Рабочая программа по биологии в 5 классе.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)

Рабочая программа по новой образовательной линии "Линия жизни" под редакцией В. В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ЕМЦ

Руководитель

Круглова М. А.________

Протокол № 1

От 28.08.2020 г

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за УВР
Пахомова И. В.______

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Степанова С. В._______

Приказ № 39

От 31.08.2020

Рабочая программа среднего общего образования

по учебному предмету   «Биология»

для 5 общеобразовательного  класса

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Круглова М. А., учитель географии и биологии, высшей квалификационной категории

п. Кировский, 2020 год

Пояснительная записка.

1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

Основной образовательной программы основного общего образования.

Календарного учебного графика на 2020 - 2021 учебный год.

Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.

Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняяобщеобразовательная школа».

Авторской программы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2011с учетом целей и задач основной образовательной программы основногообщегообразования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.

1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):

1.В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2018

2. В. В. Пасечник «Биология. Уроки биологии». 5-6 класс, Москва, «Просвещение», 2012

3. Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В, Москва, «Просвещение», 2019

4. Пасечник. Биология. 5-6 класс. Поурочные разработки. Индивидуально-групповая деятельность, Москва, «Просвещение». 2019

5.З. Г. Гапонюк. Биология Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 , Москва, «Просвещение», 2016

6. Учебник В. В. Пасечник,С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк, Москва, «Просвещение», 2019 г. «Биология. 5-6 класс»

1.3. Срок реализации программы – 1 год.

1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» – 35 часов (из расчѐта – 1 час в неделю).

1.5. Общая характеристика учебного предмета:

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.

1.6. Основные цели и задачи

Цели и задачи:

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развитияисторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений окартине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимостидействий по сохранению биоразнообразия и природных местообитанийвидов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользованиязащиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

Индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо

развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности,

поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в

одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные

инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и

предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать

следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с

ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления,

так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать

деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10

минут. Обязателен положительный итог работы.

1.9. Формы организации образовательного процесса: В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал),ИКТ .

1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

1.11. Методы и приемы обучения:

 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

 Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.

 Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

 Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

 Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

 Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).

 Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

1.12. Формы и способы проверки знаний:

тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, творческие и проектные работы.

1.13. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности

обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям

оценивания по предмету, утвержденным  локальным актом  «Положение о нормах и

критериях оценивания учащихся МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора.

Структура изучаемого предмета.

Радел

ч

Л. р.

1

Биология как наука

5

2

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов.

11

3

3

Многообразие организмов.

19

2

итого

35

5

Изменения в рабочей программе:

6 резервных часов добавлены для изучения тем в следующих разделах:

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов – 2 час

Многообразие организмов -4 ч

Календарно-тематическое планирование по биологии в 5 классе.

Раздел, тема урока

ч

Дата по плану

Дата по факту

Биология как наука.

5

1

Биология –наука о живой природе.

1

01.09

2

Методы изучения биологии.

1

08.09

3

Как работают в лаборатории.

1

15.09

4

Разнообразие живой природы.

1

22.09

5

Среды обитания организмов.

1

29.09

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов.

9+2

6

Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Л. р. № 1 «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

1

06.10

7

Увеличительные приборы. Л. р. № 2 «Рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы»

1

13.10

8

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

20.10

9

Л. Р. № 3 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях»

1

03.11

10

Органические вещества.

1

10.11

11

Строение клетки.

1

17.11

12

Л. р. № 4 «Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1

24.11

13

Пластиды, хлоропласты. Л. р. № 5 «Пластиды в клетках листа элодеи»

1

01.12

14

Жизнедеятельность клетки.

1

08.12

15

Деление клеток.

1

15.12

16

Обобщающий урок.

1

22.12

Многообразие организмов.

15+4

17

Классификация организмов.

1

12.01

18

Строение и многообразие бактерий.

1

19.01

19

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

26.01

20

Строение и многообразие грибов.

1

02.02

21

Многообразие грибов.

1

09.02

22

Л. р. № 6 «Особенности строения мукора и дрожжей»

1

16.02

23

Характеристика царства Растения.

1

02.03

24

Водоросли.

1

09.03

25

Водоросли.

1

16.03

26

Лишайники.

1

06.04

27

Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

1

06.04

28

Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

1

13.04

29

Семенные растения. Голосеменные растения.

1

20.04

30

Покрытосеменные растения, особенности строения. Л. р. № 7 « Внешнее строение цветкового растения»

1

27.04

31

Царство Животные.

1

04.05

32

ПодцарствоОдноклеточные животные.

1

11.05

33

Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные.

1

18.05

34

Позвоночные животные.

1

18.05

35

Обобщающий урок-проект.

1

25.05

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

- строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,«экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2018

2. В. В. Пасечник «Биология. Уроки биологии». 5-6 класс, Москва, «Просвещение», 2012

3. Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В, Москва, «Просвещение», 2019

4. Пасечник. Биология. 5-6 класс. Поурочные разработки. Индивидуально-групповая деятельность, Москва, «Просвещение». 2019

5.З. Г. Гапонюк. Биология Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 , Москва, «Просвещение», 201

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебники и дополнительная литература.

2. Таблицы по темам курса.

3. Гербарии по темам курса.

4. Микролаборатории.

5. Живые растения.

6. Микропрепараты.

7. Электронный микроскоп.

8. Электронные источники информации.

9. РМУ: ноутбук. МФУ, проектор.

Пере6чень лабораторных работ.

Л. р. № 1 «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Л. р. № 2 «Рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы»

Л. Р. № 3 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях».

Л. р. № 4 «Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Л. р. № 5 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Л. р. № 6 «Внешнее строение цветкового растения»

Приложение 2

Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс) ___________________________________________________________

Составитель программы____________________________________________________________

Класс                Дата заполнения _______________________

Эксперт __________________________________________________________________________

Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист

2

Пояснительная записка

- выходные данные материалов

- цель программы

- задачи программы

- изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование

- количество часов курса

- универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС)

- общая характеристика учебного процесса

- формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся

- система оценивания учебных результатов

3

Содержание курса

4

Тематический план

5

Календарно-тематическое планирование

- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе

- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы

6

Требования к уровню подготовки учащихся

7

Перечень учебно-методических средств обучения

8

Контрольные работы по предмету

Лист корректировки календарно-тематического планирования

По рабочей программе

Корректировка

Дата урока

Тема урока

Дата

Причина корректировки

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....