Обмен веществ. Витамины
методическая разработка по биологии (8 класс)

Рахимова Миляуша Мансуровна

Урок в 8 классе по теме "Обмен веществ. Витамины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vitaminy.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обмен веществ. Витамины»

Цели урока.

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в  

                                обмене веществ и их практическом значении для здоровья

                                человека.

 Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

                          деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

                          применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

                                творческой личности с положительными нравственными

                               качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

                     ситуации.

Оборудование: компьютер и  мультимедийный проектор; презентация

                            «Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

                            пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

                            лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

                            карточки для проведения практической работы.

                     

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, меня зовут Рахимова Миляуша Мансуровна. Я учитель биологии Гимназии поселка Богатые Сабы, Сабинского муниципального района. Я рада приветствовать вас на своем уроке.

- Ребята, поприветствуйте друг друга и пожелайте здоровья.  Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм.

Вызов

Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».

Что же спасло моряков? У меня в коробке то, что помогло морякам.

В конце урока вы должны определить, что же спасло моряков от гибели?

Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:
1. Расслоение ногтей.

2. Ослабление и выпадение волос.

3. Сухость кожи.
4. Точечный рисунок на ногтях.

- Что это такое? В чём же тут дело?

- Конечно же, причина в нехватке витаминов! Молодцы!

-Тема нашего урока «Витамины».

- Что вы знаете о витаминах?

- На ваших столах листы формата А3.Напишите как можно больше слов, фраз, схем, рисунков связанные с нашей темой. Не бойтесь записывать все, что приходит на ум. Дате волю воображению и интуиции. (1 мин.)

Итог: А теперь, послушаем вас. Интересно, что же у вас получилось. Основное условие – не повторять то, что было уже сказано. Спасибо за ответы.

На основе анализа ваших карт мы выделим задачи урока

План: 1.  Когда люди впервые узнали о витаминах? Кто открыл витамины?

        2. Что такое витамины? Дайте полное и точное  определение витаминам?

        3. Как влияют витамины на здоровье человека? Конкретная их роль в организме?

        4. Содержатся ли витамины в продуктах питания? Сколько ли их там?

  Мы часто слышим разную информацию о витаминах. До и после

На ваших столах листы с утверждениями

В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,  или «-», если  вы не согласны.  Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

1

Витамины - это минеральные вещества.

2

Определение «витамин» предложил польский ученый К.Функ.

3

Недостаток витамина D приводит к заболеванию рахитом.

4

В период инфекционных заболеваний нужно есть продукты с большим содержанием витамина С.

5

Основным источником витаминов являются растения.                    

6

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

7

Витамины участвуют в обмене веществ и способствуют образованию ферментов.                                                                                                                                        

Осмысление.

  1. История открытия витаминов (видео)

Предлагаю вам ознакомиться с видеофрагментом. При просмотре обращайте внимания на поставленные нами задачи.

    2. Определение витаминов, их роль в организме.

        В настоящее время научным сообществом 13 веществ признано витаминами.   Современные названия витаминов приняты в 1956 году Комиссией по номенклатуре биохимической секции Международного союза по теоретической и прикладной химии (IUPAC). Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К). 

     При длительном недополучении  организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.  

3. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Для лучшего запоминания информации, я предлагаю вам заполнить таблицу "Характеристика витаминов". Каждая группа заполняет  тот витамин, о котором идет речь в его задаче. Сперва вам надо определить, что за витамин. Оставшиеся витамины подскажут другие команды.

Группа 1. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач?

Группа 2. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Как вы думаете, что предположил врач?

Группа 3. Женщина пришла к врачу со своим сыном. Она жаловалась на маленький вес сына, на хрупкость костей и  частые переломы костей. Как вы думаете, что предположил врач?

Начнём с витамина С.

Характеристика витаминов.

Витамин

Роль в организме

В каких продуктах содержится

Проявление авитаминоза

С

Регулирует обмен белков и углеводов

Шиповник, лимон, черная смородина, капуста

Цинга

А

В

D

К какому выводу мы пришли? все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

 

4. Содержание витаминов в продуктах питания.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне, квашеной капусте, яблоках и зеленом чае. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

“Определение витамина С”

  1. В Спиртовой раствор йода добавьте крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  2. Возьмите свежий лимон, (яблоко), (квашеную капусту) и выдавите  1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

3. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;

А сейчас мой опыт: яблочные сок, который я купила в магазине. Проверим содержится ли здесь витамин С?

- Что же произошло? Почему так? В чем причина? Как вы думаете?

Вывод: витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

Таким образом, кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

            - А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Мешает усвоению витаминов:

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

У кого-то дома есть курящие взрослые?

никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Рефлексия

Давайте вернемся к нашим утверждениям. Исходя из полученных знаний, заполните столбик После. Поменялись ли?

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

1

Витамины - это минеральные вещества.

2

Определение «витамин» предложил польский ученый К.Функ.

3

Недостаток витамина D приводит к заболеванию рахитом.

4

В период инфекционных заболеваний нужно есть продукты с большим содержанием витамина С.

5

Основным источником витаминов являются растения.                    

6

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

7

Витамины участвуют в обмене веществ и способствуют образованию ферментов.                                                                                                                                        

Давайте вспомним вопрос в начале урока и ответим на него:

«Что же спасло моряков от гибели?  Что у меня в коробке? как вы думаете?

 Плод какого тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится у меня в черном ящике?»

( Болезнь Цинга. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон) ).

Итог.

Ребята, еще не все тайны природы открыты. Как храбрый Христофор Колумб  не бойтесь открывать для себя новые горизонты,  желаю удачи.

Спасибо всем за хорошую работу.

До свидания, урок окончен!

Витамин С

         Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

         Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем   стакан лимонного сока.

         Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

         В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

      Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

        Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин D.

       Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

        Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

       У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.   При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А

     Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке.    В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

     Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

 Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

       При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Витамин В

       Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.      Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

      В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

       В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина  В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

     Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

       Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

        Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока биологии в 8 классе "Роль витаминов в обмене веществ человека"

План- конспект урока, для учащихся 8 класса. Урок может быть проведен как с использованием ИКТ, так и в традиционной форме....

«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»

Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ   по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен.

Конспект занятия. Понятие "обмен веществ", этапы пластического обмена....

ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...

Лекция №1 «Витамины. Их роль в обмене веществ»

Лекция № 1 «Витамины. Их роль в обмене веществ»     Цель:      Показать природную связь между организмами;Разъяснить значение витаминов, рассказать об основных ...

Пособие для обучающихся 8х классов по биологии. "Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион."

Проверочная работа  по теме:  «Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион» 8 класс. В двух вариантах с ответами....

конспект урока "Обмен веществ. Энергетический обмен."

Урок для 10 класса.  Базовый уровень. Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В....