Разработка урока "Грибы-паразиты"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

Грибы-паразиты живут за счет растений, животных, насекомых и даже человека. Больше всего подвержены заражению грибами растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby-parazity.rar56.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.12.2015г.

Тема: Грибы - паразиты

Цели:

Формировать УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов  природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной  клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;  Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов

За д а ч и  у р о к а :

  • Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними
  • Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов
  • Обобщить знания о грибах, как о самостоятельном царстве

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация знаний

  I. Организационный момент

Приветствие, пожелание на урок.

 Приветствие учителя. Знакомство с планом работы

Мотивация к учебной деятельности        

  На прошлых уроках мы узнали про грибы интересные факты.  

  1. Первое задание. Вставь пропущенное слово (Слайд 1)

    1. Известно около ….... видов грибов.
    2. Грибы питаются …..... веществами.
    3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое  вещество-.........
    4.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….....
    5. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..
  2. Второе задание. Вставь пропущенное слово (Слайд 2)
  1. Дрожжи – это ……. грибы, имеющие форму …….
  2. Споры мукора созревают в ……
  3. Дрожжи используют в ….
  4. Дрожжи размножаются …..
  5. Для чего разводят дрожжи…
  1. Третье задание. Выполнение теста (на листочках).

Внимание загадка:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает повезло. (Гриб)  
(Слайд 3)

Итак, сегодня на уроке мы действительно будем изучать грибы. А теперь вопрос.

Проблемный вопрос: 

  1. Что объединяет сгнившее яблоко и белый гриб (показать). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.

(Демонстрация яблока с пятнами парши).

Встречались ли вам такие фрукты, почему они имеют такой вид?

У меня к вам следующий вопрос:

  1. На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).
  2. Разгадайте ребус (Слайд 4)

Определим тему и цель урока.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

 

Тема урока: грибы-паразиты (Слайд 5)

Отвечают на вопросы.

Выполняют тест.

Отгадывают загадки.

участвуют в определении темы, цели урока

Организация познавательной деятельности.

- Ребята, чтобы изучить грибы, куда мы должны направиться?

(В лес или на луг) 

Итак, мы в лесу. Тихо здесь, сумрачно. Но вы остановитесь, приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь.

Только ли в лесу и на лугу можно встретить грибы?

Какие грибы называют паразитами?

Грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. ( Просмотр слайдов).

Хлеб, полученный из зерна, пораженного головней, имеет низкие вкусовые и кондиционные качества. Зерно же, зараженное спорыньей, ядовито и не может использоваться ни человеком, ни животными, так как вызывает тяжелые отравления. В то же время, спорынью используют для получения медицинских препаратов.

Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай.
Мучнистая роса поражает злаки, овощные и ягодные культуры (смородину, землянику, крыжовник), ухудшает вкус плодов. 
Парша растений (есть и парша животных) снижает вкусовые качества, ухудшает внешний вид плодов.
Фитофтора поражает клубни картофеля (особенно при хранении), стебли и плоды томатов. 
Приносит огромные убытки. С целью профилактики поражения фитофторой перед закладкой картофеля на хранение необходимо просушить клубни  на солнце в
течение 2-3 часов.
Черная ножка, или олъпидий капустный поражает рассаду, молодые огородные растения, комнатные растения.
На Дальнем Востоке встречается гриб-паразит злаковых  – 
фузариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным хлебом».

В Китае, Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растений  – явление гигантизма. Гриб-трутовик, плодовое тело которого имеет вид деревянистого копытообразного нароста на стволах деревьев,  – опасный вредитель леса, вызывающий разрушение древесины. Гифы трутовика пронизывают весь ствол от корней до макушки. Когда дерево погибает, трутовик продолжает жить на мертвой древесине. Он разрушает дома, шпалы, деревянные мосты. Чаще всего заражаются спорами трутовиков деревья, у которых повреждена кора и тем самым открывается доступ спорам гриба.
Самый опасный разрушитель построек из дерева  – 
домовой, или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении древесины выделяет воду (до 10 ведер на кубометр дерева), поэтому серая пленка его мицелия всегда покрыта каплями воды и любое строение он быстро превращает в труху.

Заполнение таблицы (дома)

Названия грибов -паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Работают с текстом. Отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают учителя и смотрят слайды.

Записывают в тетрадь

Смотрят слайды. Определяют признаки паразитов.  Переводят текстовый материал в табличный

Названия грибов -паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Закрепление

  1. Закрепление изученного.

 ( отгадать загадки и расположить по группам:

Паразиты                     Плесневые

А) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не в лесу        (спорынья)

Б) Есть грибы и не в лесу:

В тесте, в пиве и квасу                             (дрожжи)

В) Конское копыто – к дереву привито    (трутовик)

Г) Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет                     (мукор)

Д) Выросли на палочке

     Кисточки-метелочки

     Кисточки зеленые

     Лекари хваленые                                     (пеницилл)

Е) Это что за дело: просо обгорело.

    И в метелках сажа,

    И на листьях даже                                  (головня)

Физкультминутка :

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания — руки в стороны.)

Участвуют в беседе. Оценивают себя

Рублика верю не верю

                                       1 вариант

  1. Головня – это гриб поражающий клубни картофеля (-)
  2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)
  3. Грибные  заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)
  4. Мукор – это гриб – паразит  (-)
  5. Споры пеницилла созревают в кисточках (+)
  6. Дрожжи используют для получения антибиотиков (-)

                          2 вариант

  1. Спорынья – это гриб, разрушающий древесину деревьев (-)
  2. Грибы (парша) поселяются на хлебных злаках (-)
  3. Мучнистая роса поражает плоды крыжовника (+)
  4. Пеницилл – это гриб – сапрофит (+)
  5. Споры мукора созревают в кисточках (+)
  6. Дрожжи размножаются спорами (-)

Видеофрагмент.

Что объединяет сгнившее яблоко и обычный гриб? (оба грибы )

 

Отвечают на вопросы в тетрадях

Рефлексия

Ну, а теперь подведём итог.

Вырастим яблоню.

Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

Мне было интересно…                        Мне было трудно…

Сегодня я узнал…                                               Я научился...

У меня настроение… 

Больше всего мне понравилось...                       Сегодня на уроке я почувствовал

Д/з :п 15 пересказ, заполнить таблицу

Записывают задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....