Из опыта работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии
статья по биологии

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Введение в практику новых образовательных технологий повлекло за собой рост потребности общества в людях, обладающих творческим мышлением, привносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать задачи, относящиеся к будущему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одаренными детьми

 на уроках географии и биологии

                                                                     Плесовских Людмила Ивановна,

                                                                                учитель МАОУ СОШ №1 г. Тобольска

          Целью современной системы образования является создание наиболее благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной творческой личности. На современном этапе традиционная система образования направлена на развитие способности понимать научные знания, но не применять их. Традиционная классно-урочная система ориентирована на обучение всех детей по общеобразовательным программам и методикам, что не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Поэтому в условиях общеобразовательной школы и при переходе на ФГОС появилась необходимость выдвижения требований индивидуальной и дифференцированной системы обучения и воспитания учащихся. В центре внимания педагога должна быть личность обучаемого. Учет его склонностей, интересов, творческих способностей – важнейшее условие формирования личности ребенка, развития его творческого мышления, задатков, талантов и интеллекта.

         Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Введение в практику новых образовательных технологий повлекло за собой рост потребности общества в людях, обладающих творческим мышлением, привносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать задачи, относящиеся к будущему.

     Что же такое одаренный ребенок? Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

       Как отличить одаренного ребенка? Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

      Что такое одаренность? Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом  будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

          Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка.

 Виды одаренности:

1) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

2)В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

3)В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

4) В коммуникативной деятельности — лидерскую  одаренность.

 5) В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.      

  Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. 

        Для того, что бы выявить одаренных детей необходимо решить следующие задачи:

знакомство педагогов с данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми;

выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, олимпиад, выставок и иных соревновательных мероприятий,

формирование банка данных;

разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Принципы работы с одаренными детьми:

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения.

Принцип опережающего обучения.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

 Принцип добровольности.

В условиях обычной общеобразовательной школы наиболее эффективной технологией работы с одаренными детьми является дифференцированное обучение.

Дифференцированное обучение – 1) это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения - создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп учета особенностей их контингента, это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Она позволяет создавать педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. В образовательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, имеющими различные склонности, интересы, потребности и мотивы, особенности темперамента, свойства мышления и памяти, эмоциональной сферы, способности  и желанию учиться. Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель и организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах.

Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности, между которыми существует строгая преемственность, в каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Задания программы «А» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержание программы «А» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д. Задания программы «А» должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступать к работе по более сложной программе.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводится дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают, как функционируют и применяются понятия. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «С» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она дает развивающие сведения, углубляющие материалы, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения.

        Такая методической системы предполагает максимальный учет мотивационных воздействий при отборе содержания образования. При конструировании уровневых заданий используются задания с занимательным и игровым содержанием, обеспечивающим творческое решения задания.

Для примера приведу дифференцированные задания по географии (5 класс) по теме: «Географические объекты»:

Уровень «А»: Можно ли отнести к географическим объектам материки и океаны, города и страны, звезды и планеты? Необходимо выбрать наиболее приемлемый ответ и обосновать свой выбор.

Уровень «В»: Сколько географических объектов было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, найти ответ и обосновать свой выбор.

Уровень «С»: Вспомните и назовите географические объекты своей области (Тюменской области), описать их и обосновать свой выбор.

На уроках используются  следующие виды деятельности

·        Использование современных образовательных технологий и методов:

       -технологии развивающего и проблемного обучения,

       -технология критического мышления,

       - информационно-коммуникативные технологии,

       - здоровьесберегающие технологии,

·      -технология индивидуального подхода к каждому ребенку;

        - деятельностный метод,

        - проектная и исследовательская деятельность учащихся;

·    Работа на уроке «консультантов» (мотивированные  учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе).

·    Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным темам.

·        Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский; -частично-поисковый;  -проблемный; 

Формы работы: 
- классно - урочная (работа в парах, в малых группах),   -разноуровневые задания,  -творческие задания; -индивидуальные задания;  -консультирование по возникшей проблеме;  -дискуссия;   

 - игры.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, на  уроках использую следующие методы и приемы работы:

 Прием «Проблемный диалог основан на умении детей задавать вопросы и отвечать на них, используя статистические данные, статьи, информацию из интернета. Например, урок по теме «Глобальные проблемы мира» в 11 классе.

 Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)

Например, урок географии по теме: «Форма Земли»

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей: Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?

Например, пресс- конференция по теме  «Культура» в 10 классе на уроке биологии может затронуть вопросы культуры поведения человека в обществе, культуру речи, эстетическое поведение, гигиеническое , культуру семейных отношений. На уроке предлагаются ситуации из жизни. Делаются выводы, даются рекомендации.

Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок географии в 7 классе по теме: « Антарктида».

- А Вы когда-нибудь слышали о местности, где люди ходят по воде? А хотите побывать?  Варианты ответов и предположения удивят не только учеников и учителя.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера по теме : «Африка»

Географическое положение (Координаты)

Водные ресурсы (океаны, моря, заливы)

Климат (температура, влажность, осадки, давление)

Это интересно…

Река Лимпопо …

Африка

Почвенные ресурсы (типы почв, Сахара)

Население, занятость на селения, знаменитые люди континента.

Биологические ресурсы

(флора и фауна)

 Минеральные ресурсы (руды, алмазы)

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.  Например, на уроках в 8 классе «Использование биологических ресурсов Тюменской области», рациональное и не рациональное использование, предложите меры по охране ресурсов, меры наказания и поощрения.

Игра «Да-нетка», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

               «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность».

                   Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Темы могут быть от реальных и осуществимых, так и фантастических.  Например «Какую воду мы пьем», «Мой путь домой», «Азбука редких растений Тюменской области», «Выращивание томатов в условиях  Тюменской области», «Наблюдая за фенологическими признаками в природе», «Следы на снегу».

                  Другая новая форма работы с одарёнными детьми в школе     является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

      Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по географии, биологии, химии, окружающему миру);

     Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, школах дополнительного образования.

        Участие в школьных, районных предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (декады по географии, биологии, химии, окружающему миру)

        Активное участие школьников среднего звена в работе школьного лесничества «Петрович»

    Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 5-10 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе школьников и школьных конференциях «Первые шаги», « Шаг в будущее», «Растим патриота и гражданина», «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».

        Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;

      Районные, областные спортивные соревнования, марафоны, конкурсы

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

      Использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:

        Расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями.

Работа с родителями в данном направлении включает:

      Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

     Проведение тематических родительских собраний.

     Групповые консультации для родителей; консультации по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями;

    Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

     Успешное развитие познавательного интереса и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебно-образовательный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей; только зная его интересы и потребности, уровень интеллектуальной подготовленности, познавательные особенности можно эффективно использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развитии способностей.

Использование дифференциации в работе с одаренными детьми позволяет оптимизировать и повысить эффективность образовательного процесса. Более того, при отборе содержания образования учитываются дидактические возможности данной технологии, что положительным образом влияет на качество знаний учащихся.

Дифференцированное обучение позволит достичь более высокого уровня развития внимания, памяти и мышления одаренных школьников. Оно активизирует работу ребенка на уроке, повышает интерес к предмету и стремление к самостоятельной работе.

Эффективность самостоятельной и тем более творческой работы учащихся полностью зависит от эффективности работы педагога по руководству ею. Главное – это желание работать и доброжелательное отношение к ученику, желание помочь ученику в развитии способностей и склонностей.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех нас: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.

      

 

Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 томах, 1 том, Москва: НИИ школьных технологий, 2006, 816 стр.

6.Волков И. П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1990.- 159 стр.

7.Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов – Москва: Издательский центр «Академия», 1999, 288 стр.

8.Журнал «Одаренный ребенок» под редакцией Т. Ерегиной, Е. Ивановой, Москва, «Связь-Принт» 2003 г. (март – апрель).

9.Научно-педагогический журнал «Творческая педагогика» №2 (35) 2008, 112 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии

В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....

Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

Мини статья из опыта "Роль настольных игр на уроках географии и биологии с детьми с ОВЗ"

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального на...

из опыта работы "Игровые технологии на уроках географии"

данный материал поможет "оживить" уроки, может быть использован для развития познавательного интереса обучающихся...