Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Представлена рабочая программа по биологии для 6 класса по учебнику И.Н. Пономаревой, издательство "Вентана-Граф".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 

 «Рассмотрено»

на заседании ГМО

Протокол № _____

От «__» _________20г

Руководитель ГМО __________/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/

 «_____» ______________ 20 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 6

____________/

Приказ№ ___________

«____» _____________ 20г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя биологии

Филатовой Галины Юрьевны

(педстаж 38 лет, высшая квалификационная категория)

по учебному предмету «Биология» для 6класса)

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса  авторы: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко , А.Г. Драгомилов , Т.С. Сухова. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2012.)

Учебник И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс.          Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

По учебному плану 1 час в неделю, 34 часа в год        

 

Сасово

Пояснительная записка

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности, способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах

Цель обучения.  Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

понимание ценности знаний  о  своеобразии царств: растений, бактерий,  грибов в  системе биологических знаний научной картины мира.

формирование  основополагающих  понятий  о  клеточном  строении  живых  организмов,  об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание  бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов  как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к результатам освоения программы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными  результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

 • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

 • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Содержание учебного предмета

Наука о растениях - ботаника (4ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

            Органы цветковых растений. ( 12ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 5ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Многообразие и развитие растительного мира. ( 10 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.  Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Природные сообщества. (4 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы».

При изучении материала по биологии используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Анализ графиков, таблиц, схем.
  4. Объяснение наблюдаемых явлений.
  5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  6. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  2. Выполнение работ практикума.
  3. Проведение исследовательского эксперимента.
  4. Моделирование и конструирование.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Вид, контроля

Дата

план

фактическая

Наука о растениях- ботаника.4ч

 1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

 1

Устный опрос

1-я неделя сентября

2

Многообразие жизненных форм растений.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

2-я неделя сентября

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

Тестирование и индивидуальная работа с карточками

3-я неделя сентября  

4

Ткани растений.

Тестирование и индивидуальная работа с карточками

4-я неделя сентября  

Органы цветковых растений.

12

5

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

1

Индивидуальная работа с карточками и тестирование

1-я неделя октября

6

Условия прорастания семян

1

Тестирование

2-я неделя октября  

7

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

3-я неделя октября

8

Подведем итоги.

1

Устный опрос

4-я неделя октября

9

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек"

1

Тестирование

2-я неделя ноября

10

Лист, его строение.

1

Биологический диктант

3-я неделя ноября

11

Значение и функции листа.

1

Тестирование

4-я неделя ноября

12

Стебель , его строение и значение.

 Лабораторная работа №4

" Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

1-я неделя декабря

13

Видоизменения стебля.

1

Составление таблицы

2-я неделя декабря

14

Цветок, его строение и значение.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

3-я неделя декабря

15

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

Биологический диктант

4-я неделя декабря

16

Обобщение. Органы растений.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос

4-я неделя декабря

Основные процессы жизнедеятельности растений. 

5

17

Минеральное питание растений и значение воды.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

2-я неделя января

18

Воздушное питание растений - фотосинтез.

1

Биологический диктант

3-я неделя января

19

Дыхание и обмен веществ у растений.

1

Тестирование

4-я неделя января

20

Размножение и оплодотворение растений.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

1-я неделя февраля

21

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

2-я неделя февраля

Многообразие и развитие растительного мира.

10

22

Систематика растений, ее значение для ботаники.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

3-я неделя февраля

23

Водоросли, их многообразие в природе.

1

Тестирование  

4-я неделя февраля

24

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

1

Биологический диктант

1-я неделя марта

25

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

2- неделя марта

26

Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

3-я неделя мар

27

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Тестирование

4-я неделя мар

28

Семейства класса Двудольные.

1

Тестирование

  1неделя апреля  

29

Семейства класса Однодольные

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

2 неделя апреля

30

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

1

Тестирование

3 неделя апреля

31

Дары Старого и Нового Света.

1

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

4 неделя апреля

Природные сообщества.

4

32

 Понятие о природном сообществе.

1

Устный опрос

1-я неделя мая

33

Жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ.

1

Фронтальный опрос

2-я неделя мая

34

Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса.

1

тестирование

3-я неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....