Разработка урока по теме "Вирусы" для 9-11 классов с использованием Технология развития критического мышления (ТРКМ)
учебно-методический материал по биологии (9, 10, 11 класс)

Карпухина Ирина Валерьевна

Актуальность темы на сегодняшний день бесспорна. Для лучшего понимания и усвоения материала, детям нужно предоставить возможность самостоятельного осмысления и формулировки полученных знаний. 

Работа в группах способствует коммуникации ребят и выбору оптимального варианта ответа. Также дает возможность учиться отстаивать свою точку зрения. 

Использование приема ТРКМ "Зигзаг"

Ограниченность по времени (1 урок) и достаточно большой объем материала для освоения.

В качестве вступления к теме проводится небольшая разминка – называем ассоциации, связанные с понятием «Вирус» и отмечаем на заранее заготовленных листочках  «+» и «-» свои знания о вирусах.

  1. Учебный текст разделен на несколько фрагментов.
  2. Ученики объединяются в рабочие мини-группы по 4-6 человек (зависит от размера текста и количества детей)
  3. В моем варианте урока используется облегченный вариант «Зигзага», когда каждая группа получает свой фрагмент текста.
  4. После проработки, обсуждения и выделения главного, группа создает наглядный вариант своего выступления по теме. Презентация может быть в виде схемы, кластера, рисунков, таблиц, вопросов и ответов  и т.д.
  5. От каждой группы выступает один представитель, остальные учащиеся делают пометки в тетрадях.
  6. После окончания выступлений, происходит обсуждение темы и формулируются главные выводы, которые записываются в тетради.
  7. Рефлексия: обсуждение полученных знаний и подсчет «-», которые за урок превратились в «+»

Если позволяет время (например, сдвоенный урок), можно использовать более сложный «Зигзаг»: каждый ученик в группе получает свой фрагмент текста, прорабатывает его, после чего объединяется в группу с экспертами из других мини-групп, работавших с данным фрагментом. Совместно они создают презентацию по своей части текста. Затем эксперты возвращаются в сои мини-группы, где из разных презентаций создают одну общую, которую представляют для обсуждения перед классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока19.69 КБ
Файл презентация "Вирусы"2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Биология

Тема: Вирусы

Класс: 10 класс (можно использовать в 9-м с некоторыми сокращениями)

Название технологии ТРКМ ( «ассоциации», «знаю – не знаю – узнал», «Зигзаг»)

Планируемый образовательный результат

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

- активность

- интерес

-мотивация к обучению и познанию нового;

-формирование коммуникативной компетентности в общении;

-формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

-уважение к собеседникам;

-творческий подход.

-оценка границ собственного знания;

-способность к децентрации.

-заи

-знать, что собой представляют Вирусы, их строение, механизм действия;

-знать историю изучения и гипотезы возникновения вирусов;

-представлять, какую опасность несут вирусные инфекции и пути их распространения;

-знать название вирусных заболеваний человека, животных, растений;

-знать, что такое бактериофаг, как он действует;

-знать, как человек может использовать вирусы в своих целях и какую можно от них получить пользу.

-уметь выбирать нужную информацию

-организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать

-анализировать поставленную задачу, планировать способы достижения поставленных целей

-самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы

-находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам, уметь эффективно работать в группе

- выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

-создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач

- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять содержание)

- уметь вести диалог, правильно строить монолог, владеть письменной и устной речью

- поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы

Описание реализации этапов технологии на данном уроке

 

  1. ВЫЗОВ.

Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас слово Вирус?

На доске записываются предложения учеников. Варианты: болезнь, опасность, смерть, СПИД и т.д.-  2 мин.

Учитель: читает небольшой детский стишок про вирус гриппа.1 мин

На партах – листочки с интересными фактами о вирусах.  Отмечаем «Знаю - +», «Не знаю - ». 3 мин.

Формулируем, что бы мы хотели узнать на сегодняшнем уроке. Записываем тему урока в тетради. – 1 мин.

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ.

Используется прием «Зигзаг».

А. Работа с текстом. Класс (20-25 чел) делится на 4 группы ( по 5-6 чел). Каждая группа получает листок с текстом (текст разный) . Ребятам ставятся задачи: прочитать, озаглавить, обсудить текст и в свободной форме на чистом листе сделать презентацию данного материала. - 12 мин.

Б. Представление каждой группой своей презентации. Один человек от группы выступает, остальные ученики в тетради делают пометки, основные формулировки  записывают. В качестве иллюстраций на экране учитель показывает слайды, заранее сделанной презентации.  5 мин / 4 гр. = 20 мин.

В. В заключении учитель затрагивает вопрос  о пользе вирусов.  1 мин.

3.  РЕФЛЕКСИЯ.

Снова обращаемся к листочку «Знаю – не знаю». Ставим значки плюс – минус. 1 мин.

Обсуждаем, что мы узнали на уроке,  сколько «минусов» превратились в «плюсы». 2 мин.

Учитель говорит, что оставшиеся «минусы» - это возможность самостоятельно открыть для себя еще что-то новое, так как невозможно в рамках маленького урока обсудить все проблемы, которые  стоят перед наукой. Записываем д-з. 2 мин.

Выводы.  Информации по данной теме в учебнике совсем немного. При этом она имеет важное практическое значение, так как знания этой темы важны для сохранения здоровья. Работа в группах с текстом позволяет расширить рамки школьной программы с познавательными целями, при этом изучив материал, предусмотренный программой. Когда урок проходит в 10 кл, предполагается, что дети уже знакомились с материалом в 9-м классе. Поэтому значков "+" у них должно быть больше. В 9-м классе не рассматриваются бактериофаги, поэтому текст о них можно убрать ( а можно не убирать) и количество групп сократить до 3-х. При этом, больше времени запланировать на обсуждение презентаций и записи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вирусы (лат. virus — яд) были открыты в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским при исследовании мозаичной болезни листьев табака . им был введён термин фильтрующийся вирус как обозначение небактериального болезнетворного агента, способного проходить сквозь бактериальные фильтры — фильтроваться. В 1898 году голландский микробиолог Мартин Бейеринк повторил эксперименты Ивановского и пришёл к выводу, что прошедший сквозь фильтр инфекционный материал есть не что иное, как новая форма инфекционных агентов

Слайд 2

отличительными особенностями вирусов являются: Они содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо РНК, либо Не обладают собственным обменом веществ. Могут существовать только как внутриклеточные ОБЛИГАТНЫЕ паразиты и не размножаются вне клеток тех организмов, в которых паразитируют . Вирион – оформленная вирусная частица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)

Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ).  ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинт...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...