Методическая разработка урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
методическая разработка по биологии (6 класс)

Левченко Оксана Александровна

Методическая разработка урока: "Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_raz2.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

   - вызов

   - реализация (осмысление)

   - рефлексия

        Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо теоретических идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Тема урока: «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме»

Цель: создать условия для формирования представления о биогеоценозе, экосистеме, фитоценозе, их роли в экосистеме, о влиянии условий среды на сообщество

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование целостной картины мира - развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о экосистеме.
  • Творческая и интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе.
  • Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Метапредметные:

  • Регулятивные действия – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля.
  • Познавательные действия - включают действия поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования.
  • Закрепление умения работать с информацией – умение находить, анализировать, оценивать и представлять информацию в разных формах.

Предметные:

  • Освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
  • Ознакомление с приспособленностью живых организмов  к жизни в условиях определенного сообщества.
  • Освоение знаний  о глобальных круговоротах в природе и роли живых организмов в биологическом круговороте.

Используемые приемы: «Бортовой журнал» (ТРКМ)

Форма работы: индивидуально-групповая (входя в кабинет, учащиеся получают карточку с номером группы – 5 групп)

ТРКМ представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.  Цель образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащегося, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Урок в ТРКМ имеет три стадии (фазы): вызов, реализация смысла, рефлексия.

Первая стадия – вызов.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Прием «Бортовой журнал»:

  • левая колонка заполняется только на первом этапе;
  • правая колонка будет заполняться по мере выступления групп.

Урок  начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме:

 « Что вы знаете о природе? Как можно охарактеризовать природу?»

(Природа – это система, её компоненты и взаимосвязь между ними).

Результат работы оформляется каждым самостоятельно в левую колонку «Бортового журнала».

Что мне известно по данной теме.

Что нового я узнал из текста.

Через 2-3 минуты учитель просит озвучить свои идеи и записывает их на доске.

В природе все растения растут не изолировано, а вместе, в сообществе,  и сегодня мы с вами с ними познакомимся. Учитель сообщает тему урока.

Вторая стадия – осмысление.

На этой стадии идет:

- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных  целей обучения

Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

На стадии осмысления каждая группа самостоятельно работает с §55 и дополнительным материалом по заданию:

- прочитав соответствующий пункт параграфа и дополнительный материал, заполнить правую колонку таблицы (каждый самостоятельно);

- результаты заполнения правой колонки обсудить в группе и внести корректировки в записи;

- оформить слайд (формат А3), на котором преобразовать текстовую информацию в схему, таблицу, рисунок для представления другим группам.

Темы для работы в группах:

  1. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
  2. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозе
  3. Значение растений в природном сообществе
  4. Своеобразие природного сообщества
  5. Искусственные растительные сообщества.

Третья стадия – рефлексии.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии группам необходимо представить результат заполнения правой колонки и презентовать свой слайд.

Подведение итогов:

  • сопоставление двух частей «Бортового журнала»
  • обсуждение полученных слайдов
  • обсуждение вопросов:
  • Приведите примеры природных сообществ
  • Какие растительные сообщества называются открытыми, а какие закрытыми? Приведите примеры
  • В чем проявляется взаимосвязь живых существ с абиотической средой в биогеоценозе?
  • В каких растительных сообществах видовой состав постоянен, а в каких меняется от года к году? Приведите примеры
  • Чем объясняется многообразие сообществ?

За каждый правильный и обоснованный ответ группа получает 2 балла. За дополнения -1 балл.

Учащимся предлагается оценить слайды по следующим критериям:

  1. Минимум текста - 2 балла
  2. Информативность – 2 балла
  3. Оригинальность -2 балла

 

 Учебник: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко «Биология» 6 класс §55

дополнительный материал: А.М. Былова, Н.И.Шорина «Экология растений» 6 класс §50, 51.  

Домашнее задание: §55, «Бортовой журнал»


Оценочная таблица

_№______ группы

Ответы на вопросы

Оценка слайдов

ФИ

участников группы

Работа в группе

обоснованный

дополнение

текс

Информативность

Оригинальность

Мнение группы

самооценка

1группа

2группа

3группа

4группа

5группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Понятие производной".

Методическая разработка урока по теме "Понятие производной", 10 класс. Задачами данного урока являются: - рассмотреть задачи, приводящие к понятию производной; - ввести определение производной...

Методическая разработка урока по экологии "Структура сообщества". 10 класс

Разработка урока на основе программы  по экологии автора В.В.Пасечник.  Данный урок знакомит обучающихся с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры эко...

Методическая разработка урока по теме "Структура сообщества". 11 класс

Данный урок позволяет продолжить формирование представления о структуре экологического  сообщества; познакомить с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры ...

Методическая разработка урока "Понятие ландшафт"

Цель: сформировать понятие «ландшафт» Задачи:Предметные. Раскрыть сущность понятия «ландшафт», выявить особенности формирования данного понятия различными авторами, определить компоненты ландшаф...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме

Урок с применением карт понятий  в 6 классе  по теме "Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"...