Представление педагогического опыта по реализации системы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в общеобразовательной организации
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Корягин Дмитрий Александрович

Семинар 

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии

Корягин Дмитрий Александрович

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koryagin_d.a.seminar_uud.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корягин Дмитрий Александрович

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

         

                Несомненно, тенденции развития науки, технологии и образования в XXI веке терпят значительные изменения. Усложняются социальные связи, увеличивается поток информации, что требует от человека все большей и большей самостоятельности во всех ее проявлениях.

                В Рамках ФГОС нового поколения, показателем самостоятельности учащегося является наличие у него развитой системы универсальных учебных действий. Проблема формирования комплекса таковых действий так же не нова, ее изучением занимались педагоги, психологи и методисты на протяжении многих лет.

                Так как современные тенденции требуют от человека, прежде всего, системного мышления, фундаментальным ядром ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход.

                Несомненно, одной из важнейших задач, ставящихся перед педагогом в рамках реализации компонентов ФГОС нового поколения, является совершенствование подходов к развитию таких способностей учащихся, как самостоятельная постановка целей и задач учения, выбора путей и способов их достижения, рефлексивного анализа полученных результатов. В данном метапредметном компоненте данного нормативного документа, система таковых умений определяется как блок регулятивных универсальных учебных действий, формирование которых необходимо обеспечить средствами учебного предмета.

                На основании проведенного анализа психолого-педагогических, методических и философских трудов ученых-специалистов, посвященных обозначенным проблемам, анализа и интерпретации результатов педагогической практики, нами была разработана и описана методическая модель формирования регулятивных универсальных  учебных действий в процессе обучения биологии, имеющая интегративную структуру. Выявлены основные принципы ее функционирования.

        Модель состоит из целевого, мотивационного, содержательного деятельностного и результативного компонентов.  

  • Целевой компонент содержит в себе цели и задачи, поставленные нами на начало исследования, а именно повысить качество способностей к выполнению логических операций школьниками изучающими биологию;
  • Мотивационный компонент включает в себя применение педагогических приемов, обеспечивающих возникновение у учащихся побуждений к изучению биологии: потребности, цели, и познавательного интереса, как высшей формы мотивации;
  • Содержательный компонент представляет собой требования отраженные в государственном образовательном стандарте, а так же подбором методов и ресурсов;
  • Деятельностный компонент реализуется путем постоянного контакта и взаимодействия с классом, которое проявляется в постановке проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, использованию эвристических и объяснительных методов;
  • Результативный компонент разработанной нами системы включает в себя осуществление интерпретации результатов использования модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

        В соответствии с системно-деятельностным подходом, содержанием компонентов методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий  в процессе обучения биологии, и поставленными задачами, нами были определены этапы работы на уроке с использованием разработанной экспериментальной модели и критерии начисления баллов за выполнение того или иного этапа деятельности учащихся.

1).Организационный этап. Формирование дисциплинированности, организованности.

2). Этап постановки целей и задач урока. Формирование способностей к анализу-синтезу понятий, индуктивно-дедуктивного мышления.

3). Мотивационный этап. Формирование и развитие целеполагания, продолжение формирования и развития способностей к анализу-синтезу понятий, индуктивно-дедуктивного мышления.

4). Этап получения новых знаний. Развитие способностей к диалогу и монологу, способностей вести беседу, самоконтролю. Развитие умений работать с различными источниками информации. Логические действия.

4.1. Выбор путей и способов решения задач и достижения целей.

4.2. Получение (добывание) новых знаний.

5). Рефлексивно оценочный этап. Самоконтроль и самокоррекция действий. Умение анализировать, сравнивать, выбирать наиболее эффективнее ресурсы и пути их применения.  Способность к оценке собственной деятельности, рефлексивному анализу проделанной работы, затруднений и недочетов.

5).1. Выявление возникающих противоречий.

5.2. Самооценка качества собственной работы на уроке.

В процессе нами была разработана универсальная инструктивная карта, позволяющая производить руководство, мониторинг и анализ процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии. Далее нами были определены методические приемы, позволяющие в полной мере реализовать отдельные этапы урока, тем самым обеспечить функционирование методической модели на должном уровне,  активизировав самостоятельный подход учащихся к учебно-познавательной деятельности. Установлена их последовательность, обеспечивающая формирование универсальных учебных действий регулятивного характера.

1. Методический прием «Блиц-опрос». Применяется на первом этапе урока, в целях активизации внимания учащихся, повторения и актуализации опорных знаний, понятий.  

2. Методический прием «Мозговой штурм», направлен, прежде всего, на формирование способностей учащихся к самостоятельной постановки цель и задач урока.  Методический прием «мозговой штурм», позволяет так же формировать побуждения к деятельности учащихся на уроках биологии, а как следствие, мотивацию к изучению того или иного материала.

3. Методический прием «Исследование». Суть приема заключается в том, чтобы поставить учащихся в роль «первооткрывателей», создать преодолимые трудности на пути к достижению поставленной цели. Вместе с тем задачей остается постоянный контроль и взаимодействие педагога с классом, отраженный в деятельностном компоненте разработанной методической системы.

4. Методический прием «Ретроспектива».  Суть приема заключается в обзоре проделанных действий, выявлению ошибочных мнений и суждений, их корректировке, а так же определению недостатков выбранных источников и ресурсов, заключенной в них информации.

5. Методический прием «Рефлексия» позволяет учащимся самостоятельно оценить проделанную на уроке работу, опираясь на наличие знаний по теме, записей в рабочей тетради, способностей продемонстрировать освоенные компетенции.

Внедрение экспериментальной методической модели осуществлялось поэтапно, с постепенным добавлением вышеперечисленных элементов в структуру урока. Исследование проводилось на базе МОУ Дмитровская СОШ № 2. и МОУ Дмитровская СОШ № 8 В эксперименте принимали участи 200 учащихся восьмых и шестых классов. Эксперимент проводился в рамках изучения раздела «Биология. Человек» (в 8 классах),  и раздела «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (в 6 классах), по 9 тем из каждого раздела.

5. В результате эксперимента нами было определено повышение эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий, благодаря внедрению разработанной нами методической модели.  В качестве методики расчета полученных результатов нами использовалась общеизвестная методика вычисления среднего арифметического, адаптированная для нашего исследования:

Где [μ] – средний балл класса за выполнение определенного этапа урока; [X1+X2+X3+…Xn] – общее число баллов учащихся в классе за выполнение определенного этапа; [N] – общее число учащихся в классе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Научная статья в журнале МАНПО "Педагогическое образование и наука" На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, ...

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе (ФГОС)

в документе подробно рассказывается применение регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе. Разработан материал проектирования уроков с применением регулятивных универсал...

"Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"

Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному  чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

В данной статье рассмотрены вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Под регулятивными УУД подразумеваются те действия обучающихся, которые позволяют обеспечить возможность уп...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности на уроках математики. В статье описываются виды деятельности на уроках....

Статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики"

В статье приводятся некоторые примеры, которые можно использовать  на уроках математики по формированию регулятивных УУД....