминокислоты    г) Нуклеотиды

5. Пептидная связь:

А) -С-NH-               б) -CN-HO-                в) -NH2-CH-                г) -CO-NO-

      O

Блок Б

6.Наличие каких связей или групп атомов в белке доказывает ксантопротеиновая реакция:

А) Слабосвязанной серы        в) Пептидных связей

Б)  Бензольных ядер                г) Водородных связей

7. Гемоглобин выполняет в клетке функцию:

А) Транспортную    б) Регуляторную          в) Защитную                 г) Каталитическую

8.Выберете правильное утверждение:

А) Вторичная структура белка представлена глобулой.

Б) Рибонуклеаза – это фермент белковой природы.

В) Белки, увеличивающие в клетке скорость биохимических реакций называется гормонами.

Г) При денатурации разрушаются пептидные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения.

Материалы к уроку биологии для учителя: методическая разработка урока и презентация...

Урок по органической химии на тему биополимеры-аминокислоты и белки для 9 и 10 классов

      Главный акцент на уроке делается на создание условий для выработки умений и навыков по успешному освоению химического содержания материала....

Интегрированный урок "Белки - органические биополимеры"

Конспект интегрированного урока (биология, химия). На уроке рассматриваются не только особенности строения белков, биологические функции, но и химические свойства....

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...

Презентация к интегрированному уроку "Белки- биополимеры" (Химия-биология)

Презентация может быть использована на уроке для постановки проблемы и формулировки темы урока. А так же, как сопровождние основных этапов урока. Разработана совмсестно с учителем химии МБОУ "СОШ...