Формирование содержания историко-научного компонента естественнонаучного образования с позиции системного анализа феномена развития науки.
статья по биологии

Макарова Марина Васильевна

Историко-научное знание - это сведения обосновных этапах развития науки,  оно способствует гуманизации образования,реализации целей обучения и воспитания, формированию у учащихся навыков рационального мышления. К,сожалению, история науки не нашла должного отражения в учебниках средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_soderzhaniya_istoriko.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование содержания историко-научного компонента естественнонаучного образования с позиции системного анализа феномена развития науки.

 

История науки является одной из форм выяснения научной истины. В особенности ее значение и роль возрастают в период крутой ломки научных представлений, или научных революций”

В.И.Вернадский

« История науки – это не только драма людей, но и драма идей»

А. Эйнштейн

Основным источником формирования содержания естественнонаучного образования является непосредственно естествознание и современный уровень его развития. В естествознании, как и в любой другой науке, выделяют три категории знания:

- собственно предметное знание;

- знание об естественнонаучных методах познания;

- историко-научное знание.

Историко-научное знание — это сведения об основных этапах развития наук в контексте культуры (культурно-исторический контекст науки); о становлении и трансформации научных картин мира (натурфилософской, механистической, релятивистской) как смене научных парадигм и научных революций; о современной научной картине мира (теории, факты, понятия, законы, следствия из законов, гуманитарные регулятивы научного познания); о вкладе выдающихся ученых прошлого и современности в развитие науки и техники; о личности ученого и ее влиянии на развитие науки; об уровнях и методах научного познания. Это источник, с помощью которого учебный материал входит в круг познавательных интересов, переживаний школьника; обретает субъектный смысл, формирует внутренние регулятивы деятельности ученика. Историко-научное знание способствует гуманизации образования, реализации целей обучения и воспитания, связанных с формированием у учащихся навыков рационального мышления; становлению познавательной, коммуникативно-поведенческой и эмоционально-ценностной сфер личности.

История науки до сих пор не нашла должного отражения в действующих программах и учебниках средней школы. В них упоминаются лишь даты научных открытий, имена ученых и краткие биографические сведения.

Формирование представлений об историко-научном компоненте  предполагает формирование у учащихся знаний о взаимосвязи науки и культуры в истории человечества и отношения к  науке как элементу культуры, развитие у них интереса к истории науки в контексте культуры.

Большое значение изучению истории науки придавал великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский.

Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что работа в области изучения истории науки заключается в анализе путей развития науки, закономерностей движения научных знаний в их связи с историей развития общества. Он увидел в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами, проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения.

Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира — так понималась ученым цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.

История науки рассматривалась Вернадским, как неотъемлемая часть социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.

Требования современной педагогики -  рассматривать историко-научный компонент образования с точки зрения системного анализа.

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Системный анализ возник в эпоху разработки компьютерной техники. Успех его применения при решении сложных задач во многом определяется современными возможностями информационных технологий.

Он ставит перед собой задачу исследования феномена науки, т.е. понимания того, что такое научное знание, каковы условия его существования и развития, основные черты современной науки.  Феномену науки свойственны следующие черты:

1. Изменилось понимание предмета знания: им стала теперь не реальность в чистом виде, фиксируемая живым созерцанием, а некоторый ее срез, полученный в результате определенных теоретических и эмпирических способов освоения этой реальности

2. Наука перешла от изучения вещей, которые рассматривались как неизменные и способные вступать в определенные связи, к изучению условий, попадая в которые вещь не просто ведет себя определенным образом, но только в них может быть или не быть чем-то. Поэтому современная научная теория начинается с выявления способов и условий исследования объекта

3. Зависимость знаний об объекте от средств познания и соответствующей им организации знания определяет особую роль прибора, экспериментальной установки в современном научном познании. Без прибора нередко отсутствует сама возможность выделить предмет науки (теории), так как он выделяется в результате взаимодействия объекта с прибором

4. Анализ лишь конкретных проявлений сторон и свойств объекта в различное время, в различных ситуациях приводит к объективному «разбросу» конечных результатов исследования. Свойства объекта также зависят от его взаимодействия с прибором. Отсюда вытекает правомерность и равноправие различных видов описания объекта, различных его образов. Если классическая наука имела дело с единым объектом, отображаемым единственно возможным истинным способом, то современная наука имеет дело с множеством проекций этого объекта, но эти проекции не могут претендовать на законченное всестороннее его описание.

Кроме научного значения “как одной из форм выяснения истины”, как “орудие достижения нового” история науки и техники имеет так же и идеологическое значение. Она помогает выявить достижение и значение научной мысли и творческой научной работы всего народа. Широкий охват знаний всего народа имеет первостепенное значение для его самосознания. А осознание народом своего бытия, своего значения и положения есть, может быть, самая большая сила, которая движет жизнь.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Садохин А.П. Концепция современного образования. Юнити М.2006г
  2. Галимов Э.М. Об академике В.И.Вернадском. М.Наука
  3. http://reftrend.ru/63646.html
  4. Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное образование с позиций психического и физиологического развития ребенка (принцип природосообразности)

Данная статья, опубликованная в сборнике "Из опыта работы учителей" рассказвает о том, как подходить к обучению ребенка с точки зрения его обучаемости: какими особенностями обладает ребенок с выс...

Анализ современного урока с позиции системно-деятельностного подхода

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа уроков, построенные на разных основаниях. По определению С. Кульневич  «анализ – логический прием познания, представляющи...

Реализация историко-научного компонента при организации внеурочной деятельности по физике

Анализ применения на уроках исторического материала позволяет сделать вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, усиливают творческую активность, развивают математические способнос...

Реализация историко - научного компонента при изучении темы "Нефть"

В статье помещены теоретические и практические рекомендации по использованию историко - научного компонента при изучении темы "Нефть" на уроках химии....

«Анализ учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода». Практическая работа № 2

laquo;Анализ учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода». Практическая работа № 2...

«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода...