Контрольная работа на тему: Высшая нервная деятельность. 8 класс.
методическая разработка по биологии (8 класс)

Бальжиева Марина Аранзаевна
Контрольная работа по темам: Память, мышление, внимание, речь и воля. Задания с утверждениями, вставить пропущенные слова, работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysshaya_nervnaya_deyatelnost_1.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Высшая нервная деятельность

Память

Задание №1. Выберите не верные суждения о памяти.

  1. Память — способность сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма.-да
  2. Память связана с работой сердца.-нет
  3. Существует 2 вида памяти в зависимости от времени сохранения: кратковременная, долговременная.-да
  4. По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают следующие виды памяти: двигательная, зрительная, осязательная, смешанная, слуховая.-да
  5. Вся информация, которая в кратковременной памяти находится более 30 секунд, сохраняется в долговременной памяти. -да
  6. Наиболее частой причиной потери памяти является депрессия.-нет
  7. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях памяти.-нет
  8. Сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд.-да
  9. Любой текст запомнится быстрее, если повторять его несколько раз.-нет
  10. Развивать память можно, заучивая стихи.-да

Задание №2. Вставьте пропущенные слова.

  1.  Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов — это….. (словесная память)
  2. Благодаря  …… памяти возможно сочувствие другому человеку.(эмоциональной)
  3. Запоминанию способствуют сильные ……. , которыми сопровождается то или иное событие.(эмоции)
  4. В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, …… .(гипоталамус)
  5.  ……… память связана с запоминанием тех или иных движений.(двигательная)

Задание №3. Прочитайте тест и ответьте на вопросы.

Корсаковский синдром

Нарушение памяти, связанной с текущими событиями, является одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти. При этом нарушении относительно сохранной остается память на события далекого прошлого. Синдром нарушения памяти на текущие события был описан известным отечественным психиатром С. С. Корсаковым и получил его имя. Данный вид нарушений памяти часто сочетается с конфабуляциями (заполнением провалов в памяти не существовавшими событиями) в отношении текущих событий и их дезориентировкой в месте и во времени. Больные с такими нарушениями памяти не помнят событий недавнего прошлого, но фотографически воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.

Часто корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения услышанного и увиденного или в неточной ориентировке. При этом иногда возникает ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций: больные замечают пробелы в своей памяти и пытаются их восполнить, придумывая несуществующий вариант событий. Нарушения памяти на недавние события сочетаются с недостаточной ориентировкой в окружающем, реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то причудливо переплетаться с событиями, не имевшими места. Таким образом, невозможность воспроизведения информации настоящего момента не позволяет организовать будущее, нарушается взаимосвязь отдельных периодов жизни.

Вопросы:

  1. С чем сочетается данный вид нарушения памяти?

(Данный вид нарушений памяти часто сочетается с конфабуляциями (заполнением провалов в памяти не существовавшими событиями) в отношении текущих событий и их дезориентировкой в месте и во времени.)

 2.Назовите последствия Корсаковского синдрома.

 (Возникает ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций. Невозможность воспроизведения информации настоящего момента не позволяет организовать будущее, нарушается взаимосвязь отдельных периодов жизни. Больные с такими нарушениями памяти не помнят событий недавнего прошлого, но фотографически воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.)

Мышление

Задание №1. Выберите не верные суждения о мышлении.

  1. Мышление представляет собой самую простую форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития.-нет
  2. Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. -да
  3. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.-да
  4. Мышление присуще как человеку, так и животным.-нет
  5. Объектом логики как науки является мышление.-да
  6. Существует два вида мышления: элементарное и словесное.-да
  7. Конкретное мышление связано с отстранением, обобщением.-нет
  8. Абстрактное мышление свойственно даже животным.-нет
  9. Процесс мышления осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. - да
  10. Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов. -да

Задание №2. Вставьте пропущенные слова

  1. Результатом процесса мышления у человека являются …….. , ……. и …….. (понятия, суждения и умозаключения.)
  2. Благодаря ….. мышление человека становится обобщённым и опосредованным. (речи)
  3. С помощью …. познается содержание и смысл воспринимаемого. (мышления)
  4. Мыслительные способности формируются у людей в результате …… (труда)
  5. …….. - мыслительная операция, которая позволяет нам узнать о событии, свидетелем которого мы не были. (обобщение)

Задание №3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу. Л.С.Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

Это положение, объясняющее внешний характер формирования психической деятельности, наиболее полно представлено в трудах А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина. В работах П.Я.Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом «про себя», в уме. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает обобщенный характер. Происходят специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

Развиваемые в отечественной психологии положения о том, что психические процессы возникают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о рефлекторной природе психики. В своих исследованиях И.М.Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область». Понимание мышления как деятельности, выросшей из практической и возникшей в процессе жизни индивида, находит свое продолжение и обоснование в работах И. П. Павлова, который считал, что в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в опыте индивида.

Другой известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн определил мышление как аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга. Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов обнаруживает их процессуальную структуру. Элементарные психические процессы человека (ощущения) являются процессами в том смысле, что они протекают во времени и обладают некоторой изменчивой динамикой.

Вопросы:

  1. Что писал в своих работах П.Я.Гальперин?

(В работах П.Я.Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами.)

  1. Что доказывал Сеченов И.М в своих исследованиях?

(В своих исследованиях И.М.Сеченов доказывал, что мысль, начинаясь с образования конкретных представлений о предмете, переходит во «внечувственную область».)

  1. В чьих работах дано обоснование понимания мышления как деятельности?

(И.П. Павлова)

Внимание, речь и воля

Задание №1. Выберите не верные суждения о внимании и речи.

  1.  Произвольное внимание возникает независимо от воли человека при действии любого яркого раздражителя. -нет
  2. Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих отбор информации и внимание. -да
  3. Произвольное внимание очень характерно для детей. -нет
  4. При внешних помехах, шуме, или, например, чувстве голода человек отвлекается от предмета внимания. -да
  5.  Вниманием называют направленность восприятия на какой-либо объект, сосредоточенность на нем, пристальную заинтересованность. -да
  6. Регулятором различных форм внимания является ретикулярная формация ствола мозга и промежуточный мозг. -да
  7. Непроизвольное внимание возникает при сознательном намерении человека, удерживать его нужно волевым усилием. -нет
  8. Может внимание человека быть сосредоточено и на его собственных мыслях — при этом человек замирает, задерживает дыхание, его глаза затуманиваются. -да
  9. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. -да
  10. Речь человека связана прежде всего с мыслительной деятельностью.-да

Задание №2. Вставьте пропущенные слова.

  1. Имеется две функции волевого действия: ……  и  …… (побудительная и тормозная)
  2. Помехой волевым действиям могут стать ……  и  ……. (внушаемость и негативизм)
  3. Речь у  …… людей возникла в процессе социальной коммуникации и трудовой деятельности. (первобытных)
  4. Помимо внешней речи у человека формируется еще и внутренняя речь, и иногда привычка к внутреннему ….. становится навязчивой.( монологу)
  5. ……… называют направленность восприятия на какой-либо объект, сосредоточенность на нем, пристальную заинтересованность. (вниманием)

Задание №3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Внимание - это психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмет, событие, образ, рассуждение и т.д.).

Внимание вместе с восприятием и памятью является так называемым предвестником мышления. Внимание характеризуется как динамическая сторона сознания.

Многие исследователи, в том числе И.Л.Баскакова, Л.С.Выготский, В. С. Мухина и др., подчеркивают наличие общих закономерностей развития памяти, воображения и внимания у ребенка. Возрастные характеристики этих познавательных процессов у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. В старшем дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности (обучение в виде игры) и новых требований перед ребенком возникают особые задачи, направленные на сосредоточение и удержание внимания на объекте или воспроизведение какого-либо задания. Это приводит к формированию нового уровня внимания, а также памяти, воображения и других высших психических функций. Произ-предыдущей деятельности в новую. Переключаемость - это динамическая характеристика внимания.

Физиологически переключение внимания сопряжено как с выработкой, так и с ломкой стереотипа, а также с его укрупнением, когда несколько стереотипов последовательно объединяются, образуя единое целое. Механизмы переключения и отвлечения внимания различны. При переключении происходит активная перестройка психической деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить иные способы деятельности. В переключении внимания, как и в действии, проявляются собственно регуляторные функции внимания -возможность произвольно прекратить или замедлить предшествующую деятельность.

Исходя из вышеизложенного и учитывая основные характеристики внимания, правомерно выделить следующие виды нарушений внимания:

§   снижение устойчивости;

Вопросы:

  1. Что происходит при переключении внимания?

(При переключении происходит активная перестройка психической деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить иные способы деятельности.)

  1. На что в своих исследованиях обращали внимание И.Л.Баскакова, Л.С.Выготский, В. С. Мухина?

( Многие исследователи, в том числе И.Л.Баскакова, Л.С.Выготский, В. С. Мухина и др., подчеркивают наличие общих закономерностей развития памяти, воображения и внимания у ребенка. Возрастные характеристики этих познавательных процессов у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. В старшем дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности (обучение в виде игры) и новых требований перед ребенком возникают особые задачи, направленные на сосредоточение и удержание внимания на объекте или воспроизведение какого-либо задания.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Высшая нервная деятельность

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе . Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на...

задания по биологии для проверки знаний по теме «Высшая нервная деятельность»

Примеры заданий для организации мини-исследований на уроках биологии при изучении темы «Высшая нервная деятельность»...

Проверочная работа по теме "Высшая нервная деятельность"

Примеры заданий для осуществления  контроля знаний учащихся(дифференцированные)...

Рабочая прграмма элективнго кура по биологии по теме: "Высшая нервная деятельность"

Курс предназначен для осуществления в 9 классе в качестве предпрофильной подгтовки и в 10-11 классах в качестве элективного курса, поддерживающего естественнонаучный профиль....

тестовые задания по теме Высшая нервная деятельность

В данном материале представлены тестовые задания с одним выбором ответа, с несколькими ответами, задания на соответствие и развернутый ответ. Данный материал поможет учащимся 9-х классов повторить дан...

Тест по теме "Высшая нервная деятельность"

Тест предназначен для проверки знаний по биологии в 8 классе. Учащимся необходимо вставить пропущенное слово в предложенном тексте. Для проверки предлагаются ответы....