Мастер-класс «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»
методическая разработка по биологии

Семенченко Марина Владимировна

Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  • передача своего опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических  приемов решения поставленной проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_semenchenko_m.v.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»

Семенченко М.В.,

учитель биологии и географии,

 МКОУ «СШ №3»

Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.

Задачи: 

  • передача своего опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности; 
  • совместная отработка методических  приемов решения поставленной проблемы; 
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 «Знания - это дети удивления и любопытства».

Луи де Бройль

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент

- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса.

Упражнение «Поздоровайся глазами» 
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Уважаемые коллеги, давайте, мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Упражнение «Какого я цвета?» (на материале теста Люшера)

Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-класса я предлагаю Вам выбрать из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует Вашему сегодняшнему настроению и разместить их на панно «Волшебная тучка»

Звучит спокойная мелодия, участники выбирают капельки по настроению  и располагают их на панно.

Расшифровка всех предложенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние; серый – безразличие; черный – негатив; коричневый – тревога; фиолетовый – подавление чувств).

2. Теоретическая часть

  Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,  как вы показали ему этот путь.

Задача любого  учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных  творческих способностей учащихся, в воспитании личности:

  • способной к саморазвитию и творчеству,
  • обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,
  • имеющей позитивное мышление,
  • умеющей предвидеть результаты своих действий,
  • обладающей активной жизненной позицией.

Что такое творчество? 

Под творческими способностями следует понимать «способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э.Фромм).    

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит состояние гармонии.

   Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок активно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его. Научить творчеству нельзя, но можно создать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

       Актуальность проблемы «развития творческих способностей» состоит в том, что в условиях социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной, уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, чтобы в дальнейшем быть востребованным в современном обществе.

    Цель и задачи развития творческих способностей школьников

Цель: воспитание творчески свободной личности.

     Задачи:

  • способствовать формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;
  • развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей;
  • воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности;
  • стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.

   Использую рекомендованные  Парнсомом правила создания условий, побуждающих к творчеству, предполагают:

1)не бояться сделать ошибку,

2)фиксация идей,

3)воздерживаться от оценок идей учеников,

4)показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска,

5)давать возможность умственной разминке,

6)воображение и фантазия являются фундаментом творческого мышления,

7)развивать восприимчивость к окружению,

8)расширять фонд знаний,

9)помогать учащимся, видеть смысл, направленность их творческой деятельности.

   Творческие задания для учащихся в своей работе я условно разделяю на шесть групп.

1 группа: Задания в занимательной форме.

  Ведущим стимулирующим мотивом этой деятельности у учащихся я считаю занимательность, как «ключик» к детскому вниманию. Именно ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игры  ребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию познавательной мотивации учащихся.

Демонстрация методической копилки

2 группа: Задания поэтического содержания.

  Это такие творческие задания, как  стихи, сказки, загадки, придумывать истории, находить легенды и  выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится.

Демонстрация методической копилки

3 группа: Задания иллюстративного плана.

  Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать, клеить аппликации с удовольствием выбирают такие формы как  составление фотоальбомов по теме, рисунки к стендам, картины животных, аппликативные работы. Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новыми навыками. 

Демонстрация методической копилки

4 группа: Задания научно-информационной направленности:

  Это более высокий уровень творческих заданий. Обычно их выполняют ребята с хорошим мышлением, много  читающие, либо имеющие стойкие положительные мотивы учебной деятельности. Это выполнение рефератов, докладов-сообщений, создание папки дополнительных материалов, написание структурированного конспекта, создание картотеки литературы по теме.

Демонстрация методической копилки

5 группа: Конструкторские задания.

   Ребята выполняют такие формы заданий как изготовление моделей животных и растений, составление коллекций следов жизнедеятельности, гербаризация, составление биологических лабиринтов, карточек контроля знаний, создание макетов. Данные задания позволяют развивать конструкторские умения, увеличивают практическую направленность знаний и связь с природным окружением.

Демонстрация методической копилки

6 группа: Исследовательские задания.

Эту группу заданий выполняют чаще ребята с ярко выраженным желанием связать свою профессию с биологией. Они  проводят

Демонстрация методической копилки

3.Практическая часть.

- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать на 20 минут детьми и окунуться в процесс творческой деятельности. Итак, мы с Вами настоящие творцы-биологи и самостоятельно изготовить свою инфузорию-туфельку. Для этого нам понадобится: белый картон, ножницы, нитки, игла швейная, цветные  карандаши (или фломастеры), простой карандаш, ластик, женская обувь на сплошной подошве.

Выполнение работы

4. Заключение

Творческая деятельность учащихся может быть очень разнообразной и служить главной движущей силой развития личности. Учитывая специфичность заданий, можно создавать огромный диапазон форм учебной деятельности. Этим обеспечивается индивидуальный подход и практическая значимость для ученика.  

5. Рефлексия

«Букет настроения» - определение эмоционального состояния в конце мастер-класса. На столах разложены цветы и карандаши. Каждый должен раскрасить цветок, согласно той эмоции, которую он испытывает сейчас. Затем цветы приклеиваем к ватману, должен получиться «Букет эмоций».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».

В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать  познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны  используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...

Мастер- класс по теме «Комплексный подход к развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях «Весёлые нотки »

1.Рассказать о развитии творческих способностей дошкольников студии «Малышок»  с применением комплексного подхода по программе  «Весёлые нотки» .2. Ознакомить с основ...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»

Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...