Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Ситникова Людмила Владимировна

Комбинированный урок по биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proishozhdenie_reptiliy.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 7

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: раскрыть происхождение пресмыкающихся

Задачи: показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, познакомить с гипотезами вымирания этой группы  животных;

 продолжить формирование коммуникативных умений у  учащихся и их общеучебных навыков (работа с разными источниками информации, умение делать выводы и обобщения),  через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету; способствовать воспитанию работать в группе, выслушивать и принимать мнения других

Оборудование:  таблица: «Многообразие земноводных», презентация «Многообразие земноводных», модули ФЦИОР, мультимедийный комплекс

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельной работы), словесный метод (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами  и модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Содержание урока:                                                         

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся

Предлагает учащимся прослушать описание животных, и сказать о ком идёт речь.

  • Среди них известны настоящие гиганты и карлики. Самая большая – морская кожистая длиной до двух метров, а длина самой меленькой – мускусной не более 25 см.
  • Необычный внешний облик, оригинальный способ передвижения, наконец, ядовитость многих из них, давно привлекали внимание человека.
  • Свирепые хищники и домашние любимцы, длиной от 60 см до нескольких метров. С древности ценились за мясо и шкуру.

К какому классу относятся все эти животные? Назовите их отряды?

Фронтальная работа с классом по заданиям:

  1. Блиц-опрос
  2. Какие утверждения верны?

Даёт учащимся за каждый правильный ответ один жетон

Создание проблемной ситуации

В следующем описании речь снова пойдёт о пресмыкающихся, только они совершенно особенные, «знакомые незнакомцы».

Вот послушайте, как о них пишет Игорь Акимушкин: «Я вижу болото. И туман над ним. Огромный «дракон», круша хвощи, грузно тащит по трясине многотонное тело. Ноги у дракона толстые, как кряжистые дубы. Хвост-анаконда извивается в мутной жиже. Крылатая тень скользнула над топью, дракон проводил ее безразличным взглядом сытого великана. А посмотреть было на что: над болотом летел крокодил! Много их, разных «крокодилов», больших и малых (иные с дрозда, а иные и с планер!), парило тогда в воздухе. То были первые на земле авиаторы (позвоночные). Это было удивительное время! Никогда прежде Земля не видела таких чудовищ и едва ли увидит вновь. И суша, и море, и воздух были отданы им во владение.

Догадались кто это?

Учитель предлагает определить тему и цели  урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков.

Высказывают гипотезы

Вывод: это пресмыкающиеся (черепахи, змеи, ящерицы)

Выполняют задания, предложенные учителем. Приложение 1

Накапливают жетоны

Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками

Учащиеся подсчитывают жетоны и выводят себе оценку по следующим критериям:

Максимальное число жетонов - 37

«5» - 25 жетонов и более

«4» - 20 жетонов и более

«3» - 10 жетонов и менее

Отвечают на вопросы учителя

Предлагают разные гипотезы

Формулируют тему урока «Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся».

Делают записи в тетради.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Принятие учебных целей и условий их достижения

А как вы думаете, почему изучая многообразие пресмыкающихся на прошлом уроке, мы не рассматривали динозавров? Почему вымерли динозавры?

Предлагает сформулировать возникшую проблему и высказать предположения о том, как её решить.

Предлагает использовать в качестве источника информации сообщения учащихся

Выдвижение гипотезы «Динозавры – это древние, ныне вымершие группы рептилий, изучать их можно только по ископаемым останкам или использовать готовую информацию из разных источников»

Предлагают найти информацию о динозаврах в тексте учебника, учебной презентации, видеофильмах

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Постановка проблемы и её решение

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует самостоятельную работу с текстом учебника для ответа на вопросы:

Какие пресмыкающиеся считаются наиболее древними?

На какие группы делились древние пресмыкающиеся?

В каком веке они достигли своего расцвета?

Какие факты об этом свидетельствуют?

Организует фронтальную проверку содержания записей в схеме, корректирует ответы учащихся.

Демонстрация презентации, которая сопровождается сообщениями учащихся

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний

1. Почему вымерли динозавры?

2. Бесследно ли исчезли с лица Земли динозавры? (Гаттерия, Н.Зеландия)

Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и заполняют в тетради схему «Многообразие древних пресмыкающихся».

        

Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.

Слушают сообщения учащихся о хвостатых и бесхвостых земноводных

Высказывают гипотезы

1.Резкое похолодание климата в результате падения метеорита. У динозавров непостоянная температура тела  и холод для них (особенно для животных больших размеров) губителен.  
2.Конкуренция с теплокровными мелкими млекопитающими и птицами 
3.Уменьшение количества растений (из-за похолодания) и гибель от голода 
4.Появление покрытосеменных растений, среди которых было много ядовитых. Гибель растительноядных пресмыкающихся влекла за собой гибель хищников. 
5.Трудности с размножением
6. Изменение условий обитания: многие виды были водными или полуводными

Формулируют выводы по проблеме урока: «Пресмыкающиеся произошли от древних амфибий – стегоцефалов. Наиболее древними рептилиями были котилозавры. В мезозое процветали динозавры, ныне вымершие из-за резкого изменения климата планеты и движения материков. От динозавров произошли современные рептилии и птицы, а зверозубые стали предками млекопитающих»

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации,  выведение следствий)

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке, и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Предлагает задания для 2-х вариантов:

1. Найди и исправь биологическую ошибку в тексте.

2. Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте 

Предлагает проверить работу соседа по парте, используя готовые ответы,   и оценить работу товарища.

Собирает тетради и выставляет оценки за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

Изучить §39 и ответить устно на вопросы параграфа с.187.

Перечисляют новую для себя информацию

Индивидуальная работа

Проверяют работы по готовому ключу и выставляют оценки в тетради

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

1) Блиц-опрос:

  1. Каковы особенности внешнего вида пресмыкающихся? (тело разделено на голову, шею, туловище, снаружи оно покрыто роговыми щитками)
  2. В чём значение рогового покрова рептилий? (он предохраняет животных от потери влаги и иссушения, защищает от повреждения)
  3. Из каких отделов состоит позвоночник рептилий? (шейный, пояснично-грудной, крестцовый, хвостовой)
  4. Каковы особенности строения шейного отдела позвоночника рептилий? (образование сустава между позвоночным столбом и черепом)
  5. Какие отделы головного мозга пресмыкающихся наиболее развиты? (передний мозг, мозжечок)
  6. Как дышат рептилии? (только лёгкими)
  7. Каковы особенности строения кровеносной системы пресмыкающихся? (два круга кровообращения, более полное разделение артериального и венозного кругов кровообращения, трёхкамерное сердце)
  8. Какой тип оплодотворения у рептилий? (внутреннее)

 2) Какие утверждения верны

  1. Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные (верно)
  2. Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов (не верно)
  3. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками (верно)
  4. На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы (не верно)
  5. В шейном отделе рептилий один позвонок (не верно)
  6. У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка (верно)
  7. В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора (верно)
  8. Рептилии дышат лёгкими и кожей (не верно)

Приложение 2

Первый ученик: Первые примитивные пресмыкающиеся появились около 285 млн. лет назад. В то время на Земле установился жаркий, сухой климат, резко сокращались площади заболоченных пространств и потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и остались около воды и превратились в современных земноводных. Другие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся. В таких условиях лучше выживали те древние земноводные, которые могли укрыться от сухости воздуха в болотах, или те, которые имели ороговевшую кожу, более развитые легочные мешки, могли откладывать яйца с большим запасом питательных веществ и с оболочкой, защищающей их от быстрого высыхания.

Таким образом, пресмыкающиеся освоили все среды обитания - наземную, водную и воздушную. Они образовали множество видов и стали господствующими животными на Земле.

Второй ученик: На Земле существовало две группы рептилий – звероподобные рептилии и динозавры. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. Звероподобные рептилии были малочисленны и незаметны, а расцвету динозавров благоприятствовал тёплый и мягкий климат. Наступил век динозавров. Само слово «динозавр» означает «ужасная ящерица».

Динозавры населяли Землю в течение примерно 135 миллионов лет, что в 70 раз превышает время существования человечества.

Впервые окаменевшие яйца были обнаружены в 1922 году в одной из пустынь Гоби (Монголия) во время экспедиции Роя Эндрюса. Возраст яиц - 100 миллионов лет.

Динозавры вымерли десятки миллионов лет назад, но мы можем многое узнать о них, причем не только по скелетам, но и по следам, некогда оставленным ими на влажной грязи.

Помимо таких находок, как окаменелые кости, яйца и гнезда динозавров, палеонтологам посчастливилось обнаружить в разных уголках земного шара некоторое количество отпечатков ступней динозавров. По этим отпечаткам ученые могут узнать, передвигался ли оставивший их динозавр на 2 или 4 ногах, сколько пальцев было на его ступнях, были ли на них когти. А по ширине шага можно узнать, какой величины был этот доисторический ящер. Измерив расстояние между двумя отпечатками и их глубину, ученые могут даже установить, с какой скоростью передвигался данный вид динозавров. А по количеству отпечатков можно узнать, вел ли этот динозавр стадный образ жизни или жил в одиночку.

Третий ученик: Самым большим из всех когда либо существовавших континентов была Пангея. Во время юрского периода Пангея раскололась на две части: Лавразию - на севере и Гондвану - на юге. Потом и Гондвана распалась на большие куски - территории Южной Америки, Африки, Индии, Австралии и Антарктиды. Увеличилось количество землетрясений и извержений вулканов, изменился климат. Исчезли динозавры-гиганты, зато появились другие виды этих животных.

Приложение 3

Закрепление материала

Задание для I варианта: Найди и исправь биологическую ошибку в тексте.

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних рыб – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: членистоногие и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были огромными и многочисленными, а расцвету динозавров мешал тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

Ответ: 1, 2, 4

Задание для II варианта: Вставьте пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ………. – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: …….... и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были ………. и ………., а расцвету динозавров ………. тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

Ответы: Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождение и многообразие пресмыкающихся. 7 класс

Разработка урока в 7 классе с использованием информационных технологий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»

Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации....

Происхождение и многообразие пресмыкающихся

Конспект урока "Происхождение и многообразие пресмыкающихся"...

План-конспект урока «Многообразие современных и древних пресмыкающихся»

Урок с элементами самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы о многообразии отрядов пресмыкающихся....

Разработка урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся».

Конспект урока по теме: «Значение, происхождение и многообразие пресмыкающихся» разработан для проведения урока по биологии в 7-8 классах. Этапы урока проходят с  использованием разны...

Конспект урока биологии "Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся"

Раскрыть происхождение пресмыкающихся, показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, познакомить с гипотезами вымирания этой группы  животных; продолжить формиров...