Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Итоговая контрольная работа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

Утвержден:

Методическим объединением

естественно-научного цикла

протокол № ____ от ______

Контрольно-измерительный материал  для  проведения

итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса  НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

по предмету «Биология » в 2019-2020 учебном году

Составитель:

Смышляева Н.Г., учитель биологии

Итоговая контрольная работа по биологии 5 классе в формате ОГЭ.

Пояснительная записка

 

       Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии.

  1.    Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего  общего образования»).
  2. Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
  3. учебно-методический комплект по биологии:  Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линия УМК В.И. Сивоглазова.  Учебник Биология.5 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2019
  1. Содержание работы

        На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС  среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы  среднего общего образования по предмету «Биология » для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса.      

    3.Структура итоговой контрольной работы.

Контрольная работа состоит из 3-х  частей:

 часть 1 (А)   содержит 14 заданий базового уровня сложности с выбором ответа;

 часть 2 (В) включает 4 задания    повышенного  уровня сложности:

                                          – с выбором нескольких верных ответов;

                                          – на соответствие между биологическими объектами;    

часть 3 (С) включает 2 задания со свободным развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части

Количество заданий

Максимальный балл

Максимальный балл (ОВЗ-ЗПР)

Тип заданий

Часть А

14

14

14

Задания с выбором  ответа

базовый  уровень сложности

Часть В

4

8

2

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

Часть С

2

6

-

Задания с развернутым ответом

Итого

20

28

16

Время, отведенное на  выполнение контрольной работы  45 минут.

4.Проверяемые умения и виды деятельности.

Задания части 1,2  проверяют существенные элементы содержания курса средней школы,  сформированность у обучающихся научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение  разнообразными  видами учебной деятельности:

-        владение биологической терминологией и символикой;

-        знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов;

-        знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;

-        понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;

-        умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы.

Задания части 3  предусматривают развернутый ответ и направлены на проверку умений:

       -    самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и  объяснять биологические  процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

       -        применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;

5.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания  1 части  работы обучающийся  получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания первой части работы — 14  баллов.

             За верное выполнение каждого задания 2 части  работы обучающийся  получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов, если допущена неточность в ответе (не хватает одного варианта или один вариант лишний) то засчитывается 1 балл. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания второй части работы — 8  балла.

             За верное выполнение задания 3 части  работы обучающийся  получает  3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания третьей части работы — 6 балла.

        Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 28 баллов.

        Для учащихся обучающихся с ОВЗ-ЗПР применяются другие критерии оценивания. Ученик выполняет базовый уровень (задания части А 1-14, части В - 1).

        За верное выполнение каждого задания  1 части  работы обучающийся  получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания первой части работы — 14  баллов.

             За верное выполнение каждого задания 2 части  работы обучающийся  получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов, если допущена неточность в ответе (не хватает одного варианта или один вариант лишний) то засчитывается 1 балл. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания второй части работы — 2  баллов.

             Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 16 баллов.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка   по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 – 7

8 – 14

15 – 21

22-28

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале (ОВЗ-ЗПР)

Отметка   по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 – 5

6 – 10

11 – 13

14-16

Ответы на задания. Вариант 1.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

3

2

1

4

2

4

1

2

3

2

1

3

2

2

Часть 2.

В.1. – А,Б,Г; В 2. – А,Б,Д.

А

Б

В

Г

Д

Е

В3

1

2

2

1

2

1

В4

1

2

2

1

2

1

Ответы на задания. Вариант 2.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

4

2

1

1

4

4

4

3

2

3

2

4

3

3

Часть 2.

В 1. – А, Б, Г; В 2. – А,В,Д.

А

Б

В

Г

Д

Е

В3

2

1

2

1

1

2

В4

1

2

1

2

1

2

Итоговая контрольная работа по биологии

5 класс

Вариант 1

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Биология – это наука о:

1) космосе;

2)строении Земли;

3) живой природе;

4) веществах.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) неподвижны;

2) имеют клеточное строение;

3) состоят из химических элементов;

4) имеют цвет.

А3. Все живые организмы способны к:

1) размножению;

2) неограниченному росту;

3) питанию готовыми органическими веществами;

4) быстрым перемещениям.

А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение;

2) измерение;

3) рассматривание;

4) эксперимент.

А5. Увеличительный прибор:

1) предметный столик;

2) микроскоп;

3) тубус;

4) штатив.

А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А9. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:

1) дыханию;

2) питанию;

3) фотосинтезу;

4) росту и размножению.

А10. Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза;

2) готовыми органическими веществами;

3) водой и углекислым газом;

4) неорганическими веществами.

А11. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы;

2) бактерии;

3) грибы;

4) растения.

А12. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А13. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А14. Древние предки людей жили на Земле:

1) 100 млн. лет назад;

2) 4-5 млн. лет назад;

3) 2 млн. лет назад;

4) 100 тыс. лет назад.

Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.

В1. Каждая клетка животных и растений:

А) дышит;

Б) питается;

В) имеет хлоропласты;

Г) растёт и делится;

Д) может участвовать в оплодотворении;

Е) образует питательные вещества на свету.

В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:

А) туберкулёз;

Б) холера;

В) грипп;

Г) СПИД;

Д) чума;

Е) гепатит.

В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

 Отдел                                                                                        

1. Голосеменные                                                                        

2. Покрытосеменные                                                                

Растение                                                                                                   

А Сосна.                                                        

Б. Рис                                                                                                                                                            

В. Томат

Г. Лиственница                                                                                                  

Д. Подсолнечник                                                                                                

Е. Пихта

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

 Материк                                                                       Животное

1. Африка                                                                      А. Зебра

2. Австралия                                                                  Б. Кенгуру

                                                                                        В. Сумчатый волк

                                                                                        Г. Страус

                                                                                        Д. Коала

                                                                                        Е. Лев

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.

С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?

С2. Составь  цепь питания широколиственного лес

Итоговая контрольная работа по биологии

5 класс

Вариант 1

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Биология – это наука о:

1) космосе;

2)строении Земли;

3) живой природе;

4) веществах.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) неподвижны;

2) имеют клеточное строение;

3) состоят из химических элементов;

4) имеют цвет.

А3. Все живые организмы способны к:

1) размножению;

2) неограниченному росту;

3) питанию готовыми органическими веществами;

4) быстрым перемещениям.

А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение;

2) измерение;

3) рассматривание;

4) эксперимент.

А5. Увеличительный прибор:

1) предметный столик;

2) микроскоп;

3) тубус;

4) штатив.

А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А9. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:

1) дыханию;

2) питанию;

3) фотосинтезу;

4) росту и размножению.

А10. Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза;

2) готовыми органическими веществами;

3) водой и углекислым газом;

4) неорганическими веществами.

А11. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы;

2) бактерии;

3) грибы;

4) растения.

А12. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А13. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А14. Древние предки людей жили на Земле:

1) 100 млн. лет назад;

2) 4-5 млн. лет назад;

3) 2 млн. лет назад;

4) 100 тыс. лет назад.

Часть 2. В 1. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

 Материк                                                                       Животное

1. Африка                                                                      А. Зебра

2. Австралия                                                                  Б. Кенгуру

                                                                                        В. Сумчатый волк

                                                                                        Г. Страус

                                                                                        Д. Коала

                                                                                        Е. Лев

А

Б

В

Г

Д

Е

Итоговая  контрольная работа по биологии

5 класс

Вариант 2

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Наука о живой природе:

1) география;

2) физика;

3) химия;

4) биология.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Все живые организмы способны к:

1) росту;

2) передвижению на четырёх конечностях;

3) впитыванию воды корнями;

4) улавливанию солнечного света зелёными листьями.

А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения;

2) эксперимента;

3) описания;

4) анкетирования.

А5. Самый простой увеличительный прибор:

1) микроскоп;

2) телескоп;

3) весы;

4) лупа.

А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А8. Организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А9. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные;

2) Растения;

3) Грибы;

4) Вирусы.

А10. Животные способны к:

1) фотосинтезу;

2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А11. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение;

2) неклеточное строение;

3) тканевое строение;

4) ядро.

А12. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А13. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А14. Раньше на Земле появились:

1) кроманьонец;

2) неандерталец;

3) австралопитек;

4) человек умелый.

Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.

В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части:

А) ядро;

Б) цитоплазму;

В) хлоропласты;

Г) наружную мембрану;

Д) клеточную стенку;

Е) Вакуоли с клеточным соком.

В2. Бактерии используются человеком для получения:

А) кефира и йогурта;

Б) молока;

В) квашеной капусты;

Г) солёных грибов;

Д) витаминов и некоторых лекарств;

Е) ваты и бинтов.

В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Отдел

1.        Голосеменные

2.        Покрытосеменные

Растение  

А. Василёк русский

Б. Ель

В. Груша

Г. Лиственница

Д. Кедр

Е. Кактус

А

Б

В

Г

Д

Е

 

В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Материк

1. Евразия

2. Африка  

Животное

А. Бурый медведь

Б. Бегемот

В. Лось

Г. Горилла

Д. Амурский тигр

Е. Нильский крокодил.

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.

С1. Почему в природе нет вредных и полезных организмов?

С2. Составь 3 цепи питания тайги.

Итоговая  контрольная работа по биологии

5 класс

Вариант 2

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Наука о живой природе:

1) география;

2) физика;

3) химия;

4) биология.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Все живые организмы способны к:

1) росту;

2) передвижению на четырёх конечностях;

3) впитыванию воды корнями;

4) улавливанию солнечного света зелёными листьями.

А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения;

2) эксперимента;

3) описания;

4) анкетирования.

А5. Самый простой увеличительный прибор:

1) микроскоп;

2) телескоп;

3) весы;

4) лупа.

А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А8. Организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А9. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные;

2) Растения;

3) Грибы;

4) Вирусы.

А10. Животные способны к:

1) фотосинтезу;

2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А11. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение;

2) неклеточное строение;

3) тканевое строение;

4) ядро.

А12. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А13. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А14. Раньше на Земле появились:

1) кроманьонец;

2) неандерталец;

3) австралопитек;

4) человек умелый.

Часть 2.

В 1. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Материк

1. Евразия

2. Африка  

Животное

А. Бурый медведь

Б. Бегемот

В. Лось

Г. Горилла

Д. Амурский тигр

Е. Нильский крокодил.

А

Б

В

Г

Д

Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об особенностях преподавания учебного предмета «Математика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году

     Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии....

План подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по предмету информатика в 2019-2020 учебном году

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала....