Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и при дистанционной. Такой "универсальный" формат позволит использовать готовую разработку (или технологическую карту) и инструментарий урока при любом варианте проведения занятия, что избавит учителя от необходимости переделывать урок в условиях недостатка времени. В настоящей статье рассматриваются возможности онлайн-сервиса Google Формы как инструмента, позволяющего спроектировать урок (вида "обобщающий урок" ) по большинству предметов. Созданный по предлагаемой технологии урок можно без внесения каких-либо изменений использовать как при проведении в кабинете при традиционной очной форме обучения, так и при дистанционной форме обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колтышев Алексей Евгеньевич,

учитель географии

ГБОУ школа 492

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения

        Весна 2020 года показала, что не исключены ситуации, когда обучение возможно лишь в дистанционной форме (карантин в школе, карантин, объявленный на государственном или городском уровне). К сожалению, повторение подобной ситуации в будущем не исключено. В этом плане становится крайне актуальной разработка формата урока, пригодного для проведения как в форме традиционного занятия (в кабинете) при очной форме обучения, так и при дистанционной форме обучения. Такой формат позволит использовать готовую разработку (или технологическую карту) и инструментарий урока при любом варианте проведения занятия, что избавит учителя от необходимости переделывать урок в условиях недостатка времени. В идеале, конечно, хорошо было бы иметь такие разработки ко всем видам уроков по всем темам, что, однако, на практике невозможно, т.к. не все темы и виды уроков позволяют использовать единую разработку при любой форме проведения занятий. Видом урока, наиболее простым для реализации в виде «универсальной по формату проведения урока технологической карты», является урок-обобщение, завершающий изучение темы или раздела дисциплины.

        Завершающий изучение темы обобщающий урок может проводиться в разной форме, но это обычно урок рефлексии в том или ином виде, контроля или урок-практикум. Однако это не означает обязательности его проведения в виде итогового теста или контрольной работы. Наиболее полезным с точки зрения ФГОС представляется урок, включающий как элементы тестирования и проверки предметных знаний и навыков обучающихся, так и возможность эти навыки и УУД доработать, усовершенствовать и самостоятельно получить новые знания, устранив тем самым индивидуальные пробелы в знаниях и, что немаловажно, следуя при этом принципам деятельностного подхода ФГОС.

        Оптимальным средством реализации такого урока представляется онлайн-сервис Google Формы. Суть этого «универсального по формату» урока заключается в том, что он проводится по единой схеме (технологической карте) практически идентично как при очном классном обучении, так и при  дистанционном. Подобная схема отлично реализуется средствами Google Форм [1, 2].

        Не будем останавливаться здесь на возможностях Google Форм как сервиса; описание его возможностей и инструкции по использованию доступны в сети интернет [1]. Настоящая статья посвящена не техническим деталям, а методологии использования возможностей Google Форм для проведения урока. Напомним лишь, что сервис Google Формы позволяет составлять онлайн-тесты и открывать к ним доступ любому пользователю или группе пользователей сети интернет, что, собственно, и требуется (забегая вперед отметим, что урок не сводится к банальному тестированию). Отметим также, что Google Формы не является единственным сервисом с необходимым функционалом, но он представляется наиболее удобным как в силу простоты освоения его возможностей пользователем, так и в силу того, что у большинства пользователей сети интернет, особенно у владельцев устройств с ОС Android, имеется аккаунт Google, необходимый для пользования Google Формами; если же аккаунта нет, его можно легко завести.

Еще одна важная и крайне полезная для учителя возможность Google Форм заключается в том, что результаты тестирования обучающихся заносятся в таблицу Excel, что исключает необходимость ручной проверки ответов и дает возможность легко получить статистику результатов выполнения тестовой работы (занесение результатов теста в таблицу и автооценивание легко включаются при создании теста). Учитель имеет возможность создать тест из любого количества вопросов, причем предусмотрена возможность задавать вопросы в разных формах (с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, с расстановкой объектов по порядку, на опознавание объекта по фотоизображению, на идентификацию объекта по карте или  схеме и т.п.), что дает достаточно много возможностей формулировать интересные и разнообразные вопросы, а также самостоятельно назначить количество баллов за решение каждого из вопросов. Наконец, сервис Google Формы позволяет задать опцию перемешивания вопросов, т.е. каждый из проходящих тест получает вопросы в произвольном порядке. Более того, варианты ответов в вопросах с выбором правильных вариантов также перемешиваются в произвольном порядке, что исключает возможность списывания друг у друга как при классной работе, так и при дистанционной, особенно в условиях ограниченности времени выполнения работы (оно лимитируется длительностью урока при очной форме или задаваемым учителем временем доступности теста в сети интернет при дистанционной форме).

Определенным недостатком сервиса является то, что учитель заранее не знает электронные адреса почты проходящих тест обучаемых. Эта проблема легко решается введением в тест вопроса «введите свои фамилию и имя». В результате в итоговой таблице наряду с адресом почты учеников учитель увидит и их фамилии.

        Несмотря на то, что выше несколько раз упоминался термин «тест», формат урока совершенно не сводится к тривиальному тестированию, в чем и заключается инновационная составляющая предлагаемой формы урока. Тест в Google Формах является лишь той основой, которая побудит обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.

        Предполагается индивидуальная форма работы обучающихся как при классной работе, так и при обучении в дистанционной форме.

а) При работе в классе обучающимся разрешается использовать мобильные устройства с доступом в сеть интернет, что весьма их стимулирует, т.к. они получают редкую возможность реализовать возможности своего любимого устройства, но (в виде исключения) в полезных (т.е. образовательных) целях. Смартфоны используются как для получения и визуализации вопросов (индивидуальный вариант для каждого обучающегося), так и для поиска необходимой информации в сети интернет при необходимости. Для обучающихся, не имеющих мобильных устройств, вопросы теста демонстрируются учителем на интерактивной доске. Кроме того, обучающиеся могут пользоваться учебником и другими методическими пособиями (хотя, при желании, учитель при классной форме обучения может запретить их использование). При классной форме обучения тестовая работа рассчитывается на 40 минут.

б) При дистанционной форме обучающиеся заранее получают  ссылку на тест и указание на период времени, в течение которого тест будет открыт для прохождения. При дистанционной форме работы та же тестовая работа может быть рассчитана на любое время, но, с учетом специфических особенностей дистанционного формата целесообразно увеличить время прохождения теста до одного часа.

        Урок в предложенной форме направлен на формирование в первую очередь предметных и личностных УУД, в особенности же – на совершенствование регулятивных УУД: по приему и сохранению учебной задачи; приему установленных правил в планировании и контроле способа решения; самостоятельному поиску нескольких вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Урок также эффективно решает задачу совершенствования познавательных УУД: находить в тексте ответ на заданный вопрос, проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям), устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Наконец, совершенствуются и метапредметные УУД: умение объяснять явления и процессы с научных позиций и рассматривать их комплексно, умение выполнять познавательные и практические задания, способность определять сущностные характеристики изучаемого объекта, выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления  и оценки объектов.

         Предметные результаты заключаются как в актуализации знаний, полученных при изучении раздела дисциплины, так и в возможности в ходе выполнения работы восполнить пробелы в своих знаниях путем поиска информации в письменных источниках, атласах, сети интернет.

        Работа диагностирует как степень сформированности ряда отмеченных выше УУД, знаний и умений, так и конкретные знания раздела дисциплины обучающимися.

        При очной классной форме обучения урок по рассматриваемой методике может быть проведен как в варианте проверки знаний (т.е. в варианте контрольной работы), так и в варианте контроля как знаний, так и УУД (практической или контрольно-практической работы). В первом случае обучающимся запрещается пользование какими либо пособиями и, таким образом, проверяются исключительно предметные знания. Во втором случае обучающимся разрешается пользование источниками информации и, таким образом, проверяются не только знания, но и сформированность познавательных и регулятивных УУД, таких как умение работать с источниками информации, умение выделять главное, находить решения с помощью источников информации. Выбор варианта проведения урока осуществляется учителем в зависимости от поставленных им перед собой задач и особенностей класса.

        По окончании установленного срока выполнения тестовой работы доступ к ней закрывается, дистанционная платформа автоматически собирает сведения о фамилии и имени участвовавших в выполнении работы обучающихся, их почтовых ящиках, результатах ответов каждого из обучающихся на каждый из вопросов. Кроме того, платформа Google Формы предоставляет в наглядной и удобной форме основную статистику по ответам (средний балл и медиану, минимальный и максимальный балл, распределение результатов по полученным баллам, выделяет вопросы, вызвавшие среди обучающихся наибольшие сложности). Все это дает учителю ценнейшую информацию, позволяющую оперативно оценить сформированность определенных умений и знаний обучающихся.

Получаемая статистика позволяет учителю выявить собственные недоработки, пробелы в знаниях и умениях конкретных обучающихся и целого класса, что дает возможность откорректировать выявленные пробелы и сделать обучение более продуктивным и интерактивным, поскольку именно интерактивность обучения в настоящее время должна рассматриваться как один из наиболее действенных инструментов обучения. Поскольку на следующий урок домашнего задания не предусматривается (т.к. урок является обобщающим, завершающим изучение того или иного раздела), начало урока посвящается разбору и анализу вызвавших наибольшие затруднения вопросов, что предполагает коллективную форму работы и дает обучающимся возможность (при классной форме обучения) продемонстрировать не только свои знания, но и сформированность коммуникативных УУД, при этом такой разбор можно рассматривать как окончательный этап обобщения материала пройденного раздела. При дистанционной форме обучения аналогичный разбор организуется с помощью дистанционных средств работы.

        При удовлетворительном владении сервисом Google Формы (а освоить его несложно) и при хорошем владении теоретическим материалом, создание теста из примерно двадцати вопросов в Google Формах занимает около получаса, а выведение итоговых оценок с внесением их в ведомость или журнал – не более 5-10 минут для класса из 30 человек. Автоматически рассчитываемая статистика ответов позволяет оценить итоги работы класса и отдельных учеников, имеющиеся пробелы в знаниях и слабо усвоенные знания/навыки в течение всего нескольких минут.

Как показали эксперименты автора по проведению подобных уроков в классе и при дистанционной форме, обучающиеся с интересом и воодушевлением относятся к возможности легально использовать смартфоны, а невозможность списать ответы у одноклассников компенсируется легальной возможностью использовать сеть интернет и учебник. Это мотивирует обучающихся не столько зубрить материал, сколько полагаться на свои навыки работы с источниками информации и восполнять тем самым свои пробелы в знаниях, чего, собственно, и требует ФГОС [3].

Описанный формат урока может использоваться в преподавании целого ряда дисциплин: биологии, географии, ОБЖ, истории, обществознания. В определенной мере предлагаемый формат может использоваться при изучении некоторых разделов физики и русского языка.

Итак, как видит читатель, описанные формат и инструментарий обобщающего урока позволяют провести его на основе единых методологии, материала и инструментария как при очном классном обучении, так и при дистанционном, что дает основания считать данный подход к проектированию урока перспективным.

Литература:                                

  1. [Инструкция] Создание гугл-тестов (гугл-форм) // habr.com. URL: https://habr.com/ru/post/498624 (дата обращения 04.08.2020).
  2. 2.  Все возможномсти Google Forms // netology.ru. URL:  
  3. https://netology.ru/blog/google-formy (дата обращения 04.08.2020).
  4.  ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.) // Fgos.ru. URL: https://fgos.ru (дата обращения 04.08.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеграция очных и дистанционных форм обучения в практике преподавания английского языка в колледже" (из опыта работы)

В данной статье я описала свой опыт использования СДО (системы дистанционного обучения) в практике обучения студентов колледжа английскому языку....

Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»

В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуал...

Использование онлайн - сервиса Google Forms в образовательной деятельности

Цель мастер-класса: формирование у коллег навыка работы в онлайн-сервисе  Google Forms, направленного на своевременное обеспечение наглядной обратной связи, позволяющего оптимизировать учебный пр...

Использование онлайн-сервисов при дистанционном обучении

Дан обзор онлайн-сервисов для дистанционного обучения....

презентация "Использование интерактивной тетради sky smart на уроках при очной и дистанционной формах обучения"

Предлагаю вашему вниманию презентацию, подготовленную для выступления на заседании Педагогического Совета. Доступно объясняю как работать с интерактивной тетрадью, по ссылке пробуем создать собственно...

Использование онлайн-сервиса Google Forms для проверки знаний обучающихся в период дистанционного обучения

Несколько лет назад педагоги преимущественно использовали Интернет с целью поиска информационных материалов для обеспечения образовательного процесса. В последнее время ясно обозначена еще одна устойч...

Использование онлайн-сервисов в практике дистанционного обучения

В статье идёт речь о проблеме осуществления обратной связи с учащимися в процессе дистанционного обучения...