Лишайники
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Конспект урока 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 5 класс33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Лишайники

Цель урока – знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  1. сформировать у учащихся представления о лишайниках как симбиотических организмах.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. умение вести диалог на основе взаимного уважения;
  2. способствовать формированию устойчивого личного познавательного интереса к ранее незнакомым объектам живой природы;
  3. обеспечить осознание учащимися универсальной ценности природы;
  4. формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного к ней отношения;
  5. формирование у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения на основе проведения простейших исследований.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. развивать у обучающихся умение составлять план своих действий на уроке;
  2. организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, осуществлять сравнение, обобщать и делать выводы;

Формирование УУД

Познавательные УУД:

  1. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  2. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (включение учащихся в деятельность)

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Хочу пожелать всем нам удачи.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Низшие растения, живущие в основном в воде.
  2. Группа растений, у которых нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
  3. Часть плодового тела гриба.
  4. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
  5. Тонкие белые нити, образующие тело гриба.
  6. Так называется тело низших растений.
  7. Гриб-паразит
  8. Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному так и другому.

Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось? Как вы думаете, что оно означает? Правильно, это тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2).

А теперь давайте вместе с вами попробуем определить задачи нашего урока, т.е. чем мы будем сегодня с вами заниматься.

(Дети пытаются сформулировать задачи, учитель направляет и корректирует).

III. Актуализация знаний.

  1. Что такое грибница?
  2. Какие организмы называют паразитами?
  3. Что такое симбиоз?
  4. В чём различие явления паразитизма и симбиоза?

1. Общая характеристика лишайников

Учитель: Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад.

     Поистине эти растения сказочно живучи! Они селятся на голых камнях, на песках, обожжённой солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся горячих лучей солнца, живой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Нередко лишайники первыми поселяются в совершенно бесплодных местах, где не растут никакие другие растения. Занимая эти бесплодные участки, лишайники, как растения-пионеры, идут впереди. Используя перегной после их отмирания, могут укрепляться на этих местах и другие растения.

   (Слайд 3,4) Лишайники - это группа низших растений, которые представляют собой самую высокую форму симбиоза, где из двух организмов создаётся новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль. Тело лишайника – слоевище, которое состоит из гриба и водоросли.

   Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.

   В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся, но после дождя они оживают вновь.

    Форма и величина лишайников разнообразны. Размеры их могут быть от нескольких миллиметров до десятков метров.

    Растут лишайники очень медленно. Например, ягель за год вырастает всего на 1-3 мм. Продолжительность жизни лишайников от 50-100 лет.

    В природе большинство лишайников растут быстро, если воздух чистый и нет агрессивной среды. Поэтому лишайники являются хорошими индикаторами чистоты воздуха.

2. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы

Учитель: Ребята, как вы думаете может ли лишайник существовать без водоросли? Если лишайник не может существовать без водоросли, значит, водоросли выполняют важную роль в данном организме. Вот это нам сейчас и предстоит с вами выяснить.

Логический вопрос. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Самостоятельная работа - работа в группах

1 группа. Используя текст учебника на стр. «Многообразие и распространение лишайников», рис. составьте таблицу «Разнообразие лишайников». Найдите в коллекции гербариев лишайники с различными слоевищами.

Группы лишайников

Внешний вид

Места поселений

Примеры

Накипные

Похожи на кору деревьев, в виде «корочки», «накипи».

Поверхность почвы, горных пород, кора растений и кустарников.

Леканора, пертузария, аспицилия.

Листоватые

В форме пластинок, чешуек.

На камнях, почве, коре деревьев.

Ксантория настенная, гипогимния вздутая, пармелия, пельтигера.

Кустистые

«Кустики»

Почва, ветки деревьев, скалы.

Кладония, цетрария исландская, уснея, алектория.

2 группа. Используя текст учебника на стр. «Строение и питание лишайников» составить опорную схему «Жизнедеятельность лишайников».

Жизнедеятельность лишайников

                 ГРИБ                                                                                         ВОДОРОСЛЬ

Предохраняет водоросль от избыточного                 Обеспечивает гриб синтезируемыми ею

освещения и высушивания, доставляет                    органическими веществами

воду и минеральные вещества

3 группа. Используя текст учебника на стр. «Размножение лишайников» и «Значение лишайников», а также дополнительную литературу, составьте схему «Размножение лишайников» и заполните таблицу «Значение лишайников в природе и жизни человека».

Размножение лишайников

                Бесполое                                                                                          Половое

кусочками        специализированные

слоевища          группы клеток

ФИЗМИНУТКА

.

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к нашей проблеме: может лишайник существовать без водоросли и какую роль выполняет водоросль в лишайнике.

(Ответы учеников, учитель обобщает)

Учитель: Возвращаемся к веществам, которые представлены: что их объединяет?

(Дети должны ответить, что в состав этих всех веществ входит лишайник)

V. Первичная проверка понимания

Просмотр фильма о лишайниках – электронное приложение

(для формирования целостной картины о лишайниках – Приложение 5)

Вопросы для контроля

  1. Как вы думаете, лишайники это низшие растения или высшие? Можно ли их вообще отнести к растениям?
  2. Почему лишайник считают примером симбиоза?
  3. Лишайники часто встречают на деревьях. Как вы думаете лишайники – паразиты?
  4. Почему лишайники называют пионерами растительного мира?

Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6) +

VI. Домашнее задание: 

VII. Рефлексия

Выставление оценок учащимся – листы самоконтроля.

Закончите предложение:

Я узнал(а)…

Я умею…

У меня есть вопросы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"

Обобщающий урок биологиив 7 классе...

Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах

научно - практическая работа об экологии, систематике  и индикационном значении лишайников...

"Лишайники"

"Лишайники"   ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...

презентация на тему "Лишайники"

Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники

адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....