Характеристика царства Растения
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Успун-Доржу Долума Васильевна

Характеристика царства Растения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_tsarstva_rasteniy_5_kl.docx598.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Характеристика царства растения». 5 класс

Цель урока: изучение особенностей строения и развития различных групп (отделов) растений. Показать роль растений в природе и жизни человека.

Оборудование: план-конспект урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Выявление отсутствующих.

2. Актуализация знаний.

Определение темы урока с помощью кроссворда.

По вертикали:

1. У кого шапка без головы, а нога без сапога?
2. Простейший увеличительный прибор?

3. Зеленый, бесцветный, бордовый и оранжевый

Привык я за деревом по осени ухаживать.

Все цвета от радуги взял без обиды,

Угадал как меня зовут? Правильно! …

4. Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог

5. Элементарная частица-

Всего живого единица.

В ней цитоплазма, рибосомы.

Ядро, в котором хромосомы.

6. На хлебушке я сижу,
Белая, зеленая
На себя я гляжу
Выросла, я взрослая

7. Как называется наука о грибах?

8. Этот органоид важный,
В центре он лежит отважно,
А внутри него есть "банк",
В "банке" этом точно, факт
Хромосомы проживают,
За наследство отвечают.
3. Изучение нового материала.

Царство Растения объединяет более 350 тыс видов. Они различаются по размерам - от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных многоклеточных деревьев;

- по продолжительности жизни (можно встретить дубы, которым более тысячи лет, кипарис 4000 лет, акация 50 лет, береза 150 лет, а есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней; например Мокрица живёт меньше 40 дней. Это растение иначе называют «звездчатка средняя»(Stellaria media).
В народе ее зовут по-разному: мокричка, куриная звездчатка, птичья звездчатка, бегунок, звездочник, и т.д.
Это однолетнее растение из семейства гвоздичных. Любит сырые места. Цветочки мелкие, белоснежные, похожие на звездочку.

По продолжительности жизни растения подразделяют на многолетние, двулетние и однолетние.

Где встречаются растения? Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды.

Существует отдельная наука, изучающая растения – ботаника.

Все растения в зависимости от строения делят на две группы:

1. Низшие не имеют корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

- Тело примитивных низших растений может состоять из одной клетки.

- Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос — молодая ветка, росток).

2. Высшие. У высших растений появляются ткани, тело разделено на органы — листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.

(Имеют органы — корень, стебель, лист, цветок).

Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное происхождение, строение и выполняющих общие функции.

Орган (от греч. органон — орудие, инструмент) — это часть организма, образованная различными тканями, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0686/0006a9bd-2fa740dd/hello_html_m39be278f.png

Характерные признаки растений.

Растения имеют преимущественно зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, жёлтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей — пигментов. У растений наиболее распространён зелёный пигмент — хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фотос — свет и синтезис — соединение) — процесса образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.

Значение растений в природе:

- поглощают углекислый газ;

- выделяют кислород;

- являются местом обитания для животных.

Значение растений в природе:

- пища; -сырьё; - для лекарства; - строительный материал; - бумага; украшают нашу жизнь

4. Закрепление изученного.

Приведите примеры растений различных групп.

Что такое фотосинтез? Какую роль в жизни растений играет данный процесс?

Объясните выражение: «Наличие хлорофилла – один из важнейших признаков растений».

5. Подведение итогов урока

Чем отличаются растения, расскажите об основных признаках растений? На какие группы подразделяются растения? Каково значение растений в природе? Каково значение растений для человека?

6. Домашнее задание. Изучить § 12.Повторить термины и определения.

«Загадки о растениях»

1.Сидит на палочке,

В красной рубашечке,

Брюшко сыто —

Камнями набито. (Шиповник)

2.Желтая курица

Под тыном дуется.

Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа. (Тыква.)

3. Кафтан на мне зеленый,

А сердце - как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз)

4.Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника.)

5.Голова на ножке,

в голове горошки.

Солнце жжет макушку,

Сделать хочет погремушку. (Мак)

6.Не сосна я, и не елка.

Только осень на порог –

Скину с веток все иголки

До единой, точно в срок. (Лиственница)

7.Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнух)

8.Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)

9.Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду.

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зернышко)

10.Топили, сушили,

Колотили, рвали,

Крутили, ткали,

На стол клали. (Лен)

11.Мала малышка

Золотая кубышка. (Просо)

12.Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня. (Крапива)

13.Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник)

14. На лугу среди букашек

Поднялся переполох.

Оттеснил семью ромашек

Великан ... (Чертополох).

15.Летом вырастают.

А осенью опадают. (Листья)

16.Падают с ветки

Золотые монетки. (Осенние листья)

17.Летом одевается,

Зимой раздевается. (Лиственный лес)

18.Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Расколоться все не мог.

А потом под молоток,

Хрустнул раз и треснул бок. (Орех)

19.В золотой клубочек

Спрятался дубочек (Желудь)

20.На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

21.Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черемуха)

22.Любит сад и огород,
Вдоль дорог она растет.
Если влажно и тепло,
Хорошеет всем назло!
Ей на радость, вам - беда.
Что в огороде?
 (Лебеда)

23.Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)

24.Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

25.В широколиственных лесах

И на обочинах дорожек

Её ты встретишь всю в цветах,

Похожих чем-то на горошек.

Но сильный камфорный букет

Не любят мухи и москиты,

Оставит от ожога след -

Её соцветья ядовиты.

Будь аккуратнее, друг мой,

Любуясь, не теряй рассудок,

Ведь из растения настой

Поможет вылечить желудок. (Пижма)

26.Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)

27.Платье потерялось,

А пуговки остались. (Ягодки рябины зимой.)

28.Веселит весной, летом прохлаждает,

Питает осенью, зимой согревает. (Лес)

29. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

30. Русская красавица стоит на поляне. В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

31. Колкую, зеленую срубили топором. Колкая, зеленая к нам приходит в дом. (Елка)

32. Дарят радость, аромат, В лепестках их весь наряд, С весны до осени цветут, Пыльцу всем пчелкам раздают. (Цветы)

        

http://cdn01.ru/files/users/images/44/00/4400bc35ecf56a8ecace7bb29da0aec4.jpg

http://900igr.net/up/datas/86572/012.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика царство Растения

Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс...

Презентация к уроку биологии в 5 классе по программе ФГОС "Характеристика царства Растения"

Этот материал подготовлен для учащихся 5 класса, изучающих биологию по новому Федеральному Государственному стандарту образования. Материал подготовлен с учетом возрастных особенностей учащихся. ...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)

Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....

Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»

Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»...

Основные характеристики царства растений

конспект урока, основные понятия...

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...