Методическая разработка урока "Понятие ландшафт"
методическая разработка по экологии (9 класс) на тему

Глинкина Наталья Юрьевна

 Цель: сформировать понятие «ландшафт»

Задачи:

Предметные. Раскрыть сущность понятия «ландшафт», выявить особенности формирования данного понятия различными авторами, определить компоненты ландшафта.

Развивающие. Выявить причины формирования разных понятий ландшафта,  выявить ландшафтообразующие факторы.

Воспитательные. Развивать  способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ponyatie-landshaft.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока «Понятие «Ландшафт»

1. Краткая характеристика класса (отсутствует, так        как рассматривается возрастная категория 8-9 классов)

2. УМК (см. список литературы в Программе)

3.  «Введение»

4.  Тема урока «Понятие «Ландшафт»

Номер урока

Введение

2 ч.

1

История возникновения понятия ландшафт». Учёные, изучающие современный ландшафт

1ч.

2

Понятие «Ландшафт»

1 ч.

5. Тип урока: урок изучения нового материала

6.Цель и задачи  урока

 Цель: сформировать понятие «ландшафт»

Задачи:

Предметные. Раскрыть сущность понятия «ландшафт», выявить особенности формирования данного понятия различными авторами, определить компоненты ландшафта.

Развивающие. Выявить причины формирования разных понятий ландшафта,  выявить ландшафтообразующие факторы.

Воспитательные. Развивать  способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

7. Методы: частично- поисковый.

8. Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа, практическая работа, проектная деятельность

9. Средства обучения: энциклопедии, интернет-ресурсы:

10. Форма организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, практическая работа.

11. Хронометраж урока:

а) организационный этап - 2 минуты

б) подготовка к основному этапу учебной деятельности – 5 минут

в) усвоение новых знаний и способов действия – 8 минут

г) первичная проверка понимания.

 д) продолжение усвоения новых знаний – 10 минут

е) закрепление и применение полученных знаний – 6 минут

ж) Выполнение практикума – 10 минут

з) подведение итогов – 2 минуты

и) информация о домашнем задании – 2 минуты.

     12. Содержание урока

                      Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность ученика

Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Подготовка к основному этапу учебной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

Александр Гумбольт указывал, что “природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого”.

А.Н. Краснов в 1895 г. сформировал идею о “географических сочетаниях явлений” или “географических комплексах”, которыми должно заниматься частное землеведение.

Все природные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, образуя путем взаимодействия ландшафтные (природно-территориальные) комплексы разной категории и масштаба.

 Сегодня мы начинаем непосредственно  работать над проектом «Мой культурный ландшафт», в ходе выполнения которого вы проведете различные исследования, опросы. Продуктом нашего проекта будет презентация ваших работ. Особенности оформления, критерии  защиты проекта вам уже известны. График выполнения этапов проекта расположен на информационном стенде в кабинете географии и информатики.

Итак, начнём…

Общепризнанными родоначальниками отечественного ландшафтоведения являются В.В. Докучаев и Л.С. Берг.

Со времени появления человека на Земле сменилось множество поколений и родилось примерно 70 млрд. чел. Из них около 64 млрд.умерли, а более 7 млрд. живут сейчас на Земле. Можно ли считать, что население на планете изменяет её облик? В чем причина таких изменений?

Что такое «земля» в вашем понимании?

Как на других языках звучит это слово?

   

  Усвоение новых знаний и способов действий

Темой нашего урока  и будет «Понятие ландшафт»

Как вы думаете, что такое ландшафт?

Очевидно, это «земной» объект.

Найдите в различных источниках это понятие

     Первичная проверка понимания.

Почему различные источники дают разные трактовки  этого  понятия?

Какие выводы можно сделать?

С геоэкологичсекой точки зрения ландшафт – средообразующая и ресурсопроизводящая геосистема, обладающая определенными экологическим взаимосвязями.

Как вы понимаете термины «средообразующая» и «ресурсопроизводящая» геосистема?

К природным географическим компонентам относятся: массы твердой земной коры, массы поверхностных и подземных вод; воздушные массы; растения, животные, микроорганизмы — биота; органоминеральное тело — почва.

Тесная взаимосвязь географических компонентов прослеживается и в пространстве, и во времени. Если один компонент комплекса изменяется, то и другие компоненты обязательно перестроятся и придут в соответствие друг с другом. Например, при изменении климата произойдут изменения в гидросфере, биоте, почвах, рельефе. Поскольку каждому компоненту в ответной реакции свойственна определенная инертность, то скорость их перестройки будет разной.

Ландшафт состоит из тех же частных компонентов, что и географическая оболочка. Внутри геосистемы компонентам присуще вертикальное, упорядоченное, ярусное расположение.

Любой компонент геосистемы — это сложное тело. В реальности жидкости гидросферы не химически чистые или дистиллированные, а сложные растворы и взвеси, так как взаимодействуют с другими компонентами. Атмосфера — не чистая смесь газов, а смесь, содержащая пары и твердые частицы. Литосфера подвергается механическому воздействию, химическому выветриванию, насыщается водой, газами, различными веществами. В каждом из компонентов содержатся вещества остальных компонентов, что и придает им новые свойства. В результате природные тела на Земле приобрели и приобретают сложную форму организации. Поэтому следует различать компоненты природы и географические оболочки или сферы, называемые по преобладающему компоненту: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

Продолжение усвоения новых знаний

Можно ли разделить представленные компоненты на группы?

Как вы думаете, ландшафтообразующий фактор и компонент ландшафта —  это одинаковые понятия? Какой или какие компоненты ландшафта являются ландшафтообразующими?

Да, это разные понятия. Фактор — движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или отдельные его черты. В ландшафте нет основной движущей силы, основного фактора. Ландшафт подвержен воздействию многих факторов: дифференциации и интеграции, развития, размещения и т.д. Они могут быть внешними или внутренними, активными или пассивными.

Какие факторы являются определяющими?

Ландшафтообразующие факторы целесообразно связывать с внутренними и внешними энергетическими воздействиями, потоками вещества, процессами.

Закрепление полученных знаний и навыков

«Запуск проекта»

Так что же такое «ландшафт» в вашем понимании?

 Можем ли мы говорить о том, что это понятие формируется одинаково у жителей нашей страны?

Что такое топофобность и топофильность?

Эти вопросы и станут первым этапом выполнения нашего проекта (см. Приложение)

Получают инструкции по выполнению практической работы: правила составления вопросов, количество респондентов (по 10 человек в каждой возрастной категории), возможности MS Word/

Подведение итогов

Сегодня мы с вами попытались сформировать понятие ландшафта, определить компоненты ландшафта и выявить определяющие факторы ландшафтообразования

Информация о домашнем задании

Провести соц.опрос

Подготовка учащихся к работе на занятии

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Обеспечение активной деятельности с текстом учебника, личным опытом. Развитие абстрактного, образного мышления

Вовлечение ранее полученных знаний о ландшафте на уроках географии, биологии, экологии

Формирование навыков выполнения заданий, направленных на анализ данных

Формирование навыков  формулирования проблемы, делать выводы, анализировать статистические материалы  и устанавливать причинно-следственные связи

Формирование навыков открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию

Активация познавательной деятельности

Формирование навыков графически (символически) представлять результат работы

Активация познавательной деятельности

Формирование навыков критичной самооценки у учащихся. Формирование ситуации успеха

Диагностика поставленных целей, обеспечение позитивного настроения на принятие информации о домашнем задании

Готовность класса к работе

Готовность класса к активной учебно-познавательной деятельности.  

Вспоминают историю появления человека на планете.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Предлагают различные варианты ответов.

.

Находят в энциклопедиях, справочниках, интернете определение понятия.

По Ф. Н. Милькову: «Физико-географический ландшафт есть совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных сложных физико-географических процессов элементов природы, предстающих перед нами в образе тех или иных исторически сложившихся, находящихся в непрерывном развитии и воздействии человеческого общества, пространственных группировок».

По Л. С. Бергу «Природный ландшафт есть область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли».

Природный ландшафт (по Н.А. Солнцеву) – это генетически однородный ПТК имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственных только данному комплексу набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся урочищ.

(В. Б. Сочава)  «ландшафт – наиболее крупная таксономическая единица типологической размерности и наименьшее подразделение региональной размерности»

Записывают в тетради определение, которое считают полным

Составляют схему экологических взаимосвязей в геосистеме. Затруднения при составлении схемы решает интернет

Находят информацию: Компоненты ландшафта разделяются на три группы с учетом их функций в геосистеме. Инертные — минеральная часть и рельеф (фиксированная основа геосистемы), мобильные — воздушные и водные массы (выполняют транзитные и обменные функции), активные — биота (фактор саморегуляции, восстановления, стабилизации геосистемы). Абиогенные компоненты составляют первичный материал геосистемы. Биота — наиболее активный компонент геосистемы.

 Живое вещество — важный Ландшафтообразующий фактор, так как биологический круговорот преобразует атмосферу, гидросферу и литосферу.

Делают вывод, что компоненты ландшафта не могут быть определяющими факторами, так как без них не было бы самого ландшафта. Ни один компонент нельзя заменить другим, они равнозначны. К определяющим факторам относятся: вращение Земли, тектонические движения, неравномерный приток солнечной радиации, циркуляция атмосферы и др.

Записывают первое задание в лист выполнения проекта. Вносят в шаблон проектной папки название проекта.

Используя ранее полученные навыки формулируют первую задачу проекта, убеждаются, что стали знать больше.

Практическая работа

«Социологический опрос «Что мы знаем о ландшафтах? »

Цель: разработать, провести и обработать данные социологического опроса «Что мы знаем о ландшафтах?»

Задачи:

  • изучить понятия топофобности и топофильности урбосистемы;
  • составить опросник для жителей микрорайона школы;
  • провести опрос разных возрастных категорий проживающих на территории;
  • обработать полученную информацию;
  • результаты представить в виде графиков, диаграмм с выводами

Как один из способов получения информации можно использовать опросный лист, с  вопросами личностного восприятия городского ландшафта

  1. Заполнение таблицы о городском ландшафте (подчеркните наиболее значимые для вас):

Положительное восприятие городского ландшафта

Отрицательное восприятие городского ландшафта

  1. Красивый
  2. Преуспевающий
  3. Чистый
  4. Здоровый
  5. Привлекательный
  6. Выразительный
  7. Интересный
  8. Тихий
  9. Светлый
  10. Зеленый
  11. Ухоженный
  1. Уродливый
  2. Бедный
  3. Замусоренный
  4. Нездоровый
  5. Отталкивающий
  6. Безликий
  7. Скучный
  8. Шумный
  9. Темный
  10. Деревьев, травы нет
  11. Запущенный

II. Выводы:

  1. Какие районы города отнесли к топофильным, какие к топофобным?
  2. Какая из двух категорий преобладает в городе?
  1. Результаты. Поставленные цели достигнуты, в процессе урока ученики усвоили теоретические знания, закрепили их практическими навыками. Ученики на уроке усвоили новые понятия, причем большинство из этих определений они сформулировали самостоятельно при небольшой помощи учителя.  Дан старт работы над проектом.
  2. Самоанализ. Данный урок является уроком изучения нового материала.   Однако материал этого урока является достаточно сложным для восприятия. Поэтому учащиеся не могут самостоятельно на основе ранее полученных знаний сформулировать определения. Уровень сформированнности знаний и умений относительно невысок, поэтому требуется постоянная корректировка самостоятельной работы учащихся   со стороны учителя. В  процессе  урока учащиеся самостоятельно дают определения новым понятиям. Учащимся предлагались задания исследовательского характера, что позволило отследить результаты работы на протяжении всего урока. Полученные знания и умения являются еще недостаточно сформированными, поэтому на следующих уроках эти навыки будут формироваться и дальше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...