Разработка урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся».
план-конспект урока по биологии (7, 8 класс)

Кулиниченко Ольга Арнольдовна

Конспект урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся» разработан для проведения урока по биологии в 7-8 классах. Этапы урока проходят с  использованием разных технологий: синквейн, кроссенс. В качестве проверки домашнего задания предлагается выполнить тест.  Разработка дополнена презентацией, что позволяет повысить интерес обучающихся и эффективность проведения урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся».

Учителя биологии МБОУ ЦО № 37 г. Тулы.

Кулиниченко Ольги Арнольдовны

Предмет: биология

Раздел: Хордовые

Класс: 7

Урок: 45 минут

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Цель урока: Определить значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Показать многообразие древних пресмыкающихся, происхождение и причины их вымирания.

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся должны овладеть новыми знаниями: научиться выделять и формулировать характерные особенности групп на примере древних рептилий, определять значение и происхождение пресмыкающихся.

Развивающие:  развивать критическое мышление в процессе приобретении знаний, умение анализировать, синтезировать и делать выводы, понимать практическую значимость для человека изучение данной темы.

Воспитательные: формировать научное мировоззрение картины мира.

Средства обучения: основные: ноутбук (компьютер), учебник биологии для 7 класса.

дополнительные: презентация по теме урока, тест, кейсы с дополнительной информацией по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы учебной деятельности:

Основные: проблемного изложения материала, частично-поисковый.

Дополнительные:

словесные  (диалог, беседа);

наглядные  (работа с дополнительной литературой, рисунками учебника);

практические (поиск информации в дополнительной литературе, выполнение практических заданий);

дедуктивные  (анализ, обобщение).

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных, их происхождение и значение; получают навык работы с энциклопедиями на бумажных и электронных носителях, в сети Интернет.

I. Вводная часть. Приветствие, разгадывание кроссенса в качестве определения темы урока и цели урока.

(1 слайд).

Распределение значений пресмыкающихся по группам:  в природе,  в жизни человека.

(2 слайд)

II. Проверка домашнего задания: тест по вариантам, раздается каждому ученику в распечатанном виде.

III. Постановка проблемы:  Предлагается ребятам назвать известных им древних и современных рептилий. С чем связано большое разнообразие рептилий на Земле. С чем связано исчезновение некоторых видов пресмыкающихся (слайд 3)

IV. Изучение нового материала:

1.Происхождение рептилий, многообразие древних рептилий.(слайды 5,6)

Сообщение учителя. Демонстрация слайдов презентации. Решение проблемы в процессе беседы с учащимися: Почему рептилии смогли занять все среды обитания на Земле?

2.Современные рептилии.

В начале работы, в процессе беседы обобщаются знания о строении современных пресмыкающихся, полученные на предыдущих уроках, формулируются выводы, ( слайд 7)

Характерные признаки современных рептилий:

-сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце;

-головной мозг снабжается артериальной кровью;

-у рептилий имеется кора головного мозга, они способны к выработке условных рефлексов;

-дыхание легочное;

-зубы конической формы, служат для захвата и удержания добычи;

-размножение и развитие не связано с водой.

V. Организация самостоятельной работы в группах. Всего 3 группы учащихся (разноуровневые)

1 группа. Работа в Интернете. Ученики ищут информацию о причинах вымирания динозавров и готовят сообщение о причинах вымирания;

Карточка-задание.

Найти информацию в сети Интернет о причинах вымирания древних пресмыкающихся.

Подготовить информацию о различных гипотезах, объясняющих причины вымирания динозавров.

Решен ли вопрос о причинах вымирания динозавров.

2 группа – заполняет сравнительную таблицу классов Земноводные и Пресмыкающиеся по вопросам:

1. количество шейных позвонков;

2. органы дыхания;

3. строение сердца;

4. оплодотворение;

5. покровы тела;

6. развитие.

3 группа  выполняют задания. Найди ошибки в тексте.

1.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, - первые настоящие наземные позвоночные животные.

2.У всех представителей класса по две пары конечностей, располагающихся по бокам туловища, слегка поднимающих тело животного над землёй.

3. Так же, как и для Земноводных, для рептилий характерно наличие грудной клетки, которая защищает органы полости тела и помогает при дыхании.

4.Пресмыкающиеся покрыты роговыми чешуями или щитками. Их кожа лишена желёз, испаряет очень мало влаги.

5.В отличие от Амфибий, Рептилии дышат лёгкими.

6.Сердце у них двухкамерное.

7. Размножаются Пресмыкающиеся в водоёмах. Плотная кожистая оболочка или скорлупа защищает яйца рептилий от съедания хищниками.

 8. Так же, как и у Земноводных, из яиц вылупляются личинки, из которых развиваются взрослые особи.

VI  Итог  работы.

1. Каждая группа представляет результаты работы, учитель сопровождает их сообщения слайдами презентации, во время отчетов групп учащиеся класса выполняют все предложенные задания (слайд 8-10)

2. ответ на проблемный вопрос:

С чем связаны различия в строении представителей древних рептилий?

VII . Физкультминутка:

Инструкция:

Я читаю задание, вы должны определить, что это за орган и показать, где он находится у вас в организме.

1. Этот орган защищает нас от холода и жары (кожа).

2. Этот орган помогает нам различать сладкое и кислое (язык)

3. Этот орган содержит самое большое количество воды (мозг)

4. Этот орган помогает нам бегать и прыгать, перемещаться в пространстве? (ноги)

5. Этот орган не меняет размеры с рождения до смерти (глаз)

VIII Закрепление знаний.

Составление синквейна на тему «Пресмыкающиеся» (слайд 11) он должен включать:

  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • Фразу характеризующую понятие.
  • Синоним пресмыкающегося.

Пример синквейна

  • Наземные позвоночные
  • Пресмыкаются, дышат, размножаются
  • Хорошо приспособлены к жизни на суше.
  • Рептилии

IX  Подведение итогов 

Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок.

X Домашнее задание: стр.160-162, вопросы после параграфа, по желанию подготовить сообщение о гаттерии.

XI Рефлексия. Самооценка работы на уроке.

Используемая литература: О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Универсальные поурочные разработки по биологии» М: «Вако» 2006г., учебник А.И. Никишов, И.Х Шарова «Биология. Животные».М: Владос.2017г.

Приложение 1.

Тесты для проверки знаний.

1 вариант

1. Рептилии произошли от:

а) древних кистеперых рыб

б) древних земноводных

2. Все рептилии дышат:

а) только легкими

б) легкими и кожей

в) только кожей

3. Сердце большинства рептилий состоит:

а) из предсердия и желудочка

б) из двух предсердий и желудочка

в) из двух предсердий и двух желудочков

4. В шейном отделе ящерицы:

а) 2 позвонка

б) 4 позвонка

в) 8 позвонков

5. Какая кровь находится в желудочке сердца рептилий

а) артериальная

б) венозная

в) смешанная

6. Скелет передней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа

б) плечо, предплечье, кисть

7. Скелет задней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа

б) плечо, предплечье, кисть

8. Головной мозг рептилий состоит из:

а) 4 отделов;

б) 2 отделов;

в) 5 отделов

9. Условные рефлексы у хордовых связаны с

а) передними полушариями мозга

б) мозжечком

в) с промежуточным мозгом

10. Каким образом расположены конечности прыткой ящерицы:

а) под туловищем

б) сбоку под углом к туловищу

2 вариант

1. Имеется ли грудная клетка у ящерицы:

а) да;

б) нет

2. Один из отделов сердца снабжен неполной внутренней перегородкой, назовите этот отдел: а) левое предсердие

б) правое предсердие

в) желудочек

3. Сколько отделов различают в каждой конечности ящерицы:

а) 2;

б) 3;

в) 4

4. Какая кровь находится в левом предсердии:

а) артериальная

б) венозная

в) смешанная

5. Кровеносная система состоит:

а) из одного круга кровообращения

б) из двух кругов кровообращения

6. Пояс передних конечностей состоит из:

а) лопатки, ключицы, вороньей кости

б) плеча, предплечья, кисти

в) бедра, голени, стопы

7. Насыщение крови кислородом происходит

а) в большом круге кровообращения

б) в легочном (малом) круге кровообращения

8. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:

а) внутреннее оплодотворение

б) наружное оплодотворение

9. Назовите тип развития характерный для рептилий

а) прямое развитие

б) непрямое развитие

10. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

а) толстая прозрачная студенистая оболочка

б) скорлупа

в) кожистая оболочка

Ответы на тесты

1 вариант: 1б,2а,3б,4в,5в,6б,7а,8в,9а,10б.

2 вариант:1а,2в,3б,4а,5б,6а,7б,8а,9а,10в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Значение физической активности. Закаливание организма"

Разработку можнол использовать при изучении курса биологии в 8 классе, а также при изучении курса ОБЖ....

Происхождение и многообразие пресмыкающихся. 7 класс

Разработка урока в 7 классе с использованием информационных технологий....

методическая разработка урока на тему "Многообразие пресмыкающихся" в 7 классе

Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Урок комбинированного типа. Содержит тест для проверки домашнего задания с ответами. Презентация содержит большое количество иллюстраций по многооб...

Разработка урока по биологии для 7 класса "Многообразие птиц. Их значение и охрана."

На  данном  уроке  целесообразно отойти  от  традиционного  изложения  материала , сделать  его ярким  ,  запоминающимся .  Для этого  можно...

Происхождение и многообразие пресмыкающихся

Конспект урока "Происхождение и многообразие пресмыкающихся"...

Разработка урока по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле

В папке находится конспект урока, презентация к уроку, а также вариант теста на уроке, для проверки знаний...