Разработка открытого урока "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Иванова Лидия Александровна

Цель урока:

- Познакомить  обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

- Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.

- Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

 

Задачи урока: - сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;

- о значении этого процесса;

- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;

- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;

- воспитывать культуру труда;

- осуществлять экологическое воспитание обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет: биология

Класс: 6

Учитель: Иванова Л.А.

Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока: 

- Познакомить  обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

- Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.

- Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

Задачи урока: - сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;

- о значении этого процесса;

- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;

- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;

- воспитывать культуру труда;

- осуществлять экологическое воспитание обучающихся.

Создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)

Личностных: формировать мотивацию учебной деятельности, способность осознавать единство и целостность окружающего мира, создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, воспитывать бережное отношение к природе.

Регулятивных: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативных: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной широтой и ясностью.

Познавательных: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, анализировать и обобщать информацию из прочитанного текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, анализировать объекты, выделяя существенные признаки.

Планируемые результаты обучения:

предметные: отработать на уроке понятия об основных способах распространения плодов и семян;

личностные: познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов;

метапредметные: учить работать с материалом учебника, развивать на уроке активную речевую практику.

Учащиеся должны знать: - что распространение семян необходимое условие существования растений;

- признаки растений, плоды которых распространяются с помощью ветра;

- какие растения выработали приспособления к саморазбрызгиванию семян;

- растения распространяют плоды с помощью человека и животных.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, беседа.

Ход урока.

1.Организационный  этап                                

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Добрый день, дорогие ребята! - Проверьте, все ли готово у вас к уроку (учебник, тетрадь, дневник)?

- Сядьте удобно, выпрямите спинки. 

- Как обычно, на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Оценивать будете себя в оценочных листах, которые  у вас на столах. В конце урока подведем итоги. 

       - Ребята! На прошлом уроке познакомились с темой плоды, типы плодов. (давайте вспомним)

Дидактическая игра: разберите плоды и дайте им характеристику.  

Работа  группой. На столах поднос с плодами

Разберите плоды на 4 группы(ягодовидные, костянковидные, коробочковидные, ореховидные).

        На подносе есть лишнее, то что не относится к плодам, найдите их и объясните почему эти овощи не относятся к плодам.

1.Каково строение семени?

2. Какое значение имеют семена в жизни растений?

2. Мотивация учебной деятельности.                                                

 (на доске – изображение дуба)  Слайд 2
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
                                              Слайд 3
-Почему дуб не дождался смены?

-Какой выход?

- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.

- Сформулируйте тему нашего урока и цель.
"Распространение плодов и семян." ».                                          Слайд 4

Цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.

Ребята, а какие задачи поставим на сегодняшний урок.             . Слайд 4

3. Актуализация объективного опыта                                    

       Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами. На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы

- А как вы думаете, зачем растения распространяют плоды? 
- Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.

- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян 

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

Проблема:   Каково значение в природе распространения плодов и семян.                                                                                                      Слайд 5

.

4. Первичное усвоение новых знаний.                          

Изучаем презентацию и  учебник стр.74-79 составляем

таблицу1

Работа с учебником и таблицей

- Распространение с помощью ветра                                Слайд 6

В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.

Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.

Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.

-Распространение  водой                                                         Слайд 7

Плоды некоторых растений распространяются водой. Кувшинка, ольха, кокосовая пальма этому пример.

        Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.

 А плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма  растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до двух кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ  проросток образует 3-4 крупных листа.  Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.

    

Распространение саморазбрасыванием                              Слайд 8

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.

Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг

-Распространение при помощи животных и человека 

                                                                                                  Слайд 9,10,11 

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.

Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.

 Распространение с помощью человека.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.

         Муравьи, белки, мыши, бурундуки, медведи являются распространителями растений.

        Обычная в башкирских лесах сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Они создают себе запасы и про часть своих запасов забывают. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.

        Человек тоже являются распространителем многих растений. Подорожник в Америке индейцы называют «следом белого человека». А сколько культурных растений, их семена в свое время были завезены в нашу страну?

        Скажите, пожалуйста, какие отношения складываются между растениями и животными? (Взаимовыгодные отношения). 

        Ответьте, для чего семена путешествуют? (чтобы заселить новые места, чтобы выжить). Каждое растение стремится освоить большую территорию,  чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян и для чего? (чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая).

(Видеофрагмент)

Таблица 1.Распространение семян

Способ распространения

 Примеры растений

Приспособление к распространению

Максимальное количество  - 5 баллов

Физминутка                                    

Перед трудной работой надо размяться!

Раз- подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре –руки шире,

Пять – руками помохать,

Шесть – за парту сесть опять.

5.Первичная проверка понимания    

1.Какими способами распространяются семена.

2.Какие приспособления имеются у растений.

На эти вопросы вы ответите выполняя тест.

3.Выполняют тест.

Тест. (за каждый правильный ответ 1 балл)

1.После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат в) бузина

б) акация г) череда  

2.Распространяются ветром плоды:

а) клена в) дуба

б) бузины г) кокоса

3.Назовите приспособления к распространению животными:

а) парашютики

б)пушистые волоски

в) загнутые зубчики

г) сочная мякоть

Работа в парах.                

А давайте поработаем в парах Перед вами карточки с растениями, которые распространяются разными способами. Подумайте и соотнесите растение со способом его распространения.

4.  Таблица2. Установите соответствие

Признаки плодов и семян

Способ распространения

1. плоды имеют сочную мякоть

А) ветром

Б) водой

В) животными

2. плоды имеют перистые волоски

3. плоды и семена мелкие, легкие

4. плоды имеют крючочки

5. плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки

Ответ:

    А

Б

В

Количество баллов: 2 балла за каждый правильный ответ

       

-  Запишите домашнее задание: параграф 14,рис.60-63, таблицы

1. Сочинить сказку про плоды и семена. (по желанию)

2. Подготовится к контрольно-обобщающему уроку.

5. Первичное закрепление      

  • Загадки
  • 1.Раскололся тесный домик
  • На две половинки, 
    И посыпались в ладони 
    Бусинки-дробинки. (Боб гороха.)
  • 2.Отгадайте: снег ли это
  • Сыплет с веток 
    Среди лета?  (Тополиный пух.)
  • 3.Под кустами у плетня
  • Не смолкает трескотня: 
    Пуля – слева, пуля – справа. 
    На кого идет облава? (Саморазбрасывание семян акации.)
  • 4.Что за диво: плод плюется,
  • Целым в руки не дается?  (Бешеный огурец.)
  • 5.Отцветает быстро,
  • Изменяет цвет. 
    Станет он пушистым, 
    Дунь – его и нет. (Одуванчик.)
  • 6.– Смотрите! Из копилки
  • Посыпались опилки! 
    Ну, Ванюша, ты чудак, 
    Это не опилки – … . (Мак.)

  Рефлексия                      

Цели поставленной мы достигли?

Что  непонятно?

Много узнали?   Сравнить по таблице

Проблема:   Каково значение в природе распространения плодов и семян.

Распространение плодов и семян способствует процветанию видов

- Достигли ли мы цели урока?

- Что было самым трудным? Интересным?

- Что понравилось или не понравилось?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?

Большой ли вы урожай сегодня получили7

   Задание.

          Закончите предложения

  • Плоды и семена могут распространяться с помощью: -------------, ------------, ---------------,------------- и --------------- .
  • Растения имеют ---------------- для распространения семян.
  • У берёзы, ясеня, клёна есть ------------------, для распространения семян с помощью ----------------.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: Распространение плодов и семян Цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют. Зачем растениям распространять плоды и семена Способы распространения плодов и семян

Слайд 3

Проблема: Каково значение в природе распространения плодов и семян.

Слайд 4

Распространяются ветром Приспособления: крылышки(берёза, клён, ясень); Парашютики (ковыль одуванчик, рогоз); Пушистые волоски ( ива ).

Слайд 5

Распространяются водой Приспособления для плавания имеют семена водных и прибрежных растений (ольха, кокосовая пальма, лотос, осоки).

Слайд 6

Саморазбрасыванием Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (недотрога, акация, «бешенный огурец», горох, фасоль, мак).

Слайд 7

Распространяются животными и человеком Приспособления: 1. Съедобные плоды (рябины, калины, вишни и других плодов)

Слайд 8

2. Сухие плоды с прицепками, крючками, зубчиками

Слайд 9

3. Орехи и желуди

Слайд 10

Ответы А Б В 1, 2 5 3,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Распространение плодов и семян

Урок расчитан для сельской школы.После повторения домашнего задания доступно излагаются  способы распространения плодов и семян.Предлагаются биологические задачи с учетом регионального компонента...

Конспект урока "Распространение плодов и семян"

Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы....

Методическая разработка урока для 6 класса по теме "Распространение плодов и семян"

Урок построен в виде игры на основе разработки интерактиных заданий разработанных в программе Mimio studio 10.10. опубликованной мной       http://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/mk/18-5i...

Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....

Технологическая карта урока "Распространение плодов и семян"

Материал содержит целеполагание урока,структуру урока по ФГОС...

Разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс

Разработка данного урока полностью соответствует требованиям ФГОС....