Эволюция развития растений и животных. Подготовка к ОГЭ
методическая разработка по биологии (9 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Программа по общекультурному направлению для учащихся 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N6» г. Сасово Рязанской области

Согласовано

на МС школы

Протокол №_____

От «       » _______ 2021г.

Руководитель МС

Рассмотрено

на МО учителей

Протокол №_____

От «       » _______ 2021г.

Руководитель МО

.

ПРОГРАММА КУРСА

«Эволюция развития растений и животных. Подготовка к ОГЭ»

по общекультурному направлению

для учащихся 9 классов

2021-2022 уч.г

г. Сасово


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализуя национальный проект «Образование», образовательное учреждение  активно участвует в работе по подготовке и проведению ГИА по биологии, которая должна выровнять возможности учащихся для получения качественного образования при порой неравных исходных образовательных и социальных возможностях.

Разработанная программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Курс включает 6 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации.

 Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6-7 классах понятия требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в 9 классе.  

Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности. Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) приветствуется, так как помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.

ЦЕЛИ КУРСА

  • Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.
  • На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
  • Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
  • Отработать умения оформлять экзаменационную работу, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
  • Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы.

ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
  • Использование компьютерных программ по биологии.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общее количество часов – 34 часа

 Введение (1 ч)

Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В, С.

Практическое занятие «Вводное тестирование» (выполнение одной из версий ГИА за предыдущие годы. Проверка выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.

  1. Биология – наука о живой природе (1 ч)

Собеседование «Роль биологии в формировании научных представлений о мире» (1 ч)

Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Развитие представлений о клетке. Р.Гук, Т.Шванн, Т.Шлейден. Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия видов.

Уровни организации живой материи. Основные свойства живого

Уровни организации материи: молекулярный клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Характеристика свойств живого (рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определенный химический состав).

  1. Клетка как биологическая система (3 ч)

Обзорная лекция «Химический состав клетки» (1 ч)

Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.

Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, сигнальная и др.

Собеседование «Структурно-функциональная организация прокариотических и  эукариотических клеток»

Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток пркариот и эукариот.

Лекция «Метаболизм в клетке» (1 ч)

Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Катаболизм и его признаки. Особенности строения хлоропластов и митохондрий.  АТФ и ее роль в клетке.

Собеседование «Неклеточные формы жизни»

Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.

Подведение итогов. Повторение темы (1 ч)

Тестовые задания типа: выберите правильные ответы (один правильный ответ из четырех, три из шести), установите последовательность, определите по рисунку. Анализ результатов.

 

  1. Многообразие организмов ( 15 ч)

Собеседование «Характеристика царства Растения» (4 ч)

Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.

Собеседование «Характеристика царства Животные» (8 ч)

Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, иглокожие, хордовые. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.

Собеседование «Характеристика царства  Грибы» (1 ч)

Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в природе и жизни человека. Лишайники.

Подведение итогов. Повторение темы (2 ч)

Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, три из шести, определить соответствие, дать краткий свободный ответ.

  1. Человек и его здоровье ( 8 ч)

Бисоциальная природа человека (1 ч)

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).

Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека (5 ч)

Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.

Подведение итогов. Повторение темы (2 ч)

Тестовые задания на разные виды деятельности учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности.

  1. Итоговое занятие (6 ч)

Тестирование по вариантам ГИА (5 ч)

Блоки А, Б, С.

Обсуждение выполненной работы (1 ч)

Анализ типичных ошибок. Рефлексия.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Вид обратной связи

Введение

Задачи элективного курса

Вводное тестирование

1

1

5.09.21

Инструктаж

Анализ вводного теста

  1. Биология – наука о живой природе

Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Уровни организации живой материи. Основные свойства живого

1

1

12.09.21

Составление сравнительных таблиц, схем

  1. Клетка как биологическая система
  • Химический состав клетки. Нахождение соответствия между строением, свойствами и функциями органических веществ в клетке
  • Метаболизм в клетке. Неклеточные формы жизни
  • Подведение итогов. Повторение темы

3

1

1

1

19.09.21

26.09.21

3.10.21

Составление сравнительных таблиц, схем

Составление сравнительных таблиц, схем

Сообщения учащихся

Тест

  1. Многообразие организмов
  • Основные систематические категории. Характеристика царства Растения
  • Разнообразие организмов: бактерии, водоросли
  • Разнообразие организмов: мхи, папоротниковидные
  • Разнообразие организмов: голосеменные, покрытосеменные
  • Характеристика царства Животные
  • Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Простейшие, кишечнополостные
  • Тип плоские, круглые, кольчатые черви
  • Тип моллюски, иглокожие
  • Тип хордовые: класс рыбы, земноводные
  • Особенности  строения и жизнедеятельности класса пресмыкающихся
  • Особенности  строения и жизнедеятельности класса птиц
  • Особенности  строения и жизнедеятельности класса млекопитающих
  • Характеристика царства Грибы
  • Подведение итогов. Повторение темы

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

10.10.21

17.10.21

24.10.21

7.11.21

14.11.21

21.11.21

28.11.21

5.12.21

12.12.21

19.12.21

26.12.21

9.01.22

16.01.22

23, 30.01.22

Собеседование

Собеседование

Собеседование

Тест

  1. Человек и его здоровье
  • Бисоциальная природа человека
  • Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов
  • Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма.
  • Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.
  • Высшая нервная деятельность.
  • Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы оказания первой помощи.
  • Подведение итогов. Повторение темы

 8

1

1

1

1

1

1

2

6.2.22

13.2.22

20.2.20

27.2.22

5.3.20

12.3.22

19, 26.3.22

Лекция

Составление схем

Выступление

Тест

  1. Итоговое занятие
  • Тестирование
  • Обсуждение выполненных работ

6

9.4.22

16.4.22

23.4.22

30.4.22

7.5.22

14.5.22

21.5.22

Тесты

ИТОГО

34

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия В.В.пасечника). – М.: Дрофа, 2008.
  2. Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия «Сферы»  Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко).- М.: Просвещение, 2010.
  3. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Рохлов В.С. биология. 9 класс. – М.: Национальное образование, 2011.
  5. ГИА -2011:Экзамен в новой форме: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С.Рохлов, Г.И.Лернер и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011- ФИПИ.
  6. Электронное приложение к учебнику биологии (авторская линия «Сферы»  Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко) 6-9 классы
  7. Мамонтов С.Г. Биология. – М.: Дрофа, 2008
  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.
  9. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004.
  10. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2005
  11. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2005
  12. Демо-версии Министерства образования и науки РФ (начиная с 2006 года), электронные версии www.fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных.

Это задание поможет выявить пробелы по теме "Цитология" при подготовке к ЕГЭ и ГИА...

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

Циклы развития растений (занятие по подготовке к ЕГЭ)

Как показали результаты экзамена прошлых лет:У учащихся слабо сформированы - знания об изменении хромосомного набора в клетках  гаметофита и спорофита водорослей, мхов, папоротников, голосем...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

конспект урока в 3 классе по развитию речи на тему: "Растения и животные весной"

Тема: Растения и животные весной.Цель урока: познакомить обучающихся с признаками весны.Задачи:образовательные: Углубить и расширить знания о признаках весны, об изменениях в жизни растений и животных...

План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»

7 классТема Эволюция строения и функций органов и их систем.Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 гЦель урока:Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение...