Технологическая карта урока "Позвоночные", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Винникова Ольга Валерьевна

Технологическая карта Позвоночные 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pozvonochnye_5_klass.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:12.02.2019

Учитель: Винникова О.В.

 

Название учебного

проекта

Позвоночные животные

Предмет

Биология

Класс

5

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1Выявление понимания учащимися отличия подтипа  позвоночных (черепных) животных от беспозвоночных и простейших.

2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается проект

1. Выявление особенностей строения позвоночных.

2. Характеристика классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).

3. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками).

4Взаимоконтроль и самооценка в процессе работы над проектом.

Планируемый педагогический  результат

1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее известных знаний в новую ситуацию.

2. Умение создать конечный продукт — самодельной энциклопедии – проекта «Позвоночные животные», работая в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе работы оценивается:

владение   учащимися    необходимым предметным материалом;

умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи;

умение находить информацию из дополнительных источников.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе выполнения проекта и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Задачи урока

Образовательная: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, познакомить с представителями позвоночных.

Развивающая: развивать умения находить главное в тексте, составлять характеристики групп позвоночных животных.

Воспитательная: способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащийся научится проводить простейшую классификацию позвоночных животных по отдельным классам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; устанавливать черты сходства и различия представителей позвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных; основные признаки представителей позвоночных; значение позвоночных в природе и жизни человека.

Личностные
результаты

Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам; интеллектуальные и творческие способности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины

Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).

Организационная структура урока.

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

Этап самоопределения к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Контроль посещаемости, включение в урок.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

II. Актуализация

и пробное учебное действие

III.

Выявление места и причины затруднения

 Фронтальная беседа.

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

Какое царство живой природы мы с вами изучаем? (Животные)

— Какие особенности характерны для царства животных? (Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением.)

-На какие две группы принято подразделять животных? (Одноклеточные и многоклеточные)

-На какие группы подразделяются многоклеточные животные?(На беспозвоночных и позвоночных)

- Каковы отличительные особенности беспозвоночных животных? (отсутствие осевого скелета – позвоночника)

-Назовите беспозвоночных животных. (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие)

Работа с презентацией:

1.Что за животные  и к каким группам относятся?

2.Установи соответствие между группой животных и её характеристикой.

3.Выполни тест.

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклассников.

Осуществляют взаимопроверку теста.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.

Строят высказывания,  понятные для одноклассников

и учителя.

Оценивают работу одноклассников.

Вопросы учителя

IV.

Построение проекта выхода из затруднения

Вводная беседа.

Стадия вызова.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- На слайде найдите лишнее животное. (дельфин)

— Что мы должны узнать о позвоночных? (работают с учебником, быстрый просмотр параграфа)

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

— На уроке мы должны познакомиться с классификацией позвоночных, изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения. Также мы узнаем, какое значение имеют изученные представители позвоночных в природе

и жизни человека.

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклассников. Формулируют

выводы на основе

наблюдений. Ставят

цели, формулируют

(уточняют) тему

урока.

Наблюдают. Осуществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для

одноклассников

и учителя. Устанавливают причинно-

следственные связи.

Вопросы учителя и устные ответы.

V. Реализация построенного проекта.

Обеспечение восприятия, осмысления

и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией.

Беседа, рассказ учителя, работа с литературой.

Стадия осмысления.

Физкультминутка

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

Сегодня на уроке мы рассмотрим представителей позвоночных животных.

- Что является характерной особенность позвоночных животных? (имеется позвоночник, череп, защищающий головной мозг, челюсти, две пары конечностей)

- Каких животных сюда относят? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки. (см. приложение)

Центральным действием при выполнении работы  «Позвоночные животные» является создание общего проекта. Для того, чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо изучить и восстановить характеристику разных классов позвоночных животных, распределить изображения различных животных на классы, оформить проект. Таким образом, учащимся предстоит побывать не только в роли ученых, но и художников, редакторов. Данная проектная задача рассчитана на участие пяти человек в одной малой группе, на начальном этапе предполагается работа каждого участника в отдельности, а затем групповая. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 30 мин.

Позвоночные животные всем вам хорошо известны. Это рыбы, лягушки, змеи, птицы, кошки, собаки и др. У этих животных есть позвоночник и кое-что другое, что объединяет их в одну группу. Ученые постоянно систематизируют вновь открытые организмы на разные систематические группы, характеризуют их строение, размножение, места обитания. А чтобы мы узнали о них как можно больше и интереснее, создают различные красочные энциклопедии. Но вот не задача, в результате пожара в одной из библиотек очень пострадала энциклопедия под названием «Позвоночные животные».  Вам предлагается создать проект «Позвоночные животные», используя характеристики классов позвоночных животных, но немного испорченные водой при тушении пожара, их необходимо восстановить, вставив исчезнувшие слова, развертки различных конвертов, ножницы, клей, учебник.

Работ с карточками по группам.

После выполнения двух заданий физкультминутка.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, работают с материалом, составляют проект. Работа в группах.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию.

VI. Первичное закрепление c

проговариванием во внешней речи

VII.

Включение в систему знаний и повторения.

Обобщение

изученного

Устанавливает осознанность восприятия, способствует формированию навыка первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. Вызывают положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Подводит учащихся к выводу об особенностях строения позвоночных, сходстве строения различных групп позвоночных.

Защита проектов группами, создание общего проекта.

Подводит учащихся к выводу о зависимости строения различных групп животных от среды обитания. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в особенностях внешнего и внутреннего строения.

Озвучивают характеристики групп позвоночных.

Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют причинно-

следственные связи

между средой обитания и особенностями

строения организмов.

Выполняют задания, обосновывают выбор

Устанавливают причинно-следственные

связи в изучаемом

круге явлений

Фронтальный опрос

закрепление

IX

Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание

Учебник, п.21 пересказ

Записывают задание

Задают уточняющие вопросы

Я понял(а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что….

Умею отнести представленных животных в определенную систематическую группу. Например,…-рыба, жаба -…, … -пресмыкающейся, …-птица, тигр -…

Я доволен(льна) своими результатами, так как я сумел(а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял…, умею…, запомнил… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.

Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...