конспекта урока по теме "Расы человека"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Хамчиева Диана Магометовна

Конспект урока  по теме "Расы человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hamchieva_dm.urok_biologii_v_11.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

Хамчиева  Диана Магометовна, учитель биологии 


Цель:  Сформировать знания и биологических особенностях  рас человека, выяснить причины их возникновения, придти к заключению о единстве их происхождения и биологической равноценности.

 Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с гипотезами расогенеза.
  2. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека (Ноmo sapiens)
  3. Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма.
  4. Показать взаимосвязь (интеграцию) биологических знаний с  географией, историей, философией и литературой.

Развивающие:

  1. развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
  2. развивать логическое мышление, интерес к предмету биология, развивать образное мышление,
  3. уметь отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Формировать  у учащихся научное мировоззрение;
  • нравственные  качества  личности.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • определение терминов раса, расогенез, расизм;
  • морфологические признаки представителей больших рас.

Учащиеся должны уметь:

  • доказывать несостоятельность расизма;
  • объяснять связь образования рас с миграцией населения;
  • обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения  обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные,частично-поисковые, проблемное изложение, изложение новых знаний, повторение, закрепление, применение знаний ,дискуссия, репродуктивный(инструктаж,  объяснение, тренировка), самостоятельная работа с книгой, устный и письменный метод,контроль.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация знаний.

Видеофрагмент  по прошлой теме  с  переходом к новой теме.

III. Изучение нового материала.

1.Происхождение.

Расы человека”На предыдущем занятии мы узнали, что большинство ученых считают, что люди современного   физического типа появились в Африке и оттуда мигрировали  в другие районы, замещая там архаичные человеческие группы.     Таким образом, вероятнее всего, прародиной древнейших гоминид и людей современного физического типа являлась Африка.Человек разумный произошел от кроманьонцов.  Первые упоминания  о них были 300 тыс. лет  тому  назад в Африке, а именно , на юге-востоке. На протяжении  веков наши  предки расходились по всему земному шару. Живя в разных климатических поясах и в разных условиях, каждый из них взял специфические  внешние признаки, которые свойственный той или иной ….. (РАСЕ). Термин “Раса” говорят дети. Таким образом возникла общая культура. Внутри каждой культуры возникли этносы. Это были римские этносы, греческие этносы, карфагенские этносы. (в/ф)

  2. Расы  человека.(Общая характеристика, особенности и классфикация), в/ф.

Записываем в информационном листе определение в задании № 1.

- Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.

-Из уроков 8 класса вы уже знаете, что РАСА – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи.

-В современном человечестве выделяют три большие расы и несколько десятков малых рас.

Расы:

1.экваториальная (австрало-негроидная)

2.европеоидная (евразийская)

3. монголоидная (азиатско-американская)

Выполнение группового  задания № 2   на ватмане.  (Делим класс на три группы)

Задание для 1 группы.

Задание для 2 группы.

Задание для 3 группы.

Используя материал учебника и  другие источники информации , знания, полученные при изучении данной темы в 8 классе, ученики заполняют таблицу. После  проверки результатов, подсчета баллов в листах индивидуального оценивания работы в группе и в самой группе, каждая группа получает  новое задание № 3 (1 ученик вытягивает номер   задания), далее группа   отвечает, по соответствующему ответу  получает балл.

На слайде презентации по выбранному номеру открываем данное задание. В задании может быть либо ответ на вопрос, либо ответ по  рисунку, в зависимсоти от того, что вытянул ученик.

 Проверка результатов, формирование вывода по каждому заданию.

3.Гипотезы расогенеза.

Формирование рас началось около 90 тысяч лет назад в Африке.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/532771/img1.gif

Процесс возникновения и становления рас человека называют расогенезом.

Существуют 2 основные гипотезы, объясняющие происхождение рас:

  • полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах;
  • моноцентристы признают единство происхождения социально-психического развития, единый уровень умственного развития;

Задание № 4 : Заполнить схему.

Задание № 5: Выписать из учебника на с.287  доказательства моноцентрической гипотезы.

Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):

  • различия во второстепенных признаках;
  • генетическая изоляция отсутствует;
  • биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас.

4.Факторы расогенеза.

 Задание № 6: Выписать  по в/ф  основные факторы расогенеза, прокомментировать.

Факторы расогенеза:

-естественный отбор

-мутации

-изоляция

-смешение популяций

5. Критика расизма.

Задание № 7. Ответ на вопрос.(Вопрос на слайде презентации)

Почему верно утверждение, что и двухметровый чернокожий баскетболист, и миниатюрная вьетнамка, и краснокожий индеец принадлежат к одному виду?

     Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими, выделяли «высшие» и «низшие» расы. Причем, «высшими» расами пытались представить как европеоидную расу, так и экваториальную. Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, путешественники, преподаватели, люди искусства. Но, тем не менее, человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом».

Для людей всех рас характерны видовые признаки:

  • сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
  • физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
  • возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
  • все едины по происхождению.

     В истории человечества  мы наблюдаем глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, критическая проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты. (Коронавирус в Китае, лесные пожары в Австралии, глобальное потепление климата).

Закончить наш урок я хочу словами  Р. Рождественского: (вопрос на слайде презентации )

Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.

 Формирование выводов.( возвращаемся к цели урока!!!).

Выделяют   три большие группы рас, расы– это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи. Расовые различия носят адаптивный характер, связанный с освоением той или иной географической среды.  Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида Ноmo sapiens  выделять  большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно снижение роли биологических факторов и усиление роли социальных факторов, что создает благоприятные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.

6.Закрепление нового материала:

Задание № 8.Головоломка (Ответы на вопросы по слайдам). См. презентацию .

Задание № 9. Выполнить задания в информационных листах учеников.

7. Рефлексия.

“Ребята, как вы считаете , все ли задачи , поставленные в начале урока мы выполнили? Какие у вас возникли вопросы? Какие у вас появились сомнения по поводу определенного материала по теме? Какие вопросы, если что-то у вас вызвало сомнения ,  вы хотите рассмотреть более детально на следующем уроке?

8. Домашнее задание: § 73 перессказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....